Сущность принципы и метод бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Вложенные файлы: 1 файл

бухучет курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Отдельный баланс не отражает реального обеспечения долгов предприятия, перед его кредиторами выступает не подразделение, а предприятие как юридическое лицо, субъект гражданских правоотношений. Руководство подразделения не имеет права действовать от своего имени; оно вступает в любое правоотношения только по доверенности от руководства предприятия.

Отдельный баланс является частью баланса предприятия. С этой точки зрения отбельный баланс –  сугубо внутренний документ, предназначенный  для завершения учетного процесса на предприятии. В этом его отличие от самостоятельного баланса. Причем в данном случае не имеет никакого значения тот факт, что структурное подразделение может иметь некоторые черты, свойственные юридическому лицу.

 

 

 

 

 

3.4. Внутрипроизводственный контроль

Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных на предприятии создается система внутрипроизводственного контроля. Основными задачами такого контроля являются предотвращения непроизводительных расходов и потерь, неэффективного  расходования ресурсов, использования средств не по назначению, а также оценка эффективности работы каждого подразделения предприятия.

При организации внутрипроизводственного  контроля следует иметь в виду, что никакая система, сколь бы идеальной  она ни была, не сможет абсолютно надежно защитить предприятие от посягательств на его активы, от искажения учетной и отчетной информации. Системы внутрипроизводственного контроля создают не для того, чтобы полностью исключить все злоупотребления и гарантировать безубыточную работу, а для того, чтобы снизить до минимума вероятность попыток незаконных действий, обеспечить их выявление и способствовать достижению максимального эффекта каждым подразделением, службой и исполнителем. При этом необходимо исходить из следующего: любая система контроля целесообразна лишь настолько, насколько она приносит выгоду предприятию. Сложность контроля и затраты на его осуществление должны компенсироваться реально приносимой им пользой.

Наиболее существенными  элементами организации внутри-производственного  контроля, применяемыми предприятиями  с учетом конкретных особенностей их деятельности, являются следующие.

1. Отделение функций по осуществлению реальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности от функции по ведению бухгалтерского учета.

Один и тот же сотрудник  предприятия не должен распоряжаться  материальными ценностями и денежными  средствами и вести бухгалтерский  учет операции с этими актами. Такой  подход обеспечивает объективность и независимость учета и создает основу для действительного внутрипроизводственного контроля.

2. Разделение функций по ведению бухгалтерского учета. При распределении обязанностей между работниками бухгалтерской службы необходимо добиваться, чтобы один сотрудник не осуществлял контроль за ведением всего участка бухгалтерского учета, выполняя одновременно с этим какую-либо одну операцию на том же участке.

3. Установление ответственности каждого работника предприятия.

При подборе персонала  предприятия необходимо точно определить меру ответственности конкретных исполнителей за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, за соблюдением норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, ни и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

4. Система утверждений. Внутренними правилами и регламентами предприятия должен быть определен круг должностных лиц, которые имеют право подписи документов на отпуск материальных ценностей, на расход денежных средств, на принятие к учету командировочных и представительских расходов. Особо должно быть ограничено число лиц, которым предоставлено право распоряжаться дефицитными ценностями и дорогостоящим имуществом.

Может быть установлен порядок, при котором материалы, признанные дорогостоящими и дефицитными, выдаются лишь при наличии на расходных документах визы уполномоченного работника бухгалтерской службы.

5. Использование бланков строгой отчетности. Бланки отдельных видов первичных документов, которыми оформляются операции движения определенных ценностей, могут быть отнесены к бланкам строгой отчетности, за движением которых устанавливается особый контроль.

6. Организация хранения ценностей. Перечислим некоторые предпосылки действительного контроля за сохранностью ценностей: соответствующее оборудование складских помещений и их специализация; материалы должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро их найти; необходимо оснастить места хранения соответствующими весовыми, измерительными и контрольными приборами и приспособлениями, мерной тарой; денежные средства должны храниться в специально изолированных помещениях.

7. Средства охраны. Вероятность хищений материальных ценностей и денежных средств, утери соответствующих документов снижается при надлежащей организации охраны, применении средств сигнализации, установление сейфов, ограничении доступа к ценностям и денежным средствам.

8. Внезапные проверки. Хозяйственную деятельность периодически должны контролировать бухгалтерская служба, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, независимая аудиторская организация, лица, уполномоченные правлением или дирекцией.

 

 

 В частности, один  раз в месяц целесообразна  внезапная ревизия кассы с  полным полистным пересчетом  всей наличности и проверкой  других ценностей, находящихся в ней; работники бухгалтерской службы должны систематически проверять фактическое наличие тех или иных материальных ценностей, особенно дорогостоящих и дефицитных; в ходе аудиторской проверки может быть проведена выборочная проверка наличия и состояния каких-либо ценностей.

9. Квалификация персонала. На предприятии должно быть организовано систематическое обучение персонала правилами приемки и отпуска материальных ценностей и денежных средств, технике составления и оформления первичной учетной документации в соответствии с положениями и требованиями действующего хозяйственного законодательства.

 

3.5. Значение учетной политики предприятия 

 

Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Он широко используется в деловом мире для описания сделок между различными субъектами. Понятиями бухгалтерского учета оперируют менеджеры, собственники, инвесторы – все, кто так или иначе вовлечен в деловую жизнь.

Переход к рыночной экономике  ведет к значительному расширению роли бухгалтерского учета и отчетности. Это связано с расширением круга субъектов, принимающих инвестиционные и прочие хозяйственные решения и опирающихся при этом на данные бухгалтерского учета. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к учету и отчетности. Основной целью системы учета и отчетности сейчас становится обеспечение достоверной информацией широкого круга лиц, заинтересованных в деятельности компании, представляющей отчетность.

Совокупность избранных  предприятием способов осуществления  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итого обобщения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должна быть отражена в учетной политике предприятия.

В системе планового  управления экономикой страны, учетная  политика предприятия формировалась государством, в лице Госплана, Министерства финансов и отраслевых министерств, которые снабжали предприятия различного рода положениями, инструкциями и методическими указаниями. Этими документами и руководствовались предприятия при формировании учетной политики. Основными функциями бухгалтерского учета того времени были:

1)   контроль за хранением и использованием государственной собственности;

2)   учет и описание хозяйственной деятельности предприятия с целью оценки выполнения плана.

Когда же стали появляться многочисленные акционерные общества, товарищества с различными формами собственности, когда возникли рыночные структуры, стало необходимым принять новые критерии оценки деятельности предприятия и отражать в бухгалтерском учете особенности конкретного хозяйственного субъекта, то есть создавать учетную политику на каждом из них.

Финансовая отчетность не может быть составлена без взаимодействия бухгалтерского, управленческого и  налогового учета. Каждый из этих участников требует определенных правил и положений для подготовки исходной информации, используемой для составления отчетов. Таким образом, учетная политика является специальным внутрифирменным документом, представленным совокупностью нормативных документов предприятия. Она содержит принципы, способы, правила и практические установки, принятые в соответствии с основами, предложенными национальными и международными стандартами финансовой отчетности.

Формирование учетной  политики является важной и ответственной  процедурой, которая влияет на подготовку и представление финансовой отчетности.

Формирование учетной  политики заключается в выборе одного из способов, предлагаемых в каждом стандарте, обоснование их исходя из условий деятельности субъекта и  принятии в качестве основы для ведения  бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности.

Возможность выбора конкретных способов по формированию учетной информации определена степенью свободы руководителя предприятия в формировании учетной  политики.

Предприятие должно выбрать  и применять учетную политику последовательно для одинаковых операций, событий и условий. При разработке учетной политики должны быть соблюдены определенные требования.

В учетной политике должна быть отражена специфика деятельности предприятия, его организационно-правовая форма, форма собственно и т.д. По каждому виду активов и обязательств должны быть отражены выбранные предприятием из предлагаемых МСФО методы оценки. Кроме того, в ней следует указать частоту и сроки проведения инвентаризаций отдельных видов активов и обязательств, должностных лиц, ответственных за выполнение учетной политики.

Основной целью учетной  политики является создание информации, позволяющей производить оценку капитала, активов, обязательств, доходов  и расходов, за любой период деятельности предприятия для:

1)  составления финансовой отчетности;

2)  эффективности менеджмента;

3)  своевременных и правильных налоговых исчислений.

Раскрытие учетной политики называется процесс описания в финансовой отчетности ее аспектов, примененных  субъектом в отчетном периоде. Раскрывается учетная политика в пояснительной записке к финансовой отчетности. В структуре пояснительной записки раскрытие учетной политики занимает первое место, только после освещения основных вопросов учетной политики раскрывается информация бухгалтерского отчета за период.

Учетная политика, являясь  инструментом управления предприятием, должна обеспечить целостность системы  учетного процесса. Это означает, что  она должна объединить воедино все  аспекты учетного процесса организации, то есть решать вопросы методического, технического и организационного характера.

Необходимость решения  методических вопросов при формировании учетной политики вызвана тем, что, то или иное решение этих вопросов оказывает влияние на формирование финансового результата предприятия.

 

Решение организационно-технических  вопросов при формировании учетной  политики не оказывает принципиального  влияния на формирование финансового  результата предприятия, однако, имеет  огромное влияние в целом на систему  управления компанией и, соответственно, косвенно отражается на показателях эффективности предприятия.

Таким образом, учетная  политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное  взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

3.6. Форма ведения бухгалтерского учета

 

Вопрос об организации  бухгалтерской службы находится  в прямой зависимости от того, какая форма ведения учета будет выбрана. Выбранная форма учета указывается в учетной политике.

Организация обязана  утвердить формы регистров бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных носителях.

В настоящее время  организации при решении вопроса  о применении регистров бухгалтерского учета могут выбирать из следующих  форм, рекомендованных Минфином России для коммерческих и некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций):

Информация о работе Сущность принципы и метод бухгалтерского учета