Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:26, курсовая работа
«Директ-костинг» – это система, которая построена на обобщении прямых затрат по видам готовых изделий; списании косвенных затрат на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.
Система «директ-костинг» (себестоимость по прямым затратам) впервые возникла в Германии (в 30-е гг. ХХ столетия). В 1953 г. он был рекомендован американской ассоциацией бухгалтеров для применения в США, в последние годы данная система широко применяется в большинстве развитых стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»
1.1. Система «директ-костинг»
1.2. Организация учета затрат по системе "Директ-костинг"
1.3. Калькулирование сокращенной себестоимости. Точка безубыточности
1.4. Применение системы «директ-костинг» в управленческом учете
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для управления объемами производства продукции исчисляется критический объем производства (так называемая «мертвая точка»), т.е. величина выручки от продажи продукции, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки производства без получения прибыли. В литературе встречается название финансовый леверидж, порог рентабельности, точка безубыточности и пр.
Критический объем производства в единицах продукции определяется по формуле
К = ПР: (Ц — ПЗ),
где К – количество выпускаемой продукции (критическая точка объема выпуска продукции, по котором предприятие не получит прибыли, но не будет нести убытки);
ПР - общая сумма постоянных расходов производства, руб.;
Ц - продажная цена за единицу продукции, руб.;
П3 - переменные затраты производства на единицу продукции, руб.
Кроме того, на основе данных, получаемых при методе «директ-костинг» обосновываются оптимальный объем производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и т.п.
Система «директ-костинг» может применяться как при фактических, так и при нормированных издержках. Поэтому классификация систем калькуляций по принципу оценки не имеет отношения к «директ-костингу». Задачи этого метода те же, что и у других систем калькуляции, но основной становится учет затрат за короткий период времени. Большим достоинством «директ-костинга» считается то, что он отражает требования маржинализма, т.е. учитывает предельные затраты.
«Директ-костинг» является универсальной системой управления предприятием, дает объективные данные для определения объема производственной программы, установления уровня цен, выбора оптимального ассортимента производимой продукции.
1.4. Применение системы «директ-
С помощью «директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов собственными силами или заказе их на стороне, по вопросам ценообразования на новую продукцию, изменению ассортимента выпускаемых изделий, выполняемых работ и пр.
И конечно, основное достоинство этого метода - возможность выполнения экспресс-анализа безубыточности.
Цель анализа заключается в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами организации при изменении уровня производственной деятельности.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности, т.е. такого объема продаж, в котором затраты равны выручке от реализации, применяются:
1) математический метод (метод уравнения);
2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);
3) графический метод.
1. Математический метод базируется на основных формулах:
а) Прибыль = Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты,
или
Прибыль = (Цена изделия х Объем реализации) - [(Переменные затраты на единицу продукции х Объем реализации) + Сумма постоянных расходов];
б) Объем реализации = Сумма постоянных расходов / Цена - Переменные расходы на одно изделие.
2. Метод маржинального дохода можно рассматривать как модификацию предыдущего.
Маржинальный доход = Выручка - Переменные расходы;
Маржинальный доход на 1 единицу = Цена - Удельные переменные расходы.
Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и переменными издержками.
Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции.
3. Графический метод. Для графического расчета точки безубыточности воспользуемся графиком, состоящим из двух прямых: прямой Z1, отражающей поведение совокупных затрат, и прямой Z2 отражающей поведение выручки от продаж, Z3 — линия, отражающая прямые расходы (рис. 1.2).
На оси абсцисс (Х) откладываем объем продаж в натуральных единицах измерения - 1000 часов, на оси ординат (У) - выручку от затрат в стоимостном выражении. Проводим линии, параллельные осям, и получаем точку пересечения К - состояние равновесия, или точку безубыточности.
Рисунок 1.2 – Графический расчет точки безубыточности
Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:
1) окупаемость вложенных затрат.
Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не может быть достигнут вследствие, к примеру, уменьшение рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
2) Выручка организации зависит от двух компонентов — цены товара и количества.
При расчете точки безубыточности можно рассчитать необходимое изменение цены и количества товара в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе.
Предприятию придется определить объем увеличения продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.
3) Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью.
Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько может фирма допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке. Указанный порядок расчета точки безубыточности очень прост и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Но следует принять некоторые допущения.
Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. Для длительного периода и большого объема продукции такое предположение неправомерно, для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо.
Во-вторых, аналогичное предположение можно отнести и к затратам. При увеличении объема производства скорость изменения затрат различная. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. При определении точки безубыточности предполагаем, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска продукции не наблюдается.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Условия задачи.
q – количество выпущенной продукции;
z – цена единицы изделия;
B – выручка от реализации;
V – общие переменные издержки;
c – удельные постоянные издержки;
С – общие постоянные издержки;
s – удельные совокупные издержки;
S – совокупные издержки;
р – прибыль на единицу продукции;
у – убыток на единицу продукции;
П – прибыль;
У – убыток;
qk - критическое количество выпущенной продукции в натуральном выражении;
Вк – критический объем реализации;
З1р.т.п. (З1 р.р.п.) – затраты на 1 рубль товарной (реализованной) продукции;
Sт.п. – себестоимость товарной продукции;
Iз/пл., Iп.т., I п.р., Iн., Iц. – соответственно индекс изменения заработной платы, производительности труда, постоянных расходов, норм расхода материалов, цен;
Дз/пл., Дп.р., Дм. – соответственно доля заработной платы, постоянных расходов, материалов в структуре себестоимости продукции;
Rп. – рентабельность продукции.
Заполнить таблицу и определить, какой вариант даст наибольшую прибыль. Расчет возможных прибылей (убытков) при различных объемах выпуска продукции.
Исходные данные
Номер варианта |
Цена, руб./шт. |
Выпуск и реализация шт. |
Выручка, руб. |
Удельные переменные издержки, руб./шт. |
Общие переменные издержки, руб./шт. |
Удельные постоянные издержки, руб./шт. |
Общие постоянные издержки. Руб./шт. |
Удельные совокупные издержки, руб./шт. |
Совокупные издержки, руб./шт. |
Прибыль (убыток) на единицу , руб./шт. |
Прибыль (убыток0, руб./шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
z |
q |
B |
v |
V |
c |
C |
s |
S |
п(у) |
П(У) | |
1 |
90 |
2000 |
98 |
||||||||
2 |
80 |
23,81 |
75,81 |
||||||||
3 |
82 |
52 |
71,05 |
||||||||
4 |
184302 |
89,16 |
47237 | ||||||||
5 |
3500 |
40 |
34,29 |
20,71 |
|||||||
6 |
68 |
184000 |
-8 |
РЕШЕНИЕ:
Находим общие постоянные издержки варианта номер 5.
С = q х с = 3500 х 34.29 = 120015.
По условию задачи общие постоянные издержки для всех вариантов одинаковы.
s = v + c = 40 + 34.29 = 74.29
z = п(у) + s = 20.71 + 74.29 = 95
В = z х q = 95 x 3500 = 332500
V = v x q = 40 x 3500 = 140000
S = V + C = 140000 + 120015 = 260015
П(У) = В – S = 332500 – 260015 = 72485.
Вариант № 1.
В = z х q = 90 х 2000 = 180000
с = С : q = 120015 : 2000 = 60
v = s – с = 98 – 60 = 38
V = v x q = 38 х 2000 = 76000
S = V + C = 76000 + 120015 = 196015
П(У) = В – S = 180000 – 196015 = - 16015
п(у) = z – s = 90 – 98 = - 8.
Вариант № 2.
q = С : с = 120015 : 23.81
В = z х q = 80 х 5041 = 403280
п(у) = z – s = 80 – 75.81 = 4.19
П(У) = п(у) х q = 4.19 х 5041 = 21122
S = В – П(У) = 403280 – 21122 = 382158
v = s – с = 75.81 – 23.81 = 52
V = S – С = 382158 – 120015 = 262143.
Вариант № 3.
с = s – v = 71.05 – 52 = 19.05
q = С : с = 12015 : 19.05 = 6300
В = z х q = 82 х 6300 = 516600
V = v x q = 52 х 6300 = 327600
S = V + C = 327600 + 120015 = 447615
п(у) = z – s = 82 – 71.05 = 10.95
П(У) = В – S = 516600 – 447615 = 68985.
Вариант № 4.
S = V + C = 184302 + 120015 = 304317
В = П(У) + S = 304317 + 47237 = 351554
q = S : s = 304317 : 89.16 = 3413
z = В : q = 351554 : 3413 = 103
v = V : q = 184302 : 3413 = 54
с = С : q = 120015 : 3413 = 35.16
п(у) = z – s = 103 – 89.16 = 13.84.
Вариант № 6.
S = V + C = 184000 + 120015 = 304015
s = z – п(у) = 68 + 8 = 76
q = S : s = 304015 : 76 = 4000
В = z х q = 68 х 4000 = 272000
v = V : q = 184000 : 4000 = 46
с = С : q = 120015 : 4000 = 30
П(У) = В – S = 272000 – 304015 = - 32015.
Номер варианта |
Цена, руб./шт. |
Выпуск и реализация шт. |
Выручка, руб. |
Удельные переменные издержки, руб./шт. |
Общие переменные издержки, руб./шт. |
Удельные постоянные издержки, руб./шт. |
Общие постоянные издержки. Руб./шт. |
Удельные совокупные издержки, руб./шт. |
Совокупные издержки, руб./шт. |
Прибыль (убыток) на единицу , руб./шт. |
Прибыль (убыток0, руб./шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
z |
q |
B |
v |
V |
c |
C |
s |
S |
п(у) |
П(У) | |
1 |
90 |
2000 |
180000 |
38 |
76000 |
60 |
120015 |
98 |
196015 |
-8 |
-16015 |
2 |
80 |
5041 |
403280 |
52 |
262143 |
23,81 |
120015 |
75,81 |
382158 |
4,19 |
21122 |
3 |
82 |
6300 |
516600 |
52 |
327600 |
19,05 |
120015 |
71,05 |
447615 |
10,95 |
68985 |
4 |
103 |
3413 |
351554 |
54 |
184302 |
35,16 |
120015 |
89,16 |
304317 |
13,84 |
47237 |
5 |
95 |
3500 |
332500 |
40 |
140000 |
34,29 |
120015 |
74,29 |
260015 |
20,71 |
72485 |
6 |
68 |
4000 |
272000 |
46 |
184000 |
30 |
120015 |
76 |
304015 |
-8 |
-32015 |
Расчет рентабельности: Прибыль (П) : Выручка (В) х 100 %
Вариант № 2.: П : В х 100% = 21122 : 403280 х 100% = 5.24
Вариант № 3.: П : В х 100% = 68985 : 516600 х 100% = 13.35
Вариант № 4.: П : В х 100% = 47237 : 351554 х 100% = 13.46
Вариант № 5.: П : В х 100% = 72485 : 332500 х 100% = 21.8.
Вывод: Наибольшим прибыльным (+72485) и рентабельным (21.8) предприятием является Вариант № 5.
Рисунок 1.3. – График по Варианту № 1
Рисунок 1.4. – График по Варианту № 2
Рисунок 1.5. – График по Варианту № 3
Рисунок 1.6. – График по Варианту № 4
Рисунок 1.7. – График по Варианту № 5
Рисунок 1.8. – График по Варианту № 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были показаны основные преимущества системы учета «директ-костинг».
1. Упрощение и точность
2. Отсутствие процедур по
3. Возможность определения
4. Возможность проведения
5. Возможность определения
6. Возможность выбора между
«Директ-костинг» позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям: выявить продукцию с большой рентабельностью, чтобы перейти в основном на выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий. Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства на меняющиеся условия рынка. Она также становится составной частью маркетинга - системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.
Информация о работе Теоретические основы системы «директ-костинг»