Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных
Анализ доходов и расходов предприятия
Показатели |
Отчетный год |
Предыд. год |
Изменения |
1. Доходы в том числе: от обычных видов деятельности прочие |
477 155 476 480 675 |
407 519 407 268 251 |
69 636 69 212 424 |
2. Расходы в том числе: по обычным видам деятельности прочие |
470 824 460 297 10 527 |
401 228 391 183 10 045 |
69 596 69 114 482 |
3. Чистая прибыль (убыток) |
750 |
967 |
217 |
Сумма доходов организации в отчетном году составила 477 155 тыс. руб., из них по обычным видам деятельности – 476 480 тыс. руб., по прочим – 675 тыс. руб. По сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение на 69 636 тыс. руб., в том числе по обычным видам деятельности – на 69 212 тыс. руб., по прочим - 424 тыс. руб.
Сумма всех расходов предприятия за отчетный период составила 470 824 тыс. руб., из них по обычным видам деятельности – 460 297 тыс. руб., прочих – 10 527 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом расходы организации увеличились на 69 596 тыс. руб., в том числе по обычным видам деятельности – на 69 114 тыс. руб., по прочим - 482 тыс. руб.
У предприятия на конец отчетного года образовалась чистая прибыль, равная 750 тыс. руб., однако наблюдается ее снижение по сравнению с предыдущим годом на 217 тыс.руб.
Горизонтальный анализ нужен для того, чтобы определить абсолютные изменения показателей. Для начала необходимо составить таблицу с показателями по отчету о прибылях и убытках. Некоторые показатели, например, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль - можно объединить в один показатель - налоги, а проценты к получению, прочие доходы, прочие расходы - в прочие доходы и расходы.
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатели |
Отчетный год 2007 |
Предыд. Год 2006 |
Темп роста, % |
Абсол.измен. тыс.р уб |
Выручка от реализации |
476 480 |
407 268 |
117 |
69212 |
Себестоимость проданной продукции |
(430 522) |
365 493 |
117,79 |
65029 |
Валовая прибыль |
45 958 |
41 775 |
110 |
4183 |
Расходы периода |
(29 775) |
(25 690) |
115,9 |
(4085) |
Прибыль от продаж |
16 183 |
16 085 |
100,61 |
98 |
Сальдо прочей деятельности |
-9 852 |
-9 794 |
100,6 |
58 |
Прибыль до налогообложения |
6 331 |
6291 |
100,64 |
40 |
Временные разницы |
396 |
198 |
200 |
198 |
Налог на прибыль и иные платежи |
(5 527) |
(5 114) |
108,08 |
413 |
Чистая прибыль |
750 |
967 |
77,56 |
-217 |
Уменьшение чистой прибыли произошло во многом из-за увеличения себестоимости проданной продукции на 65 029 тыс. руб., что, в свою очередь приводит к снижению суммы прибыли от продаж.
Также на уменьшение чистой прибыли оказало влияние увеличение расходов предприятия на 4 085 тыс. руб., его темп роста составил 115, 9 %.
Сальдо прочей деятельности увеличилось в отчетном периоде на 58 тыс. руб., что говорит о превышении доходов предприятия над его расходами.
Временные разницы повысились на 198 тыс. руб., что привело к увеличению налога на прибыль на 413 тыс. руб.
Однако произошло увеличение выручки от реализации продукции на 69 212 тыс. руб., темп роста которого составил 117,99 %,что говорит о восстановлении затраченных на производство денежных средств и создании необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. За счет выручки от реализации предприятие покрывает свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формирует прибыль.
Также произошло увеличение валовой прибыли на 4 183 тыс. руб. или на 10 %, что влияет на увеличение чистой прибыли.
Прибыль от продаж незначительно увеличилась на 98 тыс. руб., прибыль до налогообложения увеличилась на 40 тыс. руб., что также влияет на увеличение чистой прибыли.
Для проведения вертикального анализа сначала необходимо определить структуру показателей. Так как выручка распределяется на затраты на производство продукции (себестоимость), на коммерческие и управленческие расходы, а также на прочие расходы, на оплату налогов и в итоге на предприятии остается нераспределенная (чистая) прибыль. Исходя из вышесказанного мы структуру показателей будем определять как удельный вес показателя в выручке от продаж.
Вертикальный анализ
Показатели |
Отчетный год 2007 |
Уд. вес |
Предыд. год 2006 |
Уд.вес |
Измен. |
Выручка от реализации |
476 480 |
100 |
407 268 |
100 |
|
Себестоимость проданной продукции |
(430 522) |
90,3 |
365 493 |
89,7 |
0,6 |
Валовая прибыль |
45 958 |
9,6 |
41 775 |
8,7 |
0,9 |
Коммерческие расходы |
29775 |
6,2 |
25690 |
5,3 |
0,9 |
Прибыль от продаж |
16 183 |
3,3 |
16 085 |
3,3 |
|
Сальдо прочих доходов и расходов |
-9 852 |
2,0 |
-9 794 |
2,0 |
|
Прибыль до налогообложения |
6 331 |
1,3 |
6291 |
1,3 |
|
Налог на прибыль |
(3473) |
0,7 |
(3574) |
0,7 |
|
Чистая прибыль |
750 |
0,1 |
967 |
0,2 |
(0,1) |
Определив структуру
показателей отчета о прибылях и
убытках мы можем теперь проанализировать
и определить положительные и
отрицательные изменения в
Из таблицы мы видим, что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость проданной продукции, в 2007 году она составляла 90,3%. А наименьший удельный вес в выручке от продаж занимает чистая прибыль, в 2007 году она составила 0,1 %. Коммерческие расходы составили в 2007 году 6,2%. Налог на прибыль составил в 2007 и 2006 году 0,7 %. Прочие доходы и расходы в 2007 году составили 2 %.
Рассматривая
структуру показателей в
2.3 Факторный анализ
прибыли на предприятии ОАО
«Стерлитамакский
Главной задачей факторного анализа прибыли является определение факторов и причин невыполнения задания по прибыли. При факторном анализе прибыли рассматриваются источники ее образования и выявляются резервы дальнейшего увеличения прибыли.
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Динамика показателей прибыли
Показатели |
Отчетный |
Аналогичный |
Отчетный в % |
период |
период |
к предшест- | |
прошлого года |
вующему периоду | ||
1.Выручка (нетто)
от реализации товаров, |
476480 |
407268 |
1,17 |
2.Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг |
430522 |
365493 |
1,178 |
3. Валовый доход |
45958 |
41775 |
1,10 |
4.Расходы периода
(коммерческие и |
29775 |
2560 |
1,63 |
5. Прибыль (убыток) от реализации |
16183 |
16083 |
1,00 |
6. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
6291 |
11432 |
0,55 |
7. Прибыль (убыток) отчетного периода |
6291 |
11432 |
0,55 |
8. Прибыль остающаяся в распоряжении организации |
2717 |
6650 |
0,40 |
9. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода |
2717 |
6650 |
0,40 |
Показатели |
Отчетный год |
Базисный год |
Количество продукции |
900 |
750 |
Цена продукции |
100 |
150 |
Выручка (реализация) |
476 480 |
407 268 |
Полная себестоимость от реализации продукции |
430522 |
365493 |
Себестоимость на 1 ед. продукции |
478 |
487 |
Прибыль от реализации продукции |
45958 |
41775 |
1. Расчет общего изменения прибыли (ΔР) от реализации продукции:
ΔР = Р1 — Р0,
где Р1 — прибыль отчетного года;
Р0 — прибыль базисного года.
ΔР = Р1 — Р0=45958-41775=4183
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔР1):
ΔР1 = Np1 — Np1,0 = Σp1q1 — Σp0q1,
где Np1 = Σp1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена
изделия; q – количество изделий);
Np1,0 = Σp0q1 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
ΔР1 = Np1 — Np1,0 = Σp1q1 — Σp0q1 =90000-75000=15000
Np1 = Σp1q1 = 900х100=90000
Np1,0 = Σp0q1=750 х100=75000
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):
ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1),где Р0 — прибыль базисного года,К1 — коэффициент роста объема реализации продукции.
К1 = S1,0/S0
где S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года, S0 — себестоимость базисного года.
ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1)= 41775(1,26-1)=10861,5
К1 = S1,0/S0=438300/365493=1,26,S1,
4. Расчет влияния
на прибыль изменений в
ΔР3 = Р0(К2 — К1)= 41775(0,33-1,26)=-38850,75
где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам
К2 = Np1,0/Np0=135000/407268=0,33
где Np1,0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;
Np0 — реализация в базисном году.
Np1,0=900*150=135000
Np0=407268
5. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4):
ΔP4 = S1,0 - S1=438300-430522=7778
где S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;
S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
D Р5 = S0К2 - S1,0=365493* 0,33-438300=-317687,31
Анализ прибыли по факторам
Показатели |
По базису |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактические данные по отчету |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка (нетто)
от реализации товаров, |
407268 |
457000 |
476 480 |
2. Полная себестоимость
реализации товаров, продукции, |
365493 |
438300 |
430522 |
3. Прибыль (убыток) от реализации |
41775 |
18700 |
45958 |
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). Она составляет 69212 руб. (2540210-2471810) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины величину завышения цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг);
б) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объем продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации в оценке по базисной себестоимости. В нашем случае он равен
438300/365493=1,19
Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычисляют из нее базисную прибыль:
41775х1,19-41775=7937,25
в) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах. Приведем результаты расчета: