Теоретические основы системы «директ-костинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

«Директ-костинг» – это система, которая построена на обобщении прямых затрат по видам готовых изделий; списании косвенных затрат на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.
Система «директ-костинг» (себестоимость по прямым затратам) впервые возникла в Германии (в 30-е гг. ХХ столетия). В 1953 г. он был рекомендован американской ассоциацией бухгалтеров для применения в США, в последние годы данная система широко применяется в большинстве развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»
1.1. Система «директ-костинг»
1.2. Организация учета затрат по системе "Директ-костинг"
1.3. Калькулирование сокращенной себестоимости. Точка безубыточности
1.4. Применение системы «директ-костинг» в управленческом учете
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

БУУ.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Для управления объемами производства продукции исчисляется критический объем производства (так называемая «мертвая точка»), т.е. величина выручки от продажи продукции, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки производства без получения прибыли. В литературе встречается название финансовый леверидж, порог рентабельности, точка безубыточности и пр.

Критический объем производства в единицах продукции определяется по формуле

                                                К = ПР: (Ц — ПЗ),                                              (1.1)

 

где К – количество выпускаемой продукции (критическая точка объема выпуска продукции, по котором предприятие не получит прибыли, но не будет нести убытки);

ПР - общая сумма постоянных расходов производства, руб.;

Ц - продажная цена за единицу продукции, руб.;

П3 - переменные затраты производства на единицу продукции, руб.

Кроме того, на основе данных, получаемых при методе «директ-костинг» обосновываются оптимальный объем производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и т.п.

Система «директ-костинг» может применяться как при фактических, так и при нормированных издержках. Поэтому классификация систем калькуляций по принципу оценки не имеет отношения к «директ-костингу». Задачи этого метода те же, что и у других систем калькуляции, но основной становится учет затрат за короткий период времени. Большим достоинством «директ-костинга» считается то, что он отражает требования маржинализма, т.е. учитывает предельные затраты.

«Директ-костинг» является универсальной системой управления предприятием, дает объективные данные для определения объема производственной программы, установления уровня цен, выбора оптимального ассортимента производимой продукции. 

 

1.4. Применение системы «директ-костинг» в управленческом учете

 

С помощью «директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов собственными силами или заказе их на стороне, по вопросам ценообразования на новую продукцию, изменению ассортимента выпускаемых изделий, выполняемых работ и пр.

И конечно, основное достоинство этого метода - возможность выполнения экспресс-анализа безубыточности.

Цель анализа заключается в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами организации при изменении уровня производственной деятельности.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности, т.е. такого объема продаж, в котором затраты равны выручке от реализации, применяются:

1) математический метод (метод уравнения);

2) метод маржинального дохода (валовой  прибыли);

3) графический метод.

1. Математический метод базируется на основных формулах:

а) Прибыль = Выручка - Переменные затраты -  Постоянные затраты,

или

Прибыль = (Цена изделия х Объем реализации) - [(Переменные затраты на единицу продукции х Объем реализации) + Сумма постоянных расходов];

б) Объем реализации = Сумма постоянных расходов / Цена - Переменные расходы на одно изделие.

2. Метод маржинального дохода можно рассматривать как модификацию предыдущего.

Маржинальный доход = Выручка - Переменные расходы;

Маржинальный доход на 1 единицу =  Цена - Удельные переменные расходы.

Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и переменными издержками.

Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции.

3. Графический метод. Для графического расчета точки безубыточности воспользуемся графиком, состоящим из двух прямых: прямой Z1, отражающей поведение совокупных затрат, и прямой Z2 отражающей поведение выручки от продаж, Z3 — линия, отражающая прямые расходы (рис. 1.2).

На оси абсцисс (Х) откладываем объем продаж в натуральных единицах измерения - 1000 часов, на оси ординат (У) - выручку от затрат в стоимостном выражении. Проводим линии, параллельные осям, и получаем точку пересечения К - состояние равновесия, или точку безубыточности.

 

Рисунок 1.2 – Графический расчет точки безубыточности

 

Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:

1) окупаемость вложенных затрат.

Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не может быть достигнут вследствие, к примеру, уменьшение рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

2) Выручка организации зависит  от двух компонентов — цены  товара и количества.

При расчете точки безубыточности можно рассчитать необходимое изменение цены и количества товара в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе.

Предприятию придется определить объем увеличения продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

3) Если предприятие получает  выручку больше той, которая соответствует  точке безубыточности, оно работает  с прибылью.

Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько может фирма допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке. Указанный порядок расчета точки безубыточности очень прост и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Но следует принять некоторые допущения.

Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. Для длительного периода и большого объема продукции такое предположение неправомерно, для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо.

Во-вторых, аналогичное предположение можно отнести и к затратам. При увеличении объема производства скорость изменения затрат различная. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. При определении точки безубыточности предполагаем, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска продукции не наблюдается.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Условия задачи.

q – количество выпущенной продукции;

z – цена единицы изделия;

B – выручка от реализации;

V – общие переменные издержки;

c – удельные постоянные издержки;

С – общие постоянные издержки;

s – удельные совокупные издержки;

S – совокупные издержки;

р – прибыль на единицу продукции;

у – убыток на единицу продукции;

П – прибыль;

У – убыток;

qk -  критическое количество выпущенной продукции в натуральном выражении;

Вк – критический объем реализации;

З1р.т.п. (З1 р.р.п.) – затраты на 1 рубль товарной  (реализованной) продукции;

Sт.п. – себестоимость товарной продукции;

Iз/пл., Iп.т.,  I п.р., Iн.,  Iц. – соответственно индекс изменения заработной платы, производительности труда, постоянных расходов, норм расхода материалов, цен;

Дз/пл.,  Дп.р.,    Дм. – соответственно  доля заработной платы, постоянных расходов, материалов в структуре себестоимости продукции;

Rп. – рентабельность продукции.

 

Заполнить таблицу и определить, какой вариант даст наибольшую прибыль. Расчет возможных прибылей (убытков) при различных объемах выпуска продукции.

Исходные данные                                           Таблица 1.

Номер варианта

Цена, руб./шт.

Выпуск

и реализация шт.

Выручка, руб.

Удельные переменные издержки, руб./шт.

Общие переменные издержки, руб./шт.

Удельные постоянные издержки, руб./шт.

Общие постоянные издержки. Руб./шт.

Удельные совокупные издержки, руб./шт.

Совокупные издержки, руб./шт.

Прибыль (убыток) на единицу , руб./шт.

Прибыль (убыток0, руб./шт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

z

q

B

v

V

c

C

s

S

п(у)

П(У)

1

90

2000

         

98

     

2

80

       

23,81

 

75,81

     

3

82

   

52

     

71,05

     

4

       

184302

   

89,16

   

47237

5

 

3500

 

40

 

34,29

     

20,71

 

6

68

     

184000

       

-8

 

 

РЕШЕНИЕ:

Находим общие постоянные издержки варианта номер 5.

С =  q х с = 3500 х 34.29 = 120015.

По условию задачи общие постоянные издержки для всех вариантов одинаковы.

s = v + c = 40 + 34.29 = 74.29

z = п(у) + s = 20.71 + 74.29 = 95

В = z х q = 95 x 3500 = 332500

V = v x q = 40 x 3500 = 140000

S = V + C = 140000 + 120015 = 260015

П(У) = В – S = 332500 – 260015 = 72485.

  Вариант № 1.

В = z х q = 90 х 2000 = 180000

с =  С : q = 120015 : 2000 = 60

v = s – с = 98 – 60 = 38

V = v x q = 38 х 2000 = 76000

S = V + C = 76000 + 120015 = 196015

П(У) = В – S = 180000 – 196015 = - 16015

п(у) = z – s = 90 – 98 = - 8.

Вариант № 2.

q = С : с = 120015 : 23.81

В = z х q = 80 х 5041 = 403280

п(у) = z – s = 80 – 75.81 = 4.19

П(У) = п(у) х q = 4.19 х 5041 = 21122

S = В – П(У) = 403280 – 21122 = 382158

v = s – с = 75.81 – 23.81 = 52

V = S – С = 382158 – 120015 = 262143.

Вариант № 3.

с = s – v = 71.05 – 52 = 19.05

q = С : с = 12015 : 19.05 = 6300

В = z х q = 82 х 6300 = 516600

V = v x q = 52 х 6300 = 327600

S = V + C = 327600 + 120015 = 447615

п(у) = z – s = 82 – 71.05 = 10.95

П(У) = В – S = 516600 – 447615 = 68985.

Вариант № 4.

S = V + C = 184302 + 120015 = 304317

В = П(У) + S = 304317 + 47237 = 351554

q = S : s = 304317 : 89.16 = 3413

z = В : q = 351554 : 3413 = 103

v = V : q = 184302 : 3413 = 54

с = С : q = 120015 : 3413 = 35.16

п(у) = z – s = 103 – 89.16 = 13.84.

Вариант № 6.

S = V + C = 184000 + 120015 = 304015

s = z – п(у) = 68 + 8 = 76

q = S : s = 304015 : 76 = 4000

В = z х q = 68 х 4000 = 272000

v = V : q = 184000 : 4000 = 46

с = С : q = 120015 : 4000 = 30

П(У) = В – S = 272000 – 304015 = - 32015.

 

                                                  Итоговые данные                                     Таблица 2.

Номер варианта

Цена, руб./шт.

Выпуск

и реализация шт.

Выручка, руб.

Удельные переменные издержки, руб./шт.

Общие переменные издержки, руб./шт.

Удельные постоянные издержки, руб./шт.

Общие постоянные издержки. Руб./шт.

Удельные совокупные издержки, руб./шт.

Совокупные издержки, руб./шт.

Прибыль (убыток) на единицу , руб./шт.

Прибыль (убыток0, руб./шт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

z

q

B

v

V

c

C

s

S

п(у)

П(У)

1

90

2000

180000

38

76000

60

120015

98

196015

-8

-16015

2

80

5041

403280

52

262143

23,81

120015

75,81

382158

4,19

21122

3

82

6300

516600

52

327600

19,05

120015

71,05

447615

10,95

68985

4

103

3413

351554

54

184302

35,16

120015

89,16

304317

13,84

47237

5

95

3500

332500

40

140000

34,29

120015

74,29

260015

20,71

72485

6

68

4000

272000

46

184000

30

120015

76

304015

-8

-32015


 

Расчет рентабельности: Прибыль (П) : Выручка (В) х 100 %

Вариант № 2.:  П : В х 100% = 21122 : 403280 х 100% = 5.24

Вариант № 3.: П : В х 100% = 68985 : 516600 х 100% = 13.35

Вариант № 4.: П : В х 100% = 47237 : 351554 х 100% = 13.46

Вариант № 5.: П : В х 100% = 72485 : 332500 х 100% = 21.8.

Вывод: Наибольшим прибыльным (+72485) и рентабельным (21.8) предприятием является Вариант № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3. – График по Варианту № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4. – График по Варианту № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5. – График по Варианту № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6. – График по Варианту № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.7. – График по Варианту № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.8. – График по Варианту № 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были показаны основные преимущества системы учета «директ-костинг».

1. Упрощение и точность исчисления  себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается в части только производственных затрат.

2. Отсутствие процедур по составлению  сложных расчетов для условного  распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата.

3. Возможность определения порога  рентабельности (точки безубыточности, порогового объема продаж), запаса  прочности предприятия и нижней границы цены продукции или заказа.

4. Возможность проведения сравнительного  анализа рентабельности различных видов продукции.

5. Возможность определения оптимальной  программы выпуска и реализации продукции.

6. Возможность выбора между собственным  производством продукции или  услуг и их закупкой на стороне.

«Директ-костинг» позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям: выявить продукцию с большой рентабельностью, чтобы перейти в основном на выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий. Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства на меняющиеся условия рынка. Она также становится составной частью маркетинга - системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.

Информация о работе Теоретические основы системы «директ-костинг»