Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 04:25, курсовая работа
В связи с этим целью этой работы является:
а) рассмотрение понятий, функций, особенностей региональных финансов.
б) их роль в социально-экономическом развитии региона.
в) принципов формирования статей доходов и расходов региональных (местных) бюджетов. Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Основная задача работы – на примере финансовых ресурсов Камчатского края – выявить и проанализировать структуру местного бюджета, его доходы и расходы.
Введение………………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Сущность и роль региональных (местных) финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции……5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона…………………………………………..………………………………….7
Глава 2. Региональные (местные) бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов…………………………………………..10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………….………12
2.3. Проблема расширения собственной доходной базы муниципального
бюджета в зеркале социально-экономического развития территории………17
2.4 Анализ финансовых ресурсов Камчатского края…………………………...21
Глава 3: Анализ доходов и расходов бюджета.
3.1.Анализ доходов бюджета………....……………..……………………………27
3.2.Анализ расходов бюджета …………………………………………..……….28
3.3.Анализ государственных внебюджетных фондов………………….…….....30
Заключение………………………………………………………………………….……34
Список использованной литературы…………………………………………..……….36
На современном этапе проблема расширения собственной доходной базы местных органов самоуправления остается исключительно актуальной, так как за последние годы именно на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Собственные доходы местных бюджетов в РФ – налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.
К сожалению, их доходная база была сокращена. Об этом свидетельствуют данные, характеризующие удельный вес доходов каждого звена бюджетной системы по основным налоговым поступлениям за последние пять лет.[3, стр. 31] Произошло повышение доходов бюджетов субъектов РФ и снижение доходов местных бюджетов по основным «собираемым» налогам: налогу на прибыль организаций (за последние пять лет наблюдается рост доходов бюджетов субъектов РФ на 13%), НДФЛ (за пятилетний период рост доходов бюджетов субъектов РФ составил 60%, снижение доходов местных бюджетов – на 80%), налогу на имущество организаций (рост доходов бюджетов субъектов РФ на 50%). Эти цифры убедительно свидетельствуют о необходимости резкого укрепления доходной базы местных бюджетов. [3, стр.32] Главными источниками доходов для подавляющего большинства муниципалитетов являются федеральные налоги, в числе которых решающую роль играют налоги на прибыль предприятий, на добавленную стоимость и НДФЛ.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения.
Социально-экономическое развитие территории, формирование ее трудоресурсного потенциала напрямую зависят от величины муниципального финансирования на предоставление высококачественных услуг населению (образовательных, медицинских, коммунальных и многих других).
Проблемы территориальных бюджетов в настоящее время во многом определяются финансовыми (в том числе бюджетными) проблемами страны в целом. В Бюджетном послании Президента на 2011-2013 гг. одной из задач бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу назван вопрос координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Формирование долгосрочных стратегий развития как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне должно происходить в тесной увязке с расширением сферы бюджетного планирования. [13, стр. 9]
Разработку собственно бюджетной стратегии на долгосрочный период пока проводили лишь единицы субъектов Федерации и муниципальных образований. В 2009 г., например, такая стратегия была принята в Камчатском крае. Программа социально-экономического развития Камчатского края до 2013 года разработана для обеспечения устойчивого социально-экономического развития на основе повышения уровня и качества жизни населения, развития конкурентоспособности и эффективности местной экономики, развития человеческого капитала.[19]
Главная роль в эффективном исполнении мероприятий Программы принадлежит финансовым механизмам, обеспечивающим своевременное поступление денежных средств в необходимых объемах. Финансовое обеспечение реализации мероприятий программы за счет бюджетных средств в запланированных объемах требует интенсивной работы в двух основных направлениях:
привлечение средств федерального бюджета в Камчатский край,
оптимизация бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровне.
В среднесрочной перспективе следует ожидать увеличение притока инвестиций из федерального бюджета в регион. Этому будут способствовать:
реализация приоритетных национальных проектов в сфере жилищного строительства, образования, здравоохранения и сельского хозяйства;
деятельность региональных властей по привлечению федеральных средств на развитие государственно-частного партнерства;
активизация усилий по представлению интересов Камчатского края на федеральном уровне и включению в федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу региональных строек и объектов;
дополнительные трансферты из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. [19, стр. 167]
2.4. Анализ финансовых ресурсов Камчатского края.
Бюджет выступает важнейшим механизмом проведения политики органов государственной власти и местного самоуправления, эффективность которого во многом определяет уровень социально-экономического развития территории.
Финансовая система Камчатского края в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации реформы местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., а также внесения поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы России, в последние годы сильно изменилась. С 2006 г. выделившиеся в качестве самостоятельного звена муниципальные образования поселенческого типа приступили к формированию собственных бюджетов. В 2008 г. произошло объединение бюджетных систем области и автономного округа.
В настоящее время консолидированный бюджет Камчатского края включает в себя бюджет региона, 11 бюджетов районов, 3 бюджета городских округов и 54 бюджета поселений, за каждым из которых закреплены собственные доходные источники. Доходную часть бюджетов образуют налоговые и неналоговые поступления, безвозмездные отчисления, в т. ч. из других уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.[19, стр.61]
Суммарные доходы консолидированного бюджета Камчатского края в 2008 г. составили 29 490,3 млн. рублей, что на 4, 3% меньше объема 2007 г.
Особенностью Камчатского края, отличающегося суровыми природными условиями, специфическим составом интегрированной налоговой базы, преобладанием в экономике госсектора, всегда была повышенная доля безвозмездных поступлений. В последние годы, в связи с перераспределением части налоговых отчислений в пользу федерального бюджета, зависимость региона от трансфертов еще больше усилилась: с 48,6%2 в 2003 г. до 64,1% в 2007 г. и 58% в 2008 г. [19, стр. 62].
В результате по уровню фискальной автономии Камчатский край уступает всем субъектам ДВО, за исключением Чукотского АО.
Наибольшая зависимость от безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов в Камчатском крае характерна для муниципальных районов (86,8%). Для поселений рассматриваемый показатель несколько ниже в связи с достаточно ограниченным перечнем расходных обязательств. Относительно благополучное состояние местных финансов наблюдается в экономически более развитых городских округах (прежде всего в Петропавловске-Камчатском), где доля собственных доходов составила в 2008 г. 44,4%. Налоговые источники играют существенную роль для регионального бюджета и бюджетов городских округов, в муниципальных районах и поселениях их доля не достигает и 15%.
В структуре налоговых доходов бюджета региона свыше 58% приходится на налог на доходы с физических лиц, и лишь около 15% составляет весовая пропорция налога на прибыль организаций. Сложившаяся ситуация объясняется преобладанием в экономике края государственных предприятий, специализирующихся на неприбыльных видах экономической деятельности, а также систематическим нарастанием доли деятельности по государственному управлению и обеспечению военной безопасности. Бюджетообразующую роль также выполняют акцизы, налог на имущество предприятий и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогооблажения. Суммарная доля остальных налоговых инструментов не достигает и 8%.
Налог на доходы физических лиц также является важнейшим налоговым источником местных бюджетов: его доля варьирует от 77, 3% в муниципальных образованиях второго порядка до 76, 9% в городских округах. Для бюджетов муниципальных районов и городских округов существенное значение имеют налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения), а также поступлений от налогов на прибыль и имущество организаций.
Бюджетообразующую роль для поселений помимо НДФЛ выполняет земельный налог, доля которого в структуре налоговых доходов по данным за 2008 г. составила 18,4%. Повышение собираемости данного налога осложняется его недостатком по громоздкости расчета и корректировки налогооблагаемой базы, а также по срокам поступления. Доля налога на имущество физических не достигает и 2%, т. к. оценки объектов не соответствуют их реальной стоимости. Около 1,8% налоговых доходов муниципальных образований второго порядка формируют поступления от единого сельскохозяйственного налога (рис. 1).
Рисунок 1. Структура доходов бюджетов
Разного уровня в Камчатском крае в %, 2008г.
Доля неналоговых доходов в структуре доходов бюджетов разного уровня изменяется от 1,6% в бюджете региона до 9,1% в городских округах. Важнейшим источником формирования неналоговых доходов является государственное и муниципальное имущество, использование которого приносит от 18,1% (бюджет региона) до 30-33% (местные бюджеты) неналоговых доходов. От 6, 2 до 21% составляют поступления от доходов от продажи материальных и нематериальных активов, немаловажное значение (особенно для городских округов) имеют доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований первого порядка зачисляется 100% штрафов и санкций за нарушение налогового законодательства, доля этих платежей составляет 11, 5 и 36,6% неналоговых поступлений для городских округов и муниципальных районов соответственно.
Характерной особенностью неналоговых доходов бюджетов региона и поселений является чрезмерно высокая доля (67, 7 и 51,9% соответственно) прочих неналоговых доходов (невыясненных поступлений, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и т. д.), что в том числе свидетельствует о недостаточном уровне развития основных неналоговых инструментов.
В условиях ограниченной налогооблагаемой базы усиливается зависимость бюджета Камчатского края от безвозмездных перечислений из федерального бюджета, общая сумма которых составила в 2008 г. 17 003,0 млн. рублей. Из них финансовая помощь в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и по обеспечению сбалансированности бюджетов превышает 60%. Еще чуть более четверти трансфертов приходится на субсидии, суммарная доля субвенций и прочих безвозмездных поступлений не достигает 10%.
Финансирование межбюджетных трансфертов из бюджета Камчатского края осуществляется на сложной формализованной основе с использованием четырех фондов:
Краевого фонда финансовой поддержки поселений;
Краевого фонда финансовой поддержки муниципальных районов;
Краевого фонда софинансирования расходов;
Краевого фонда компенсаций.
Основным видом финансовой помощи для городских округов являются субвенции (47,8%). Субвенции, как правило, выделяются из регионального бюджета на муниципальный уровень в целях обеспечения переданных расходных полномочий. С одной стороны, этот вид помощи обеспечивает прозрачность денежных потоков, с другой, ограничивает право местного самоуправления самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами и направлять их на решение проблем, наиболее актуальных для данной территории. В структуре трансфертов, перечисляемых в бюджеты муниципальных районов и поселений, доля субвенции составляет около 30 и 10% соответственно.
Отличительной чертой бюджетов районов и поселений Камчатского края является значительное преобладание субсидий по сравнению с другими видами безвозмездной помощи (48,5 и 58% соответственно). В то же время доля дотаций, играющих существенную роль для большинства муниципальных образований России, не превышает для местных бюджетов края 15-20% объема финансовой помощи.
Основным направлением использования средств консолидированного бюджета Камчатского края являются расходы, направленные на финансирование социально-культурных мероприятий и ЖКХ. Их суммарный объем составил в 2008 г. 20 836,4 млн. рублей, или 66% расходов. При этом структура расходов сильно различается по различным уровням бюджетной системы края (в соответствии с нормами регионального и федерального законодательства).
Ведущей статьей расходов поселений выступает жилищно-коммунальное хозяйство (58,7% расходов), около 17% ассигнований выделяется на социальную политику и культуру (главным образом, библиотечное обслуживание). Характерной чертой муниципальных образований второго порядка является повышенная доля расходов (свыше 20%) на общегосударственные вопросы, т. е. на содержание органов местного самоуправления. Однако в этом отношении Камчатский край мало отличается от остальных субъектов Российской Федерации. Доля остальных расходов бюджетов поселений (образование, здравоохранение, национальная экономика и т. д.) составила в 2008 г. 4,4%.
Образование – главная статья расходов муниципальных образований первого порядка. На поддержку данной отрасли социальной сферы муниципальные районы и городские округа тратят около трети бюджетных средств. Вторым направлением по объему финансирования выступает жилищно-коммунальное хозяйство (31,2 и 12,8% расходов в городских округах и муниципальных районах соответственно). Порядка 10-11% ассигнований направляется на развитие здравоохранения, физической культуры и спорта, около 8-12% средств – на социальную политику. Доля расходов на общегосударственные вопросы у муниципальных образований первого порядка примерно в 2 раза ниже по сравнению с поселениями. Существенное место в расходах муниципальных районов занимают межбюджетные трансферты, предназначенные для поддержки входящих в их состав поселений.