Счет бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Основными задачами работы являются:
- Исследование особенностей счетов бухгалтерского учета как способа отражения данных о хозяйственной жизни предприятия
- Раскрытие сущности, структуры и назначения плана счетов бухгалтерского учета
- Рассмотрение классификаций счетов по различным признакам

Вложенные файлы: 1 файл

бух.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

При совершении бухгалтерской  проводки (корреспонденции счетов) выполняются следующие правила:

1) Каждая запись по дебету  какого-либо счета корреспондирует  с записью по кредиту другого  счета на ту же сумму; 

2) Каждая запись по кредиту  какого-либо счета корреспондирует  с записью по дебету другого  счета на ту же сумму; 

3) Однородные операции  изменяют одну и ту же пару  счетов.

План счетов бухгалтерского учета

Многообразие различных  хозяйственных операций, возникающих  в процессе поступления и использования  имущества, а также источников его  образования, требует применения большого количества счетов бухгалтерского учета. Информация, накапливаемая на счетах, должна в полной мере удовлетворять  как аппарат управления конкретной фирмы для принятия соответствующих  решений, так и внешних пользователей. Многовариантность отражения на счетах однотипных хозяйственных операций расширяет перечень применяемых  счетов. Например, учет процесса заготовления материалов можно вести непосредственно  на счете «Материалы». В то же время  допускается и использование  другого варианта, когда наряду с  указанным счетом возможно применение счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При этом не должна нарушаться общая методология  ведения бухгалтерского учета. В  противном случае нельзя будет обобщать одни и те же показатели, получаемых в различных предприятиях и организациях.

Контроль над соблюдением  применения единой методологии бухгалтерского учета осуществляет Министерство Финансов Российской Федерации в лице Департамента методологии бухгалтерского учета  и отчетности по согласованию с Госкомстатом Российской Федерации. С принятием  закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство Российской Федерации.

Соблюдение указанных  выше требований обеспечивается применением  плана счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную  номенклатуру перечня счетов, который  должны применять и соблюдать  все предприятия и организации  независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

В основе организации работы на любом предприятии лежит план счетов. Более правильно его следует  называть единый план счетов, поскольку  им обязаны руководствоваться предприятия  и организации различных отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и  т.д. Специфические особенности некоторых  из них учитываются на отдельных  счетах, которые вправе вводить предприятия  и организации по ходатайству  соответствующих министерств и  ведомств. Последние обязаны согласовывать  применение этих счетов с Правительством Российской Федерации.

План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические  счета (счета первого порядка) и  субсчета (счета второго порядка). Причем если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете  субсчетов такой жесткой регламентации  не предусматривает.

Обеспечение таких методологических подходов к применению единого плана  счетов создает правовую базу четкой регламентации в организации  руководством бухгалтерского учета. Упрощается его ведение, прежде всего за счет типизации отражения в учете  однородных хозяйственных операций. Поэтому с наименьшими издержками удается автоматизировать все участки  бухгалтерского учета. Сводятся к минимуму ошибки в корреспонденции счетов. Этому способствует также то, что  в плане счетов по каждому синтетическому счету дана типовая схема корреспонденции  его с другими синтетическими счетами. Типовая схема закладывается  в соответствующие программы  при разработке автоматизированных систем учета. Это не исключает подхода, при котором, в случае возникновения  фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена  в типовой схеме, предприятия  вправе ее дополнять. Единственное ограничение  при проведении данных процедур - строгое  соблюдение основных методических принципов  ведения бухгалтерского учета, которые  изложены в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим  содержанием. Основе данной группировке  лежит экономическая классификация  объектов учета. Всего план счетов включает 8 разделов, объединяющих 71 синтетический  счет, их которых 11 относятся к забалансовым. Вот перечень этих разделов:

1) Внеоборотные активы. Счета  этого раздела предназначены  для обобщения информации о  наличии и движении активов  организации, которые в соответствии  с правилами бухгалтерского учета  относятся к основным средствам,  нематериальным активам и другим  внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием. В этот раздел входят следующие счета: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложение в материальные ценности, 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 09 «Отложенные налоговые активы».

2) Производственные запасы. Счета этого раздела предназначены  для обобщения информации о  наличии и движении предметов  труда, предназначенных для обработки,  переработки или использования  в производстве либо для хозяйственных  нужд, средств труда, которые в  соответствии с установленным  порядком включаются в состав  средств в обороте, а также  операций, связанных с их заготовлением  (приобретением). Это счета 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и  откорме», 14 «Резервы под снижение  стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение  материальных ценностей», 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей»  и 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям».

3) Затраты на производство. Счета этого раздела предназначены  для обобщения информации о  расходах по обычным видам  деятельности организации (кроме  расходов на продажу). Одни счета  используются для группировки  расходов по статьям, местам  возникновения и другим признакам,  а также исчисления себестоимости  продукции (работ, услуг); другие  же счета применяются для группировки  расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по  статьям и элементам осуществляется  при помощи специально открываемых  отражающих счетов. Это счета  20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты  собственного производства», 23 «Вспомогательное  производство», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве» и 29 «Обслуживающие производства и  хозяйства».

4) Готовая продукция и  товары. Счета этого раздела предназначены  для обобщения информации о  наличии и движении готовой  продукции (продуктов производства) и товаров. В этот раздел  входят счета 40 «Выпуск продукции  (работ, услуг), 41 «Товары», 42 «Торговая  наценка», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары  отгруженные», 46 «Выполненные этапы  по незавершенным работам».

5) Денежные средства. Счета  этого раздела предназначены  для обобщения информации о  наличии и движении денежных  средств в российской и иностранной  валютах, находящихся в кассе,  на расчетных, валютных и других  счетах, открытых в кредитных  организациях на территории страны  и за ее пределами, а также  ценных бумаг, платежных и денежных  документов. Денежные средства в  иностранных валютах и операции  с ними учитываются на счетах  этого раздела в рублях в  суммах, определяемых путем пересчета  иностранной валюты в установленном  порядке. Одновременно эти средства  и операции отражаются в валюте  расчетов и платежей. Это счета  50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные  счета», 55 «Специальные счета в  банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые  вложения» и 59 «Резервы под  обесценение финансовых вложений».

6) Расчеты. Счета этого  раздела предназначены для обобщения  информации обо всех видах  расчетов организации с различными  юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных  расчетов. Расчеты иностранными  валютами учитываются на счетах  этого раздела в рублях в  суммах, определяемых путем пересчета  иностранной валюты в установленном  порядке. Одновременно эти расчеты  отражаются в валюте расчетов  и платежей. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах. В этот раздел вошли следующие счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 77 «Отложенные налоговые обязательства» и 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

7) Капитал. Счета этого  раздела предназначены для обобщения  информации о состоянии движения  капитала организации. Это счета  80 «Уставный капитал», 81 «Собственные  акции (доли)», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»  и 86 «Целевое финансирование».

8) Финансовые результаты. Счета этого раздела предназначены  для обобщения информации о  доходах и расходах организации,  а также выявления конечного  финансового результата деятельности  организации за отчетный период. В это раздел вошли счета  90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и  расходы», 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей», 96 «Резервы  предстоящих расходов», 97 «Расходы  будущих периодов», 98 «Доходы будущих  периодов» и 99 «Прибыли и убытки».

Отдельным разделом стоят  Забалансовые счета. Они предназначены  для обобщения информации о наличии  и движении ценностей, временно находящихся  в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном  хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а  также контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных  объектов ведется по простой системе.

Как видно, наименования разделов полностью совпадают с группами счетов при их классификации по экономическому содержанию (забалансовые счета стоят  обособленно). Каждый раздел содержит краткую аннотацию, в которой  раскрывается назначение счетов, формирующих  состав данного раздела. Затем приводится название и номер каждого счета, дается краткая характеристика его  применения исходя из экономической  сущности учитываемого на нем объекта  учета. В заключение приводится типовая  корреспонденция этого счета  по дебету и по кредиту с другими  счетам первого порядка.

В Российской Федерации сложилась  трехуровневая иерархическая система  организации плана счетов. На первом уровне, уровне государства, утверждается единый План счетов, который является обязательным для применения всеми  хозяйствующими субъектами, осуществляющими  коммерческую деятельность на территории России. Исключениями являются кредитные  и бюджетные организации, для  которых действует несколько  иной план счетов.

На втором уровне разрабатывается  план счетов отрасли, которым руководствуются  в своей деятельности предприятия, объединенные в пределах одной отрасли  народного хозяйства, например, предприятия  сельского хозяйства.

И, наконец, третий уровень  организации плана счетов состоит  в том, что каждое предприятие  в отдельности может вносить  изменения в единый план счетов в  пределах синтетического счета, то есть открывать свои субсчета. Введение, изменение или дополнение единого плана счетов на отдельных предприятиях возможно только при согласовании с Правительством Российской Федерации.

За рубежом сложилась  практика децентрализованного формирования плана счетов. Это означает, что  каждый отдельный бухгалтер может  изменять и составлять план счетов так, как удобно лично ему. Это, безусловно, упрощает ведение учета на предприятии, но создает дополнительные сложности. Например, при смене бухгалтеров  на предприятии, новый сотрудник  должен потратить много времени  на изучение плана счетов или на составление собственного плана. Такие  же проблемы возникают и при аудиторских  и налоговых проверках деятельности организации.

При составлении плана  счетов нужно руководствоваться  следующими принципами:

1) Оптимальность количества  счетов. То есть необходимо такое  минимальное количество счетов, которое бы полностью удовлетворила  информационные потребности всех  пользователей бухгалтерскими данными. 

2) Стабильность, перспективность  и инертность единых планов, которые  должны разрабатываться на длительный  срок (глобальные изменения в  единых планах должны проводиться  только при радикальном реформировании  системы бухгалтерского учета  и отчетности).

3) Возможность внесения  дополнительных изменений и дополнений  в существующую номенклатуру  счетов. Это связано с тем, что  необходимо вовремя и адекватно  отражать изменения в экономике  (изменение законодательства, налогового  обложения и др.). Этот принцип  особенно актуален в России, так  как в настоящий период в  нашей стране идет реформирование  экономической системы, принятие  новых законов о сокращении  налогового бремени предпринимателей  и другие изменения, касающиеся  бухгалтерского учета. 

4) Определенная степень  свободы участия экономических  субъектов в развитии классифицированной  номенклатуры счетов, несмотря на  жесткость подхода к единообразию  отражения данных. Последний принцип  реализуется при помощи двух-трех  уровневой системы организации  плана счетов, о чем было упомянуто  выше.

В мировой практике приняты  три основных подхода к построению плана счетов: иерархический, матричный  и линейный. При матричном строении плана счетов все счета подразделяются на группы, в которых выделяются подгруппы счетов, далее сами счета. При линейном способе построения плана счетов осуществляется простое  перечисление синтетических счетов, объединенных в группы, то есть отсутствуют  субсчета. Это облегчает организацию  аналитического учета, выбор корреспонденции  счетов. В России принят иерархический  подход к построению плана. Особое внимание при этом уделяется роли субсчетов, так как именно они помогают наиболее полно раскрыть сущность того или  иного учитываемого на субсчете объекта  бухгалтерского наблюдения. На каждом синтетическом счете можно открыть  до 10 субсчетов.

Информация о работе Счет бухгалтерского учета