Структура финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:15, реферат

Краткое описание

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

Изучение  финансов основывается как на понимании  их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Считается, что понятие финансовой системы  является развитием более общего определения - финансы. При этом, как  отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения..

Финансовую  систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Понятие финансовой системы.

Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность  относительна в средине единого  целостного. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Структура финансовой системы  РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само  понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи.

Построение  финансовой системы основывается на следующих признаках:

1) Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

2) Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

3) Единстве и взаимодействии подсистем;

4) Наличии специального обслуживающего аппарата;

5) Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система - это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости  от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание.

Структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные  бюджеты;

· государственные  социальные внебюджетные фонды;

· государственный  кредит;

· государственное  страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы  коммерческих предприятий и организаций;

· финансы  некоммерческих организаций;

· финансы  домохозяйств.

Централизованные  фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники  средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов.

В отношении  децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют  по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру  своих доходов и расходов.

По  сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы  экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы  государства: федерального уровня; регионального  уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды  страхования: государственного, частного;

· финансы  домохозяйств.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики  нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных  актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает:

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

· вспомогательные  элементы системы (финансы банковско-кредитных  организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

 

Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На  федеральном уровне институциональная  структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и  в его составе: Федеральную налоговую  службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный  банк Российской Федерации;

· Счетную  палату Российской Федерации;

· Федеральную  таможенную службу;

· Федеральную  службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На  уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном  органе, соответствующие федеральным  структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные  управления Банка России субъектов  Федерации;

· Федеральную  налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные  органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На  муниципальном уровне:

· комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

· управления (департаменты, отделы) финансов;

· аппарат  Департамента контроля Минфина России;

· городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное  казначейство;

· городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

· городские (районные) налоговые службы;

· счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

· городскую (районную) таможню.

На  уровне хозяйствующих субъектов  управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией  по финансам, департаментом финансов.

Финансовая  система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

· государственный  бюджет;

· государственные  внебюджетные фонды;

· государственный  кредит;

· фонд страхования;

· фондовый рынок;

· финансово-кредитную  систему;

· финансы  предприятий различных форм собственности.

Краткая характеристика звеньев  финансовой системы.

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

Федеральный бюджет - важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Информация о работе Структура финансовой системы РФ