Технология аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – раскрыть сущность, значение аудита как формы независимого финансового контроля и изучить технологию аудиторской проверки.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и виды аудита;
- изучить технологию проведения аудита.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы аудита как формы
независимого финансового контроля…………………………………………5
1. 1. Понятие и виды аудита…………………………………………………..5
1. 2. Внутренний и внешний аудит. Понятие, функции, этапы…………….8
1. 3. Стандарты и задачи аудита…………………………………………….10
1. 4. Нормативно – правовое регулирования аудиторской
деятельности……………………………………………………………………13
Глава 2. Организация аудиторской проверки………………………….......16
2.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………….16
2. 2. Проведение аудиторских процедур……………………………………19
2. 3. Оформление результатов работы.
Аудиторское заключение……………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы ……………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

технология аудиторской проверки - контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1. 3. Стандарты  и задачи аудита 

 

Целью аудита является прочерка достоверности и реальности финансовой отчетности и подтверждение ее соответствие действующему законодательству.[3, с 41]

Организация аудита в  стране предполагает решение следующих  первоочередных задач:

1. Определение статуса  аудитора в системе отношений  между предприятиями, организациями, кредитно-Финансовыми институтами и государством;

2. Определение прав  и обязанностей аудитора в  отношениях с заказчиками и администрацией проверяемых предприятий;

3. Установление классификационных  требований для аудиторов и  условий, определяющих право занятия аудиторской деятельностью;

4. Разработка стандартов  аудиторских проверок и аудиторских  заключений;

5. Организация обучения  и переподготовки аудиторов, информационного  и методического их обеспечения;

6. Регламентация условий  оплаты труда аудиторов, их социальной защиты и страхования аудиторских фирм. 

Первые две из перечисленных  задач могут быть решены только на законодательном уровне, так как они определяют правовое положение аудиторов в обществе. Правовая защита аудитора является основным условием его независимости, без которой нельзя рассчитывать на подлинную объективность аудиторских заключений. Другие задачи определяют профессиональные требования и условия деятельности аудиторов и могут быть отнесены к компетенции профессиональной организации самих аудиторов.

Основной задачей всех аудиторских служб является проверка законности финансово-хозяйственных- операций, состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и, прежде всего, баланса и отчета о финансовых результатах. Кроме того аудиторские службы имеют перед собой следующие задачи: 

1. Осуществление экономического  анализа деятельности предприятия-клиента с целью выявления резервов повышения эффективности производства;

2. Разработка финансовой  стратегии предприятия;

3. Разработка налоговой политики предприятия;

4. Разработка мероприятий  по организации производства; материально-техническому  снабжению и реализации продукции;

5. Разработка мероприятий  по повышению трудовой и технологической дисциплины;

6. Помощь в совершенствовании  организации и ведения на предприятии бухгалтерского учета и другие задачи.  

Под стандартами аудита в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Эти правила помогают аудитору определить масштаб ревизионных мероприятий и методику их проведения, являются критерием оценки результатов проверки. Стандарты должны выполняться независимо от условий в которых проводится аудита Но тем не менее они требуют от аудитора его собственного мнения. Стандарты аудита необходимы, так как они позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на уровне международных стандартов, заставляют аудитора постоянно повышать квалификацию, обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских фирм, облегчают и рационализируют аудиторскую работу.

В отличие от стандартов, нормы аудита не предусматривают  основных принципов, но содержат руководство  по процедурам, которые могут применяться при проверке специфических проблем, подготовке неаудиторских отчетов, в отдельных отраслях промышленности. Нормы должны быть убедительны, но они не имею директивного характера. Аудиторы могут отклоняться в своей деятельности от норм, но всегда должны быть готовы объяснить причины юг несоблюдения.[22, с. 89]

Стандарты аудиторской  деятельности могут быть подразделены на три группы:  

1. Общие стандарты  - независимость, компетентность, объективность,  внимательность и другие;

2. Рабочие - подготовка, надзор и контроль; средства внутреннего  контроля; сведения; анализ документов  и другие;

3. Стандарты отчетности - форма  (заголовок, дата, подпись); содержание (полнота, предмет ревизии, законность, соответствие стандартам, своевременность). 

Общие стандарты -  это определение качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним.

Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуется аудитор  при выполнении задач, проверки. Основные правила представляют собой схему  целенаправленных систематических  действий, которыми руководствуется аудитор для достижения определенного результата.

Стандарты отчетности - стандарты, используемые на заключительном этапе аудита. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской проверки. 

Международная федерация  бухгалтеров разработала и утвердила  международные нормативы аудита, которые включают 29 стандартов аудита и 4 сопутствующих стандарта. К числу основных стандартов относятся:

1. Цель и объем проверки  финансовых отчетов;

          2.Письмо на согласие о проведении  аудита;

          3.Основные принципы проведения  аудита;

4. Использование результатов  работы других аудиторов;

5. Заключение аудитора  по финансовым отчетам;

6. Проведение аудита  в условиях применения электронной обработки данных;

7. Компьютерные методы  анализа;

8. Заинтересованные стороны.

1. 4. Нормативно  – правовое  регулирования аудиторской  деятельности

         Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от  7 августа 2001г. №119-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами, которые не противоречат  данному закону, такими как:

  - Федеральный закон  от 14 декабря 2001г. № 164-ФЗ «О  внесении изменений и дополнений  в  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»»

   - Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ  «О государственной  регистрации     юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей»

             - Федеральный закон от 21 ноября 1996г.  № 129-ФЗ ( ред. от 28 марта 2002г.)  «О бухгалтерском учете»

           - Федеральный  закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ  «О лицензировании отдельных  видов деятельности» 

         - Постановление  Правительства РФ от 29 марта 2002г.  № 190 «О лицензировании аудиторской  деятельности»

       - Федеральный  закон от 8 февраля 1998г. №  14-ФЗ  «Об обществах с ограниченной  ответственностью»

        - Федеральный  закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ  «О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» 

- Гражданский кодекс  РФ (ч.1) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 26 ноября 2002г.)

        - Гражданский кодекс РФ (ч.2) от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (ред. от 26 ноября 2002г.)

 

  - Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (с измен.  от 9 июля 2002г.)

         -  Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (ред. 25 июля 2002г.)

           - Гражданский  процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ

            Правила (стандарты) аудиторской  деятельности:

- правило (стандарт)  №1 .Цель и основные принципы  аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

- правило (стандарт) №2. Документирование  аудита.

- правило (стандарт) №3. Планирование  аудита.

- правило (стандарт) №4. Существенность  в аудите.

- правило (стандарт) №5. Аудиторские  доказательства.

- правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

- правило (стандарт) №7. Внутренний  контроль качества аудита (введено  Постановлением Правительства РФ  от 4 июля 2003г. № 405)

- правило (стандарт) №8. Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый  аудируемым лицом (введено Постановлением  Правительства РФ от 4 июля 2003г.  № 405)

- правило (стандарт) №9. Аффилирование лица (введено Постановлением  Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

- правило (стандарт) №10.События  после отчетной даты (введено  Постановлением Правительства РФ  от 4 июля 2003г. № 405)

- правило (стандарт) №11. Применимость допущения непрерывности  деятельности аудируемого лица (введено  Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405) и пр.

   Постановление  Правительства РФ от 6 февраля  2002г. №80 «О вопросах государственного  регулирования аудиторской деятельности  в РФ»

            Приказ МФ Российской Федерации  от 17 июля 2002г. №146 «Об упразднении Центральной  аттестационно – лицензионной  аудиторской комиссии Министерства финансов РФ»

Выводы по первой главе: Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, уполномоченными на это лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и Финансовой отчетности на предприятиях. Аудит также включает и другие виды работ. В современном понимании аудит - это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству.

 

 

Глава 2. Организация аудиторской проверки

2.1. Подготовка и планирование  аудиторской проверки

Целесообразно выделить три основных этапа проведения аудиторской проверки: подготовка и планирование аудиторской  проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.

На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно  выяснить целый ряд вопросов, которые  могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь  продуманную систему отбора клиентов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действующие правила ведения учета и составления отчетности.[10, с. 63]

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудитора с клиентом относятся следующие:

— определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

— определение отраслевые особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;

— выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

— предварительное знакомство с условиями производства, уровнем  обеспечения сохранности активов  через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

— знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

— выяснение характера  и проблем взаимоотношений с  налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими пользователями финансовой отчетности клиента;

— экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;

— получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из средств массовой информации и  т. д.);

— предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

— оценка собственной  способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия  подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и  т. д.

Если результаты указанных  процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудитору рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство аудитора о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа.

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки  аудитору необходимо составить продуманный план предстоящих работ. Планирование аудита осуществляется с целью:

— установить объем проверяемой  информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

— определить перечень аудиторских  процедур и методику их применения;

— определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Планирование аудита” аудитор  должен согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудитора с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних факторов. Аудитор должен получить необходимую информацию на основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра производственных помещении и мест хранения ценностей, изучения отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего контроля и т. д.

Информация о работе Технология аудиторской проверки