Сущность местных финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 04:25, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим целью этой работы является:
а) рассмотрение понятий, функций, особенностей региональных финансов.
б) их роль в социально-экономическом развитии региона.
в) принципов формирования статей доходов и расходов региональных (местных) бюджетов. Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Основная задача работы – на примере финансовых ресурсов Камчатского края – выявить и проанализировать структуру местного бюджета, его доходы и расходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Сущность и роль региональных (местных) финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции……5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона…………………………………………..………………………………….7
Глава 2. Региональные (местные) бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов…………………………………………..10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………….………12
2.3. Проблема расширения собственной доходной базы муниципального
бюджета в зеркале социально-экономического развития территории………17
2.4 Анализ финансовых ресурсов Камчатского края…………………………...21
Глава 3: Анализ доходов и расходов бюджета.
3.1.Анализ доходов бюджета………....……………..……………………………27
3.2.Анализ расходов бюджета …………………………………………..……….28
3.3.Анализ государственных внебюджетных фондов………………….…….....30
Заключение………………………………………………………………………….……34
Список использованной литературы…………………………………………..……….36

Вложенные файлы: 1 файл

Региональные финансы и бюджеты.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)


 

ФГОУ ВПО КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСЫ»

 

 

 

Дисциплина «Финансы»

 

 

СУЩНОСТЬ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы 09-БУ   ___________ Батицкий С. А.

Работа защищена «__________»     2011г. С оценкой ________

Руководитель: к.э.н.. доцент кафедры БУФ  _________ Мирекина С. В.

             

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский, 2011

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….………..3

Глава 1. Сущность и роль региональных (местных) финансов

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции……5

1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии

региона…………………………………………..………………………………….7

Глава 2. Региональные (местные) бюджеты.

2.1. Понятие региональных бюджетов…………………………………………..10

2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………….………12

2.3. Проблема расширения собственной доходной базы муниципального

бюджета в зеркале социально-экономического развития территории………17

2.4 Анализ финансовых ресурсов Камчатского края…………………………...21

Глава 3: Анализ доходов и расходов бюджета.

          3.1.Анализ доходов бюджета………....……………..……………………………27

          3.2.Анализ расходов бюджета …………………………………………..……….28

          3.3.Анализ государственных внебюджетных фондов………………….…….....30

Заключение………………………………………………………………………….……34

Список использованной литературы…………………………………………..……….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Осуществление в России крупных перемен, переход к системной модернизации страны на качественно новой, инновационной основе, свидетельствует о реальной стратегии развития государства. В Российской Федерации в 2009 г. завершается переходный период и вступает в полную силу Федеральный Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [18], завершается важнейший этап муниципальной реформы. Однако, муниципальные образования все еще далеко не везде признаны властью регионов своими партнерами при разработке стратегий социально-экономического развития. Реформирование в этот период местного самоуправления, нестабильность ситуации в социально-экономической сфере и развитие конкуренции муниципальных образований всех уровней вызывают к жизни возрастающую роль муниципальных органов власти и управления в развитии подведомственных территорий, их роли в решении социальных проблем, подготовке кадрового резерва, а главное, в формировании бюджетов всех уровней. Проводимый курс на децентрализацию хозяйство­вания и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усилил внимание экономической науки и практики управления к региональ­ному уровню социально-экономического развития, а также финансо­вому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. При­чем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

              Актуальность решения проблемы региональных финансов опреде­ляется не только формирующимися новыми подходами к управле­нию территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях соци­ально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической диф­ференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюд­жетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование факти­чески необходимой системы достаточно гибких подходов к управле­нию социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финан­сов и финансовой политики.

В связи с этим целью этой работы является:

а) рассмотрение понятий, функций, особенностей региональных финансов.

б) их роль в социально-экономическом развитии региона.

в) принципов формирования  статей доходов и расходов региональных (местных) бюджетов. Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Основная задача работы – на примере финансовых ресурсов Камчатского края – выявить и проанализировать структуру местного бюджета, его доходы и расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль региональных финансов.

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими  можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона - это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.

Вместе с тем фи­нансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции опре­деляются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управле­ния, которые реализуются на данном - региональном или мест­ном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложив­шейся и нормативно закрепленной системы распределения полномо­чий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. 

Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей: [14, стр.28]

- ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

-   ресурсы внебюджетных фондов;

-   кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых структур

(используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

-   дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для

покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.[9, стр. 205]

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсисте­мы - государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Пер­вые две подсистемы традиционно относятся к категории централи­зованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема - к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финан­сирования социальных сфер, финансирования.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы фи­нансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсис­тем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственно­сти каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональны­ми финансами - улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1.Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

2.Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3.Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. [26, стр. 50]

Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

1.2 Роль региональных (местных) финансов в социально-экономическом развитии региона.

В условиях отказа от плано­во-директивных методов управления (в том числе и на территори­альном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным ры­чагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления со­циально-экономическим развитием территорий резко повышается. Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны спо­собствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приори­тетными с точки зрения текущих и долговременных задач функ­ционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимы­ми жизненными ресурсами те группы населения, которые по воз­расту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения. Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона. Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.[12, стр. 87]

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

1)              формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти;

2)              распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3)              контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных местным органам власти.

Самостоятельно местные бюджеты осуществляют: содержание органов местного самоуправления; формирование и управление муниципальной собственностью; охрану общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организацию, содержание и развитие социальной сферы; организацию транспортного обслуживания населения и учреждений; дорожное строительство и содержание дорог местного значения; охрану окружающей природной среды, благоустройство и озеленение территорий; реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; содержание муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и референдумов; обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения.[23, стр. 21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Региональные (местные) бюджеты.

2.1. Понятие региональных бюджетов.

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

Информация о работе Сущность местных финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территории