Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:52, лекция
1. Сущность и значение управленческого аудита, задачи, функции и методы осуществления
2. Управленческий аудит в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности
3. Виды управленческого аудита и направления его развития
4. Варианты организации службы управленческого аудита
5. Основные пользователи результатов управленческого аудита.
В процессе исполнения бюджетов осуществляется текущий мониторинг на всех участках функционирования системы управления, устанавливается надежность и объективность данных, оцениваются промежуточные результаты. Основная задача на данном этапе - обеспечить необходимую и своевременную корректировку процесса управления при одновременном контроле за ходом указанных действий. Кроме того, анализируются мероприятия, касающиеся организации системы учета и внутреннего контроля, создания необходимых организационных структур и разработки соответствующих процедур. И, наконец, в итоге с помощью внутреннего аудита системы управленческого учета оцениваются степень реализации поставленных целей и возможности более эффективного их достижения в дальнейшем.
В функции внутреннего аудита системы управленческого учета включаются:
проверка деятельности различных звеньев управления;
оценка эффективности механизма внутреннего контроля;
разработка и предоставление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Внутренний аудит системы управленческого учета (СУУ) может считаться эффективным, если он:
во-первых, эффективно предупреждает
о возникновении недостоверной
информации управленческого
во-вторых, выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени, после того как недостоверная информация возникла.
Внутренний аудит тесно связан с финансовым и управленческим учетом, а его функции в определенной мере совпадают с контрольными функциями бухгалтерского учета на предприятии, функциями внешнего аудита и контрольной деятельностью налоговых и других государственных служб.
Учитывая закономерности формирования и движения плановой, нормативно-справочной и отчетной информации и основываясь на отдельных схемах документооборота каждого звена информационной системы, можно выделить два условия решения проблемы построения системы внутреннего аудита.
Первое условие: система внутреннего аудита должна обеспечивать информацией руководителей предприятия и давать возможность построения механизма управления производством, вследствие чего методология учета должна развиваться в направлении увеличения его информативности. Необходимо разработать оптимальную систему отчетной информации, включающей нормативные и плановые данные.
Это позволит создать второе условие: усилить регулирующую роль аудита, обеспечить необходимую связь между производственными, технологическими и экономическими службами предприятия, выполняющими работы по планированию, контролю, диспетчированию производства. Включая в систему аудита плановые и нормативные данные, в ходе обработки информации можно проводить анализ результатов деятельности подразделений, прогнозировать динамику экономических показателей и намечать направления развития производства.
Основные этапы организации контрольных мероприятий в рамках внутреннего аудита системы управленческого учета на предприятии представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные этапы организации
контрольных мероприятий
внутреннего аудита СУУ на предприятии
Отчет, получаемый в результате аудиторской проверки, представляет собой итоговый документ, который должен содержать не только выявленные недостатки и нарушения, но и общие рекомендации в сфере управленческого учета. Именно отчеты по контрольным мероприятиям наиболее тщательно изучаются руководством и менеджментом различных уровней.
Управленческий аудит, являясь частью внутреннего аудита, обслуживает потребности управления предприятием, обеспечивает его объективной, достоверной и профессиональной информацией о ситуационных условиях. Управленческий аудит можно определить как подсистему хозяйственного механизма, осуществляющую проверку и контроль процессов и результатов деятельности предприятия его подразделений. Как нам представляется, целесообразно расширить сферы применения этого вида аудита, распространив его на учетно-аналитическую подсистему, управление кадрами (управленческий аудит персонала) и т.д. При таком подходе методами управленческого аудита охватываются все элементы деятельности предприятия. Исключение же одного или нескольких элементов не позволяет сформировать целостную картину финансового положения предприятия и затрудняет принятие эффективных решений. В настоящее время по некоторым из объектов управленческого аудита разработаны оригинальные методики, например методика управленческого аудита персонала. Признавая новизну и эффективность этих методик, следует отметить фрагментарный характер подобных исследований, что свидетельствует о том, что управленческий аудит находится в стадии становления.
Специфика управленческого аудита как сравнительно новой отрасли экономических знаний в России и его многогранность требуют применения нетрадиционных инструментов. К их числу следует отнести диагностику и декомпозицию системы.
Диагностика позволяет осуществить системно-проблемный подход и логико-критический анализ подсистем управления (сбыта, снабжения, ценообразования и т.д.). Выявление особенностей и тенденций развития каждой подсистемы обуславливает определение глубинных проблем развития предприятия в целом и построение ясной картины финансового состояния экономического субъекта. Диагностику можно использовать в контексте проверки эффективности функционирования участков учетно-аналитической подсистемы и системы внутрифирменного контроля.
Декомпозицию системы целесообразно использовать параллельно с ее диагностикой, что обеспечит комплексный подход к решению задач управленческого аудита.
Естественно, что аудиторы в практической деятельности могут применять множество методов исследования системы управления, в частности методы эконометрики, экономической статистики и др. Однако эти методы требуют от специалистов основательных знаний в области ряда математических дисциплин. При разработке программы совершенствования аудита эффективности СУУ представляется целесообразным разумное сочетание общенаучных и специальных методов, а также методов математики и ее производных дисциплин.