Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:11, лекция
Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодич¬ности проведения, объектам управления, методике иссле¬дования, полноте охвата объектов, содержанию програм¬мы, потребителям анализа.
Анализ хозяйственной деятель¬ности классифицируется по разным признакам.
По отраслевому признаку, анализ делится на отрасле¬вой, методика которого
Завершающей информацией является информация о финансовых итогах и операциях, т.е. финансовая отчетность. Эта информация является объектом финансового учета и финансового анализа.
Управленческий учет и анализ связаны
с изучением первичной
1) оценить место предприятия на рынке данного товара;
1.1) определить
организационно-технические
1.2) выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка;
2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования: средств труда; предметов труда; трудовых ресурсов;
3) оценить
возможные результаты
4) принять решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;
5) выработать
стратегию управления
6) определить политику ценообразования;
7) проанализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.
От правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат — прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа предприятия.
Финансовый анализ
как база принятия
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа для принятия решений.
Собственники анализируют
Введение нового Плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерского учета и отчетности к большему соответствию требованиям международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера служит бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в условиях рыночной экономики базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о его деятельности.
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность: Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.
Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:
1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
2) анализ финансового состояния предприятия;
3) анализ эффективности
Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Содержание конкретных целей финансового анализа существенно зависит от задач субъектов финансового анализа.
Цели
анализа достигаются в
Чтобы принимать управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т.е. от общего — к частному.
Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и на потоки денежных средств.
Основными функциями финансового анализа являются:
• объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
• выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
• подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
• выявление и мобилизация
Партнерские группы
Предприятие — это сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и неосновные. Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и цели, которые они преследуют при анализе предпринимательской деятельности, систематизированы в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Основные партнерские группы |
Вклад партнерской группы |
Требуемый вид компенсации |
Цель, преследуемая при финансовом анализе |
1 |
2 |
3 |
4 . |
Собственники |
Собственный капитал |
Дивиденды |
Финансовые результаты |
Заимодавцы |
Заемный капитал |
Проценты |
Ликвидность,платеже- |
Руководители (администрация) |
Знание дела и умение руководить |
Оплата труда и доля прибыли сверх оклада |
Вся информация, полезная для управления |
Персонал (служащие) |
Выполнение работ а |
Зарплата, премии, социальные условия |
Финансовые результаты предприятия и его ликвидность |
Поставщики средств и' предметов труда |
Поставка средств и предметов труда |
Договорная цена |
Финансовое состояние: ликвидность |
Покупатели (клиенты) |
Сбыт продукции |
Договорная цена |
Финансовое состояние и состояние запасов готовой продукции и товаров |
Общество (государство) в лице налоговых органов |
Услуги общества (государства) |
Уплата налогов ПОЛНОСТЬЮ и в срок |
Финансовые результаты предприятия |
В процессе финансового анализа может привлекаться следующая информация:
- информация о технической
оперативный (оперативно-технический) учет;
бухгалтерский учет;
статистический учет. отчетность:
публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая);
квартальная отчетность (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну);
выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность), производимая по специальным указаниям;
обязательная статистическая отчетность. прочая информация:
публикации в прессе;
опросы руководителя;
экспертная информация.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа
Финансовый
анализ является частью экономического
анализа хозяйственной деятельн
Примерная схема анализа хозяйственной деятельности показана на рис. 1.1.
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управленческий анализ |
Финансовый анализ | ||||||||||||||
Внутрихозяйственный производственный анализ |
|
Внутрихозяйственный финансовый анализ |
|
Внешний финансовый анализ | |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
Анализ обоснования и реализации бизнес-планов |
Анализ абсолютных показателей прибыли | ||||||||||||||
Анализ системы маркетинга |
Анализ относительных показателей рентабельности | ||||||||||||||
Комплексный эконом анализ эффективности хозяйственной деятел |
|||||||||||||||
Анализ ликвидности, платежеспособности и устойчивости |
|||||||||||||||
Анализ технико- |
|||||||||||||||
Анализ использования собственного капитала | |||||||||||||||
Анализ использования производственных ресурсов |
Анализ использования заемных средств | ||||||||||||||
Анализ объема продукции |
Рейтинговая оценка предприятия-эмитента | ||||||||||||||
Анализ взаимосвязи себестоимости, объем продукции и прибыли |
а |
| |||||||||||||
Рис. 1.1
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченная часть информации о деятельности предприятия, что не позволяет раскрыть все стороны деятельности фирмы.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
• множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
• ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
• ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
• анализ абсолютных показателей прибыли;
• анализ
относительных показателей
• анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
• анализ эффективности использования собственного и заемного капитала;
• экономическая диагностика
При проведении внутрихозяйственного
финансового анализа
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ состояния запасов, анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.