Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 02:05, реферат
Управление запасами, как самостоятельное направление стало развиваться в начале 1920 г. Постепенное накопление материала привело в 1950-1960 гг. к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации.
Глубокие изменения в экономике поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы управления товарными запасами………………………6
1.1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов, классификация и затраты связанные с их поддержанием……………………………………..6
1.2 Управление товарными запасами в торговых предприятиях………….…8
1.3 Совершенствование управления товарными запасами…………………..11
1.3.1 Меры по повышению управляемости товарными запасами…….…11
1.3.2 Ликвидация слабооборачиваемых запасов…………………........….14
1.3.3 Модели управления товарными запасами…………………………..16
Выводы..………………………………………………………………...…..……....23
2 Общая характеристика предприятия ТОО «Стамина»………………………...25
2.1 Экономико-организационная характеристика ТОО «Стамина»…….…..25
2.2 Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в ТОО «Стамина»…………………...……………..………………….……30
2.3 Расчёт показателей деловой активности.…………………………………34
Выводы..………...………………………………………………………………..…41
3 Мероприятия для улучшения управления товарными запасами на ТОО «Стамина»……………………………………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………………47
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Омский институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Финансы и кредит»
Харина Юлия Юрьевна
УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
Курсовая работа
Студентка 4 курса группы ОФиК - 41
№ зачётной книжки: Ф-06-016
__________________Харина Юлия Юрьевна
подпись
Научный руководитель, кандидат
сельскохозяйственных наук, доцент
__________________Метелёв Анатолий Ефимович
подпись
Омск 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы управления товарными запасами………………………6
1.1 Понятие и экономическая
1.2 Управление товарными запасами в торговых предприятиях………….…8
1.3 Совершенствование управления товарными запасами…………………..11
1.3.1 Меры по повышению управляемости товарными запасами…….…11
1.3.2 Ликвидация
слабооборачиваемых запасов…………
1.3.3 Модели
управления товарными запасами…
Выводы..…………………………………………………………
2 Общая
характеристика предприятия
2.1 Экономико-организационная характеристика ТОО «Стамина»…….…..25
2.2 Анализ показателей
2.3 Расчёт показателей деловой активности.…………………………………34
Выводы..………...…………………………………………
3 Мероприятия для улучшения
управления товарными запасами
на ТОО «Стамина»……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Управление запасами, как самостоятельное направление стало развиваться в начале 1920 г. Постепенное накопление материала привело в 1950-1960 гг. к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации.
Глубокие изменения в экономике поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос.
Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.
Современные предприятия уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ.
Актуальность проблемы оптимизации запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.
Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере ТОО «Стамина».
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме;
2) провести
анализ политики управления
3) выявить
направления совершенствования
политики управления товарными
запасами и разработать
В курсовой работе данные задачи реализованы полностью.
Объект исследования - товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) «Стамина». Основным видом деятельности данного предприятия являются оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.
Предметом анализа в курсовой работе будет выступать управление товарными запасами.
Новизна исследования состоит в определение основных мероприятий способствующие более эффективному управлению товарными запасами и обоснование конкретных мероприятия по управлению запасами для ТОО «Стамина»
Практическая значимость курсовой работы - это экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления товарными запасами и контроля за ними.
Методические основы исследования:
1) отдельные аспекты управления товарными запасами экономическими методами отражены в работах Бродецкого Г.Л., Просветова Г.И. и Шрайбфедера Д.;
2) маркетинговые методы управления товарными запасами изложены в работах Бурмистрова В.Г., Крученичкого С.М.;
3) современные финансовые методы находим в трудах Бланк И.А., Голованова Т.И., Раицкого К.А., Соломатина А.Н.;
4) логистические методы в работах Волгина В.В., Линдерса М.Р. и других.
Вместе с тем большинство авторов рассматривает вопросы управления запасами применительно к сфере товарного производства. В сфере торговли они разработаны недостаточно. Отсутствует совокупность показателей, позволяющая анализировать и изучать товарные запасы в стадии товарных потоков и товарные потоки в стадии товарных запасов, не сформирован механизм оптимизации товарных запасов. Эти обстоятельства предопределили выбор темы и основные направления исследования.
В данной курсовой работе освещены теоретические основы экономических процессов, имеющих прямое отношение к управлению товарными запасами торговых предприятий. В практической части на примере конкретного торгового предприятия (ТОО «Стамина») и сведений, характеризующих его торговую деятельность, проанализирована структура и динамика изменения товарных запасов. В данной работе исследована деятельность предприятия в период за 2008 - 2009 гг.
В качестве информационной базы были использованы данные материальных ведомостей за 2008 - 2009 гг., бухгалтерский баланс, свод начислений, а также специальная экономическая литература и периодические издания.
В процессе анализа и обобщения полученной информации применялись общенаучные теоретические и имперические методы анализа и синтеза, сравнения, статистических группировок, средних величин, графический методы и монографические, индуктивные и дедуктивные.
Структура предложенной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Теоретические основы управления товарными запасами» рассмотрены существующие системы, модели и методы управления запасами, их экономическая сущность, классификация и затраты связанные с их поддержанием. Рассмотрены основы управления товарными запасами в торговых фирмах.
Вторая глава «Общая характеристика предприятия ТОО «Стамина» посвящена ситуационному анализу положения предприятия, а также определению коэффициентов деловой активности. В этой же главе дана экономико-организационная характеристика товарищества.
В третьей главе приводятся мероприятия по улучшению управления товарными запасами на ТОО «Стамина», а также определение направлений совершенствования управления запасами.
В заключение подведены общие результаты исследования и сделаны основные выводы по проделанной работе.
1 Теоретические основы
Система управления товарными запасами - это совокупность правил и способов регулирования, с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа [20, c. 13].
Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.
1.1 Понятие и экономическая
Товарные запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю [2, c. 15].
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
1)время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
2) сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
3) несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
4) особенности в территориальном размещении производства;
5) условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
6) звенность товародвижения;
7) возможности хранения товара [8, c. 26 - 27].
Любой товар до момента продажи относится к категории товарного запаса.
С
экономической точки зрения
Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:
1) местонахождению (в предприятиях торговли, промышленности, в пути);
2) срокам (запасы на начало и конец периода);
3) единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
4) назначению;
5) текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд предприятий);
6) сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
7) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
8) целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий) [6, c. 35-36].
Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. В противном случае из-за недостатка запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.
Целью управления запасами является нахождение такой их величины, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию и, с другой стороны, была бы достаточной для успешной работы предприятия. Первым этапом процесса управления является идентификация всех затрат по завозу и хранению запасов.