Теория экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:11, лекция

Краткое описание

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодич¬ности проведения, объектам управления, методике иссле¬дования, полноте охвата объектов, содержанию програм¬мы, потребителям анализа.
Анализ хозяйственной деятель¬ности классифицируется по разным признакам.
По отраслевому признаку, анализ делится на отрасле¬вой, методика которого

Вложенные файлы: 1 файл

Теория экономического анализа.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Исследование информационной базы анализа позволяет оценить степень подготовленности, доброкачественности, аналитичности исходных данных, что обеспечит успешное решение аналитических задач. Зная информацию, которая имеется и может быть получена, можно правильно выбрать приемы анализа и определить целесообразность применения той или иной методики и программы. Исследование аналитичности информации позволяет получить ценный материал по совершенствованию документов, их содержанию и движению.

Анализ любого из вопросов хозяйственной  деятельности предприятия должен проводиться в несколько этапов: 1) разработка плана и методики анализа, уточнение объектов и ответственных исполнителей; 2) сбор и оценка информации; 3) уточнение методики и приемов анализа; 4) обработка информации и решение поставленных аналитических задач; 5) формулировка выводов и предложений.

Таким образом, сбор и оценка информации являются одним из первых этапов анализа, предопределяющих правильность его выводов, а следовательно, и обоснованность принятия управленческих решений.

Одним из главных этапов разработки информационного  обеспечения анализа является изучение информационной взаимосвязи аналитических задач, что позволяет устранить дублирование информации и установить целесообразную очередность их решения.

Одним из направлений совершенствования  информационного обеспечения являются стандартизация, типизация и унификация информационного потока на всех уровнях его использования.

Стандартизация  терминов и определений должна создать основу для дальнейшей работы по унификации информации. Необычайно усилилось значение стандартизации и опирающихся на нее типизации и унификации не только для первичных документов входной информации, но и для производных и выходных документов в связи с интенсивным развитием. Унификация является одной из основных предпосылок стандартизации.

При работе с документацией всех видов  следует придерживаться также стандартов терминологии. Для каждого понятия должен быть установлен один стандартный термин.

Направления работ по стандартизации в экономическом  анализе связаны с отработкой четкой терминологии и понятий, используемых в методиках, стандартизацией системы факторов и показателей, разработкой единой системы символов и условных обозначений, стандартизацией методик проведения экономического анализа.

Необходимо  разработать стандарты на формы  и методики анализа, периодичность его проведения, набор аналитических задач для стандартных управленческих решений, порядок поступления информации для анализа, процедуры обработки информации и сроки представления результатов анализа потребителям, унифицировать формы выходных аналитических документов.

Унификация  основных, обязательных элементов анализа  не исключает наличие множества  оригинальных методик для решения индивидуальных проблем предприятия.

Все это позволит повысить уровень аналитической  работы на предприятиях и в масштабах  страны, будет способствовать увеличению количества типовых разработок по экономическому анализу и в целом позволит увеличить сопоставимость результатов анализа, расширить возможность сравнения и обобщения его результатов.

 

7. Характеристика информационного  обеспечения управленческого анализа.

Если в рамках внешнего анализа  опираются прежде всего на бухгалтерскую  отчетность, которую, в принципе, можно получить, обратившись в органы статистики, то информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку для его проведения возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и недоступной для внешних аналитиков. Понятия ограниченности доступа к данным, их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних, поскольку доступ к информационной базе ограничивается в зависимости от уровня и задач того или иного аналитика. Таким образом, методики внешнего анализа строятся из предположения об определенной информационной ограниченности анализа; подобные методики строятся на базе полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете.

Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются заранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в определенной степени импровизационный, характер. Основным информационным обеспечением внешнего анализа служит бухгалтерская отчетность. Даже если она не является унифицированной, что имеет место в экономически развитых странах Запада, тем не менее возможна разработка достаточно формализованной последовательности аналитических процедур, поскольку путем свертки баланса или перекомпоновки и агрегирования статей публикуемых отчетов можно построить информационные инварианты, пригодные для такой формализации. В частности, именно определенной унифицированностью доступной информационной базы внешнего анализа и формализуемостью алгоритмов расчета ключевых показателей объясняется возможность использования стандартных пакетов прикладных программ аналитической направленности. В основе  финансового анализа лежит умение работать с информацией финансового характера, в том числе и с бухгалтерскими данными - как с официальной отчетностью, так и с  данными управленческого учета.

 

8. Характеристика  информационного   обеспечения  финансового анализа.

В соответствии с Законом РФ о бухгалтерском  учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/98) предприятия и организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность по следующим адресам (пользователям финансовой информации):

• собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительными документами;

• государственной  налоговой инспекции (в соответствии с юридическим адресом предприятия);

• органам  государственной статистики для  обобщения и публичного использования внешними пользователями информации;

• другим государственным органам, на которые  возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение  соответствующей отчетности. К ним  относятся, например, финансовые органы, осуществляющие финансирование расходов предприятия за счет ассигнований из бюджета или бюджетных ссуд;

• органам  Госкомимущества, министерствам, ведомствам представляют отчетность предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности полностью или частично, а также приватизированные предприятия (в том числе арендные), созданные на базе государственных предприятий или их структурных подразделений, до окончания срока выкупа. Годовую бухгалтерскую отчетность предприятия представляют не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

Предприятия, имеющие в своем составе филиалы  или дочерние компании, представляют консолидированную отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года.

В составе  годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы (см. Приложение, где формы заполнены условными данными):

• форма  № 1 «Бухгалтерский баланс».

• форма  № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

• форма  № 3 «Отчет о движении капитала»;

• форма  № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

• форма  № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

• «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;

• Итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

Отчетность - это заключительный элемент системы  бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют взаимоувязанный характер, потому что они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, являются следствием определенных требований, предъявляемых к ее составлению:

полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

правильность  отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

соблюдение  в течение отчетного года принятой учетной политики.

Бухгалтерская отчетность предприятия  служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

• оценка доходности (рентабельности) капитала;

• оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

• оценка финансовой устойчивости;

• оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

Баланс  позволяет оценить эффективность  размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. 

Данные формы № 5 вместе с балансом и показателями формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» используются для оценки финансового состояния предприятия.

Форма № 2 содержит сведения о текущих  финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые этого показателя.

    Форма № 3 «Отчет о  движении капитала» показывает  структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике.

   Форма № 4 «Отчет о  движении денежных средств» отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

    Формы № 3 и № 4 дополняют  бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяют раскрыть факторы, определившие изменение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, помогают построить прогнозы на предстоящий период на основе экстраполяции действовавших тенденций с учетом новых условий.

 

9. Организация проведения  анализа на предприятиях.

Любая методика анализа будет представлять собой технологию аналитического исследования. Она содержит компоненты:

а) задачи и формулировки целей  анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

г) периодичность проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых  объектов;

       е) источники  данных, на основании которых  производится анализ;

     ж) организацию анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

з) технические средства, которые  целесообразно использовать для  аналитической обработки информации;

    к) форматы документов, которыми лучше всего оформлять  результаты анализа;

л) круг потребителей результатов анализа.

При выполнении комплексного АХД выделяются следующие этапы.

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

 На втором этапе  разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

 На третьем этапе  собирается и подготавливается  к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится  в сопоставимый вид и т.д.).

 На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

На пятом этапе выполняется  факторный анализ: выделяются факторы  и определяется их влияние на результат.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Информация о работе Теория экономического анализа