Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:10, контрольная работа
Определение розницы как «деятельность по предоставлению банковских услуг физическим лицам», строго говоря, неверно. Чтобы продемонстрировать ошибочность утверждения, приведем пример зарплатного проекта. Услуга предназначена для средних и крупных корпоративных клиентов, хотя операции в основном ведутся с физическими лицами. Возможны варианты предоставления услуг организациям, при которых де-юре контрагентом является физическое лицо. Таким образом, номинальное определение розницы через юридически корректную формулировку проблематично.
Б. Обеспечение безопасности в сфере информационных технологий.
4) Аутентификация клиентов,
пользующихся электронными
5) Недопущение отказа
от обязательств по онлайновым
трансакциям и строгая
6) Разграничение функций
банковских служащих при
7) Эффективный контроль над процедурами авторизации и получения доступа к системам е-банкинга, базам данных и прикладным программам.
8) Обеспечение целостности данных по операциям и записям в сфере онлайновых услуг.
9) Точный учет трансакций,
совершаемых электронным
10) Сохранение конфиденциальности ключевой банковской информации.
В. Управление правовым и репутационным рисками.
11) Предоставление необходимой
информации об электронном
12) Предотвращение
13) Содержание систем
е-банкинга в постоянной
14) Создание эффективного
механизма реагирования на
В некоторых странах надзорные органы считают нужным перевести данные правила из разряда рекомендательных в разряд обязательных (например, это сделал Федеральный банк Германии). Столь серьезный подход надзорных органов к проблеме управления рисками в сфере электронных банковских услуг позволяет надеяться, что коммерческие банка смогут достаточно уверенно развивать Интернет-сервис, получающий все более широкое признание.
2.2 Правовое регулирование
электронной банковской
Правовая проблема выбора
механизма регулирования
На сегодняшний день
отсутствует не только наработанная
и признанная в различных странах
мира практика регулирования и
Что касается международного
права, регулирующего сферу
Правовым способом регулирования электронной формы сделки выступают закрепленные законом технологии верификации (подтверждения подлинности) документов посредством использования электронно-цифровой подписи. Нормативные акты, закрепляющие юридическую силу электронной подписи, приняты во всех странах Евросоюза, а также в большинстве других индустриально развитых стран мира (США, Великобритания, Япония и пр.). В 2002 году аналогичный закон был введен в действие и в Российской Федерации – речь о его особенностях пойдет ниже.
Однако в зарубежной
юридической практике по-прежнему остро
стоят отдельные ключевые вопросы
регулирования Интернет-
Следует отметить, что
решение названных проблем на
международном уровне, безусловно,
заслуживает поддержки, однако это
не исключает необходимости
В Российской Федерации в настоящее время отношения по поводу оказания в сети Интернет электронный банковских услуг регулируются:
1) законодательными актами
общего характера, нормы
2) банковским законодательством
(федеральные законы «О
3) информационным
4) подзаконными актами
ЦБ РФ, в частности: Указанием
ЦБ РФ от 01.03.2004 «О порядке информирования
кредитными организациями ЦБ
РФ об использовании в своей
деятельности Интернет-
Главная проблема Российского законодательства в данной области – бессистемность разработки и принятия актов гражданского и банковского законодательства, а также актов законодательства о налогах и сборах. В действующем законодательстве фактически отсутствуют легальные определения большого количества базовых понятий финансового и банковского права, широко используемых в практике электронной банковской деятельности, например: «безналичные расчеты», «электронные расчеты», «электронные банковские услуги» и многие другие. Терминологические проблемы банковского права, и в целом вопросы, порождаемые высокой степенью пробельности и подзаконности (на уровне нормотворчества Центрального банка РФ) правового регулирования в области финансов и кредита в России, могут быть сняты с принятием единого кодифицированного акта в данной сфере – Банковского кодекса РФ (по оценкам многих экспертов задача разработки и принятия такого акта может быть поставлена высшим политическим руководством страны в обозримом будущем).
Что касается проблемы налогообложения электронной коммерции, то Министерство РФ по налогам и сборам пока не выработало свою позицию по следующим вопросам:
- должен ли взиматься
налог на прибыль и на
- как квалифицировать
налоговый статус иностранного
юридического лица, осуществляющего
коммерческую деятельность
- могут ли компании, принимающие платежи за товары и услуги в электронных деньгах, уменьшать свои налоговые выплаты.
Необходимо отметить также, что правила использования технологий электронных коммуникаций в законодательстве Российской Федерации изложены в наиболее общем виде. Например, в Федеральном законе РФ от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" отсутствует упоминание о правилах участия в обмене информацией с использованием сети Интернет, не учитывается тот факт, что по компьютерным сетям можно передавать не только содержание, но и реквизиты документов. Кроме того, законодательно не определена единая система доказательств, принимаемых и применяемых в судебной практике при рассмотрении споров.
Рассматривая возможности доступа к банковским операциям, каталогам и прочим услугам, нужно отметить, что оплата этих услуг может происходить как традиционными методами, так и электронными с использованием "электронных денег". Пока еще нет правовой ясности в вопросах электронной торговли для полностью безбумажных трансакций. Учитывая тот факт, что Интернет-банкинг быстро развивается в России, Центральный банк РФ принял решение сформировать подразделение по надзору за электронной коммерцией банков, которое будет занимается разработкой нормативной базы для регулирования этой сферы деятельности. Но конкретных законопроектов, регулирующих сферу деятельности Интернет-банкинга, на рассмотрение в Государственную Думу РФ пока не предложено.
В отношении рынка ценных бумаг требуют уточнения некоторые нормы, касающиеся разрешения: от депозитарной и регистрационной видов деятельности до установления правового режима функционирования Интернет-бирж.
Особые претензии
В целом закон достигает своих целей лишь частично, так как требует создания большого количества подзаконных актов, которые и будут регламентировать правила применения ЭЦП.
Итак, в России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций. К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом. Для России сегодня важно не отставать от тех процессов, которые происходят в области электронного бизнеса при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировую экономику.
2.3 Практический опыт
предоставления электронных
В конце прошлого века одной из первых кредитных организаций России, внедривших систему Интернет-банкинга и начавших предоставлять клиентам пакеты банковских услуг дистанционно, был АКБ Гута-банк. В течение значительного промежутка времени этот банк считался IT-лидером – наиболее технологичным и «продвинутым» на российском рынке банковских услуг. Предоставляя достаточно удобный Интернет-сервис и применяя удачные технологические наработки, Гута-банк приобрел довольно широкую клиентскую базу в данной области и, пожалуй, самое организованное сообщество Интернет-вкладчиков. Выстояв во время кризиса 1998 года, Гута-банк тем не менее оказался одной из главных жертв так называемого банковского кризиса-light, разразившегося летом 2004 года. История для "Гуты" окончилась тем, что за символическую цену ее купил крупнейший коммерческий банк России с государственным капиталом – ОАО Внешторгбанк (далее – ВТБ). Гута-банк был переименован во «Внешторгбанк – Розничные услуги» и с 1 августа 2005 года возобновил свою деятельность под брэндом «Внешторгбанк-24». В настоящее время ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги входит в группу ВТБ, являясь дочерним банком ОАО Внешторгбанк, специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций малого бизнеса. Таким образом, ВТБ произвел диверсификацию своей деятельности, четко разделив направления корпоративного и розничного обслуживания.
В настоящее время
«Внешторгбанк-24»