Становление бухгалтерского управленческого учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:43, реферат

Краткое описание

Возникновение российского государства, относят к 862 г. Первые полтора столетия в нем использовались примитивные приемы учета: регистрация торгового оборота и сбор дани. В этот период любое хозяйство рассматривалось как частная собственность князя, поэтому размеры дани не ограничивались. Князь мог взять все, что считал нужным для себя и лишним для своих подданных. Позднее государством руководили царь, император, генеральный секретарь, а сейчас президент, но суть отношений "человек – государство" не изменилась: государство устанавливает и внедряет правила (законы), инициируя идеи "сверху".

Содержание

1. Развитие бухгалтерского учета в России.
1.1 Влияние национальных традиций и менталитета на формирование принципов российской бухгалтерии………………………………………… 3
1.2 Учет в дореформенное время……………………………………………...4
1.3 Развитие учета в конце XVIII – начале XIX в…………………………..6
1.4.Русская национальная школа бухгалтерского учета…………………..7
2. Бухгалтерский учет в современной России.
2.1. Проблемы бухгалтерского учета в условиях становления рыночной экономики в России……………………………………………………………13
2.2 Реформирование учета в соответствии с МСФО………………………14
2.3 Деятельность Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) России……………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Становление бухгалтерского управленческого учета в России..docx

— 53.45 Кб (Скачать файл)

- оказать  методологическую помощь организациям  в понимании и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета.

Реформа проводится по следующим направлениям:

- совершенствование  нормативно-правового регулирования;

- формирование  нормативной базы (национальных  стандартов) в соответствии с  планом внедрения положений по  бухгалтерскому учету в практику, утвержденным распоряжением Правительства  РФ от 22 мая 1998 г. № 587-р;

- методическое  обеспечение (инструкции, методические  рекомендации, комментарии и т.п.);

- кадровое  обеспечение (формирование бухгалтерской  профессии, подготовка и повышение  квалификации специалистов бухгалтерского  учета);

- международное  сотрудничество (вступление и активная  работа в международных организациях, взаимодействие с национальными  организациями, ответственными за  разработку стандартов бухгалтерского  учета и регулирование соответствующей  деятельности).

По каждому направлению Программа содержит перечень вопросов, которые необходимо решить. В приложении приведен план мероприятий по реализации реформ бухгалтерского учета, которые должны были быть проведены к 2000 г. по месяцам. Так, по первому направлению (совершенствование нормативно-правового регулирования) внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по вопросу проведения аттестации бухгалтеров. Результатом выполнения второго направления (формирование нормативной базы) явились разработанные и уточненные положения по бухгалтерскому учету и отчетности, введение в практику нового Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, издание на русском языке международных стандартов финансовой отчетности и словаря терминов, употребляемых в них. По третьему направлению (методическое обеспечение) разработаны и утверждены методические рекомендации в разрезе отдельных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с учетом требований МСФО, пересмотрены формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета. В рамках четвертого направления (кадровое обеспечение) разработаны Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, новые образовательные стандарты для подготовки специалистов по бухгалтерскому учету, издается учебно-методическая литература. В части последнего направления (международное сотрудничество) Институт профессиональных бухгалтеров России взаимодействует с международными профессиональными организациями и Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ.

Однако не все положения, принятые в Программе, выполнены в срок и в том виде, в котором они были задуманы. Так, до настоящего времени не разработаны методические рекомендации по учету затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, утверждение которых планировалось в августе 1998 г. Находится в работе ряд положений по бухгалтерскому учету: "Реорганизация организаций" (в 2003 г. приняты методические указания), "Аренда основных средств" (не разработаны до настоящего времени). Планом внедрения стандартов по бухгалтерскому учету были предусмотрены положения, которые вышли в свет, но в виде методических указаний, т.е. статус документов был понижен. К таким методическим указаниям относятся "Прибыль на акцию", "Сводная бухгалтерская отчетность", "Доверительное управление имуществом". Много споров в профессиональной среде вызвал проект Кодекса профессиональной этики. После долгих дискуссий проект был направлен на доработку и принят с поправками 24 мая 1999 г.

Среди проблем, мешающих выполнению программы, можно назвать следующие:

- неблагоприятная  экономическая обстановка в стране (кризис 1998 г.);

- невыполнение  графика разработки законодательных  актов по многим направлениям, что задерживало принятие некоторых  национальных стандартов по бухгалтерскому  учету (например, по нематериальным  активам – часть третья Гражданского  кодекса Российской Федерации, по  налоговым расчетам – специальная  часть Налогового кодекса Российской  Федерации, по реорганизации –  Федеральный закон "Об унитарных  предприятиях", по государственной помощи – Федеральный закон "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" и т.д.);

- постоянное  обновление МСФО;

- ориентированность  практики применения ПБУ на  налоговые требования;

- отсутствие  отраслевых указаний по применению  правил бухгалтерского учета;

- отставание  в разработке программ обучения  и переподготовки бухгалтерских  кадров.

2.3 Деятельность Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) России.

В апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва) было создано некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России", учредителями которого стали ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Минфин России.

Институт объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов – руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. Первым президентом ИПБ России был избран Я.В. Соколов.

Основными целями ИПБ России являются:

- объединение  профессиональных бухгалтеров и  аудиторов в единую профессиональную  организацию;

- повышение  статуса и престижа профессии, формирование положительного общественного  мнения о добросовестно работающих  бухгалтерах и аудиторах;

- разработка  методологии бухгалтерского учета  и аудита, внедрение в практику  новых норм и методов организации  учета, отвечающих требованиям Программы  реформирования бухгалтерского  учета в соответствии с МСФО;

- представление  интересов бухгалтеров и аудиторов  в законодательных и исполнительных  органах власти;

- организация  квалифицированных консалтинговых  услуг по отражению oпeраций в  бухгалтерском учете и формированию  налогооблагаемой базы.

Ведущее место в разработке нормативных документов бухгалтерского учета занимает Минфин России. Традиционно для России разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъектов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России. Методологические службы в министерствах и ведомствах (за исключением страховых и кредитных) практически отсутствуют. Поэтому доведение правил бухгалтерского учета до организаций, толкование документов и контроль за их исполнением фактически ведутся произвольно.

С первых дней создания ИПБ России активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также нового закона о бухгалтерском учете. Сначала проекты нормативных документов проходят достаточно жесткую проверку в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа. Затем большинство из разработанных документов проходит экспертизу в Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета при Правительстве РФ и только после этих процедур поступают в Департамент по методологии бухгалтерского учета Минфина России.

ИПБ России занимает важное место в системе информационного обеспечения бухгалтеров. Так, в территориальных отделениях Института создаются экспертные советы, в которые входят не только специалисты – члены ИПБ России, но и чиновники, от которых зависят те или иные вопросы. ИПБ России помогает найти решение проблем, не доводя дела до арбитражного суда, проводит семинары и консультации по вопросам бухгалтерского учета и т.п.

Деятельность ИПБ России в области образования в настоящее время охватывает только послевузовское повышение квалификации. Создана и постоянно обновляется программа подготовки главных бухгалтеров, разработана система аттестации профессиональных бухгалтеров, действует система постоянного ежегодного повышения квалификации аттестованных бухгалтеров. В этот процесс вовлекаются практически все ведущие экономические вузы страны.

Самое активное участие ИПБ России принимал в разработке Кодекса профессиональной этики, необходимого для сохранения профессии бухгалтера, для достижения ее независимости и защищенности. Сегодня перед ИПБ России стоят две задачи: доведение Кодекса этики до каждого профессионального бухгалтера и организация системы контроля за соблюдением Кодекса. Для решения второй задачи потребуются значительные усилия.

Таким образом, в современных экономических условиях профессия бухгалтера становится еще более значимой. Это связано с развитием рыночных отношений в России, с активизацией экономики и интеграцией экономического пространства.

 

 

Заключение

Практика учета имеет тысячелетнюю историю, в течение которой были созданы стереотипы учета различных этнических вариантов. Теория учета начала развиваться с XV в. с одновременной формализацией в постулатах (законах, правилах) и стереотипах (общих признаках). Закономерности эволюции сформулированы Т.Н. Мальковой в понятиях парадигм бухгалтерского учета: функциональности, формализованности, организации бухгалтерского учета, суверенитета и исторической преемственности.

Парадигма функциональности состоит в единстве экономической и контрольной функций бухгалтерского учета, реализация которых обеспечивается методологией как совокупностью профессионального инструментария. Экономическая функция бухгалтерского учета проявлялась (и проявляется) в информационной имитации хозяйственной деятельности. Информационное содержание позволяет выполнить контрольную функцию бухгалтерского учета. Контрольная функция означала ответственность учетных работников за соответствие хозяйственной деятельности нормам управления на основе осуществления в документальном учете экономической функции и ответственность бухгалтеров за методологию учета. Эволюция контрольной функции состоит в переходе от тотального централизованного контроля к юридическому регулированию, которое является признаком цивилизованного управления. Но приоритет имеет экономическая функция, цель которой – дать адекватное представление о деятельности предприятия по ряду параметров; цель контрольной функции – убедиться в этом.

Парадигма формализованности проявляется в стереотипах учетных документов и в стереотипах методологии бухгалтерского учета, которые имеют этническое содержание. Стереотипы документов означают технический способ регистрации, формы бухгалтерского учета, технологии документов как носителей информации. Данная парадигма обеспечивает устойчивость и стабильность национальных учетных систем на этапах современной адаптации к международным стандартам. Нарушение стабильности может оказывать неблагоприятное воздействие на учетную модель существующего этноса, так как она встроена в систему национального управления, контроля и самосознания.

Парадигма организации бухгалтерского учета обобщает совместное действие функциональности и формализованности. Эта парадигма означает механизм действия методологии бухгалтерского учета, содержащий эффект неопределенности. Взаимодействие функциональности и формализованности может быть обращено внутрь (интровертивный принцип) или вовне (экстравертивный принцип). Интровертивный принцип в парадигме бухгалтерского учета означает информационную заданность, ограниченность бухгалтерской системы любого уровня (хозяйства, этноса) возможностями методологии. Пределы учетной процедуры определяет исходный состав его объектов и первичный учет. Расширение состава (ввод новых) учетных объектов происходит в связи с развитием науки и техники, экономики и методов управления хозяйственной деятельностью. Но разработка методологии учета новых объектов содержит элемент неопределенности, который находится за пределами освоенных способов бухгалтерского учета. Преодоление неопределенности, связанной с введением новой методологии, означает действие принципа экстравертивности. Его реализация связана со свежими научными идеями, новыми профессиональными решениями и имеет следствием расширение функциональности.

Парадигма суверенитета бухгалтерского учета регулирует соотношение профессиональной ответственности и профессиональной независимости учетного сообщества в сфере методологии бухгалтерского учета. Профессиональная ответственность появилась на ранних этапах эволюции (касты в странах Древнего Востока), причем деятельность учетного сообщества всегда была объектом контроля (должностные инструкции, официальная отчетность, система наказаний и т.п.). Юридическое регулирование берет начало с норм римского права, которыми устанавливалась обязанность вести документальный учет и согласно которым за этим учетом признавалась функция юридической доказательности. Разработка методологии учета была прерогативой учетных работников. Именно такой вариант профессиональной ответственности был унаследован европейским правом. Современный российский вариант профессиональной ответственности ориентирован на эволюционно-архаическую древневосточную модификацию (прямая государственная регламентация), но одновременно содержит признаки европейского варианта (нормы общего юридического регулирования, варианты учетной политики).

Профессиональная независимость возникла как следствие саморазвития методологии бухгалтерского учета и как средство самозащиты учетного сообщества. Эволюция независимости прошла путь от профессиональных знаний касты жрецов-чиновников до вариации современных международных стандартов. Российский вариант суверенитета не ориентирован на профессиональную независимость отечественной методологии бухгалтерского учета, а сосредоточен в основном на ответственности. Такой подход может привести к не востребованности бухгалтеров отечественным бизнесом, снижению творческих поисков новых решений учетными работниками.

Информация о работе Становление бухгалтерского управленческого учета в России