Управленческий аудит предприятий: основные задачи, сущность процедур и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:52, лекция

Краткое описание

1. Сущность и значение управленческого аудита, задачи, функции и методы осуществления
2. Управленческий аудит в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности
3. Виды управленческого аудита и направления его развития
4. Варианты организации службы управленческого аудита
5. Основные пользователи результатов управленческого аудита.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции 1 и 2 Управленч. аудит 2011.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, клиент получает более компетентное и обоснованное мнение о возможностях рынка, чем если бы он полагался только на собственную внутреннюю и открытую внешнюю информацию (например, финансовую отчетность конкурентов). В этом заключается преимущество внешнего управленческого аудита перед внутренним.

Вместе с тем внутренние аудиторы лучше осведомлены о специфике деятельности своей организации. Поэтому при проведении внешнего аудита они должны быть задействованы в качестве консультантов внешних аудиторов.

Управленческий аудит может быть разделен на три направления в соответствии с видами деятельности организации, которые используются и в бухгалтерском учете: оперативный аудит (аудит текущей деятельности), инвестиционный аудит (аудит инвестиционной деятельности), финансовый аудит (аудит мобилизационной деятельности).

Отличия данных направлений управленческого аудита представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Отличительные признаки направлений управленческого аудита

Отличительные при-

Направления управленческого аудита

оперативный аудит   

инвестиционный аудит  

финансовый аудит    

Объект    проверки группы (операций)

Обычные виды деятельности организации:  снабжение, производство продукции, продажа продукции, товаров, выполнение  работ,   оказание   услуг, связанные с ними расчеты

Инвестиционные операции (по размещению        свободных средств организации): финансовые вложения, вложения во внеоборотные активы,  целенаправленное управление дебиторской задолженностью

Операции по финансированию (привлечению средств в организацию); изменение  уставного  капитала; заемная политика; целенаправленное управление  прочей  кредиторской задолженностью   

Методы      аудита (кроме  применимых процедур  финансового аудита)     

Маржинальный     анализ; анализ    рентабельности продаж, структуры  доходов и расходов, запасов, дебиторской задолженности анализ оборачиваемости запасов,  дебиторской задолженности и т.п.

Анализ структуры  указанных активов, методы оценки  инвестиций, анализ рентабельности финансовых  вложений, основных  фондов,  фондовооружённости,   фондоёмкости, обновления основных фондов; анализ оборачиваемости  управляемой  дебиторской  задолженности и т.п.        

Анализ структуры собственного капитала,  его рентабельности,  оборачиваемости;   оценка  коэффициента финансовой  независимости, финансового     левериджа, средневзвешенной стоимости собственного     капитала; анализ оборачиваемости управляемой кредиторской задолженности и т.п.

Пользователи   результатов

Отделы снабжения,  сбыта (центры  затрат, доходов и прибыли), бухгалтерия, плановый  отдел,  высший менеджмент

Инвестиционные отделы (центры инвестиций),  бухгалтерия, плановый отдел, высший менеджмент

Отдел мобилизации финансовых ресурсов (центр финансирования),   бухгалтерия, плановый отдел, высший менеджмент


 

Методы управленческого аудита также можно классифицировать по областям аудита (анализ текущей деятельности, инвестиционный анализ, анализ финансирования).

3. Варианты организации службы  управленческого аудита

Организация службы управленческого аудита предполагает разделение аудиторской проверки на четыре этапа.

На подготовительном этапе осуществляются:

- формализация идеи проведения  аудиторской проверки, определение ее целей, предполагаемой эффективности для организации;

- подбор персонала (внутри организации  или вне ее) для организации  проверки, его обучение в случае  необходимости;

- разработка внутрифирменного  документа (приказа, распоряжения), намечающего сроки, задачи, исполнителей и участников проверки, инструктаж исполнителей и участников;

- разработка плана сбора, предоставления  и программы рассмотрения анализируемой  информации.

На этапе сбора информации осуществляются:

- проверка документации и отчетности;

- мониторинг персонала, наблюдение, опросы, анкетирование, беседы с  сотрудниками;

- предварительная обработка статистических  данных, компоновка бухгалтерской  и иной информации.

На этапе обработки и анализа информации:

- полученная в ходе проверки информация обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и прочих форм представления данных, удобных для оценки, и вводится в ЭВМ;

- на этом же этапе по разработанному  алгоритму осуществляются анализ  и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с аналогичными особо преуспевающими организациями, научно обоснованными нормами и нормативами, путем применения методов экспертной оценки, ФСА и др.

На заключительном этапе - этапе обобщения и представления оценочных результатов, выводов и рекомендаций:

- готовится итоговый материал, включающий, как правило, отчет о  результатах аудиторской проверки. В отчете могут быть рассмотрены  различные пути совершенствования  управления персоналом, включая  внедрение новых технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), сформулированы предложения по модификации существующих процедур управления, совершенствованию документации, уточнения.

- На этом же этапе осуществляется  оценка результативности аудита  персонала, заключающаяся прежде всего в социально-экономической и социально-психологической эффективности разработанных по итогам проведения аудиторской проверки мероприятий по рационализации организации труда персонала, а также по совершенствованию деятельности кадровой службы организации.

Возможны разные варианты организации службы управленческого аудита:

- она может быть самостоятельным  подразделением и подчиняться  совету директоров предприятия  или одному из его директоров;

- может быть разделена на  две группы с подчинением контрольно-ревизионной группы главному бухгалтеру, а экспертно-аналитической группы, например, генеральному директору предприятия или его заместителю по экономическим вопросам;

- может быть полностью подчинена  главному бухгалтеру с обособлением  ее в рамках бухгалтерской службы.

В целях экономии средств допустимо решение экспертно-аналитических и контрольных задач без образования обособленной аудиторской службы. В этом случае при директорате или в структуре бухгалтерии вводятся должности экспертов, в обязанности которых будет входить постановка и совершенствование системы анализа и контроля. Тогда исполнение решений по конкретным вопросам вменяется в обязанности соответствующим функциональным подразделениям с обобщением результатов в бухгалтерии.

Контрольно-ревизионные функции на предприятиях среднего и малого бизнеса может выполнять и главный бухгалтер, а некоторые управленческие вопросы по мере их возникновения подлежат решению с помощью независимых аудиторов со стороны.

При любом из вариантов построения структуры внутреннего аудита следует помнить, что его функции наряду с функциями учета являются не распорядительными, а вспомогательными, информационными. Поэтому необходимо особое внимание обратить на обеспечение максимально возможной независимости службы внутреннего аудита, чтобы в ней могла формироваться наиболее объективная и полная информация о деятельности предприятия в целом и об отдельных направлениях хозяйствования. Независимость службы внутреннего аудита тем более важна, что собранные ею сведения не только служат для принятия управленческих решений, но и являются основой оценки руководителями качества работы сотрудников нижестоящих уровней управления. Поэтому правильность подчинения вспомогательных управленческих структур, участвующих в формировании экономической информации, имеет первостепенное значение именно для службы внутреннего аудита.

Кроме того, при любых вариантах организации службы внутреннего аудита в целях экономии средств, обеспечения эффективности ее работы и сохранения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, деятельность этой службы должна быть строго регламентирована.

Поэтому предприятию необходимо принять положение о службе внутреннего аудита, где будут предусмотрены порядок ее работы (структура, подчиненность, правила доступа к внутренней информации и выдачи заключений и рекомендаций) и (с учетом сложности стоящих перед данной службой задач и возможностей ее влияния на микроклимат в коллективе) требования к деловым и личным качествам персонала этой службы.

4. Основные пользователи результатов управленческого аудита

Управленческий аудит предприятий в отличие от общего аудита акционерных компаний, банков, страховых обществ и инвестиционных фондов не является обязательным.

Только заинтересованные юридические или физические лица могут инициировать и оплачивать выполнение этой работы.

Как правило, управленческий аудит предприятия осуществляют внешние управленческие аудиторы. Однако на крупных предприятиях, в корпорациях эту работу могут выполнять специально обученные внутренние аудиторы.

Управленческий аудит предприятий проводят с целью экономической диагностики существующей на обследуемом предприятии системы стратегического и тактического управления его производственной, коммерческой и социальной деятельности с последующей разработкой комплекса всесторонних мероприятий, направленных на устранение выявленных в этой системе недостатков.

Управленческий аудит предприятия целесообразно проводить раз в год, желательно в начале текущего года, после того как составлен и утвержден годовой отчет по результатам работы предприятия в истекшем году.

Результаты управленческого аудита могут быть открытыми полностью или частично. Отдельные данные, полученные в процессе управленческого аудита, могут быть закрытыми, как представляющие коммерческую тайну обследованного предприятия.

Основными пользователями результатов управленческого аудита предприятия являются, прежде всего, его заказчики и работающие вместе с ними лица:

владельцы, учредители предприятия;

руководство, в том числе руководители среднего и низшего звена;

члены наблюдательного совета и рядовые акционеры публичных компаний;

кредитные организации, сотрудничающие с аудируемым предприятием;

страховые компании, обслуживающие предприятие;

бюро кредитных историй;

рейтинговые центры;

центры подбора управленческих кадров.

Кроме того, часть полученной информации может быть передана производственным и коммерческим партнерам предприятия.

 

 

Тема 2. Управленческий аудит как  часть внутреннего аудита и основные этапы организации контрольных мероприятий

1. Задачи, объекты и функции внутреннего  аудита системы управленческого  учета 

2. Условия решения проблемы построения  системы внутреннего аудита.

3. Основные этапы организации  контрольных мероприятий внутреннего  аудита системы управленческого учета на предприятии

4. Управленческий аудит как  часть внутреннего аудита и  его нетрадиционные инструменты

1. Задачи, объекты и функции внутреннего  аудита системы управленческого  учета

Актуальность внутреннего аудита системы управленческого учета вызвана объективной необходимостью повышения эффективности управления предприятием и принимаемых им управленческих решений, оказывающий позитивное воздействие на результативность, действенность и эффективность деятельности предприятия, обеспечивает большую прозрачность управления.

Система управленческого учета - комплекс мероприятий по организации наблюдения, оценки, регистрации, измерения, обработки, систематизации и передачи информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для оперативного и стратегического управления как предприятием в целом, так и его структурными подразделениями в проблемных ситуациях.

Внутренний аудит - неотъемлемая часть внутреннего контроля предприятия.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Он способствует предотвращению потери ресурсов и осуществлению необходимых изменений внутри предприятия. При этом важным инструментом внутреннего аудита на предприятии в целом выступает оценка эффективности системы управленческого учета.

К объектам внутреннего аудита системы управленческого учета относятся:

система управленческого учета на предприятии;

система управления и организационная структура;

схема документооборота;

порядок и принципы формирования управленческой отчетности;

деятельность менеджмента;

работа отделов предприятия, являющихся главными распорядителями бюджетов;

работа отделов предприятия, использующих заемные средства или распоряжающихся собственностью предприятия.

В рамках внутреннего аудита системы управленческого учета на стадии планирования оцениваются объем имеющихся ресурсов, степень его соответствия объему поставленных целей и решаемых задач, определяется, насколько поставленные цели и задачи соответствуют общей стратегии, установленной в каждой конкретной сфере управления предприятием.

Информация о работе Управленческий аудит предприятий: основные задачи, сущность процедур и перспективы развития