Теоретические аспекты проведения инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Инвентаризация (от лат. inventarium — опись имущества) — сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Описи составляются отдельно на материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. Инвентаризация указанных  ценностей заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Выявленные  по результатам инвентаризации излишки  материалов, товаров и готовой  продукции приходуются на основании  оформленной в установленном  порядке "Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией" (форма N ИНВ-26) в составе прочих доходов организации следующими записями по счетам учета:

Дебет 10 "Материалы" (по соответствующим  субсчетам учета) Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

- рыночная  стоимость выявленных "излишествующих" материалов;

Дебет 41 "Товары" (по соответствующим  субсчетам учета) Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

- рыночная  стоимость "излишествующих" товаров;

Дебет 43 "Готовая продукция" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

- стоимость  "излишествующей" готовой продукции.

Некоторые продовольственные и промышленные ценности в процессе хранения под  влиянием внешних факторов могут  высыхать, испаряться, вымораживаться, высыпаться, разбиваться и проливаться. Для таких материалов разрабатываются  и утверждаются отраслевые нормы  естественной убыли.

При инвентаризации подобных материалов часть недостачи (в пределах норм естественной убыли) может быть списана на издержки производства и обращения (счета 20 "Основное производство" и 44 "Расходы на продажу"), а  оставшаяся часть должна быть отнесена на материально ответственное лицо. Нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. Их нельзя использовать просто как инструмент списания части материалов.

Недостачи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, учитываются по дебету счета 94:

Дебет 94 Кредит 10 (41)

- выявлена  недостача.

Списание  недостач отражается по кредиту счета 94:

Дебет 20 (44...) Кредит 94

- списана  недостача в пределах норм  естественной убыли;

Дебет 73-2 Кредит 94

- недостача  сверх норм естественной убыли  отнесена на виновных лиц;

Дебет 91-2 Кредит 94

- списана  недостача сверх норм естественной  убыли при отсутствии виновных  лиц (или если во взыскании  отказано судом).

В ходе инвентаризации можно обнаружить неучтенные товарно-материальные ценности. Их следует оприходовать при помощи проводки:

Дебет 10 (41) Кредит 91-1

- оприходованы  неучтенные материалы (товары), выявленные  при инвентаризации

Инвентаризация  основных средств

При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, находящиеся в собственности организации.

При выявлении  объектов, несвоевременно принятых к  учету, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Если  комиссией установлено, что расходы  по оплате работ капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичной ликвидации строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) своевременно не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и занести в описи данные о произведенных изменениях.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в состояние непригодное к эксплуатации (порча, полный износ и т. п.).

Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. В этом случае опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому контрагенту, которому передается один экземпляр описи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Инвентаризация  незавершенного производства и  нематериальных активов

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

     • определить фактическое наличие  заделов (деталей, узлов, агрегатов) и  незаконченных изготовлением и  сборкой изделий, находящихся в  производстве;

     • определить фактическую комплектность  незавершенного производства (заделов);

     • выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости  от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному  структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

Инвентаризация  нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить5:

     • наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих существование  самого нематериального актива и  исключительного права у организации  на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.);

     • правильность и своевременность  отражения нематериальных активов  в балансе.

Результаты  инвентаризации отражают в описи  нематериальных активов (форма N ИНВ-1а). Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость (форма N ИНВ-18).

Не учтенные ранее нематериальные активы, выявленные при инвентаризации, приходуют на баланс:

Дебет 04 Кредит 91-1

- оприходованы  ранее не учтенные нематериальные  активы, выявленные в процессе инвентаризации.

Списание  нематериального актива, на который  у организации отсутствуют документы, отражают так:

Дебет 05 Кредит 04

- списана  амортизация по нематериальным  активам;

Дебет 94 Кредит 04

- списана  остаточная стоимость нематериального актива.

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.3 Инвентаризация финансовых вложений и денежных средств

Натуральная проверка финансовых вложений возможна, если организация обладает ценными бумагами в документарной форме. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

     • правильность оформления ценных бумаг;

     • реальность стоимости учтенных на балансе  ценных бумаг;

     • сохранность ценных бумаг (путем  сопоставления данных о фактическом наличии с данными бухгалтерского учета);

     • своевременность и полнота отражения  в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

При хранении в организации ценных бумаг их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе, результаты инвентаризации финансовых вложений отражаются в описях ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Инвентаризация  ценных бумаг, сданных на хранение в  специальные организации (банк-депозитарий  — специализированное хранилище  ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций. Следует иметь в виду, что депозитарии как профессиональные участники рынка ценных бумаг могут переоценивать принадлежащие клиентам ценные бумаги при изменении котировки на фондовой бирже, а непрофессиональные участники должны вести учет по фактическим затратам на приобретение ценных бумаг. Поэтому стоимостная оценка объектов у организации и депозитария будет различаться.

В связи  с этим важной становится сверка данных о количестве ценных бумаг на хранении.

При инвентаризации остальных составляющих финансовых вложений возможна только документальная проверка, которую следует проводить  по видам вложений и отдельным  эмитентам.

Выявленные  при инвентаризации неучтенные ценные бумаги приходуются по дебету счета 58 "Финансовые вложения" с кредита  счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостачи и потери от порчи ценных бумаг  списывают со счета 58 в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Некомпенсируемые потери ценных бумаг, связанные со стихийными бедствиями, пожарами и т.п., списывают с кредита счета 58 в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".

Инвентаризация  денежных средств, денежных документов и бланков  документов строгой отчетности

Инвентаризация  наличных денежных средств в кассе  организации производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе  принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, оплаченные авиабилеты и др.).

Проверка  фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности ведется по видам бланков (например, по акциям: привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Для инвентаризации денежных средств в пути делается сверка числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных (текущих), валютных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Таким образом, инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. 

                                                            
 

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Теоретические аспекты проведения инвентаризации