Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение развития управленческого учета в России и за рубежом.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
изучить понятие управленческого учета и его место в информационной системе организации;
изучить эволюцию управленческого учета и системы управленческого учета за рубежом;
рассмотреть западные системы управленческого учета;
изучить этапы развития управленческого учета в России;
Введение 3
1 Значение и сущность управленческого учета 5
2 Эволюция управленческого учета и системы управленческого учета за рубежом 16
2.1 Возникновение и развитие управленческого учета за рубежом………... 16
2.2 Западные системы управленческого учета 21
3 Управленческий учет в России 29
3.1 Этапы развития управленческого учета в России 29
3.2 Внедрение управленческого учета в России 34
4 Практическая часть 39
Заключение 47
Список использованных источников 50
Управленческие воздействия
Рыночные отношения требуют
новых подходов к организации
внутрифирменного управления. В условиях
быстро меняющейся рыночной среды существенно
возрастает поток информации, которую
необходимо обработать для принятия
единственно правильного
Инструментом системного
отношения к пониманию
Функции управления | |||||
Объекты управления |
Планирование |
Контроль |
Принятие решений |
Анализ | |
Структурные единицы |
|||||
Ресурсы |
|||||
Процессы |
|||||
Показатели |
Рисунок 2 – Управленческая матрица
Разумеется, не существует стандартного набора управленческих функций и объектов управления. Каждый пользователь матрицы формирует необходимый ему перечень функций и объектов управления, исходя из собственных задач, пристрастий, сложившейся практики. Поэтому представленный на рисунке 2 перечень объектов управления и управленческих функций является одним из возможных вариантов. Формируя ту или иную совокупность полей матрицы, становится возможным осознанно обсуждать любую управленческую теорию или концепцию [5].
Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. Администрация решает, какому сегменту предоставить те или иные полномочия, как распределить ответственность между исполнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управления организацией, — другими словами, устанавливает организационную структуру предприятия.
Управленческий учет призван аккумулировать не только количественную, но и качественную информацию о деятельности сегментов организации. Последние не являются статичными. Развитие бизнеса, как правило, сопровождается расширением действующих производств, консервацией неперспективных сегментов, появлением новых направлений деятельности и т.д. Изменениям, происходящим в предпринимательской деятельности, должны сопутствовать адекватные изменения в системе управленческого учета. Другими словами, управленческий учет должен быть динамичным в той же степени, в которой динамичен бизнес коммерческой организации [11].
Существующую организационную
структуру предприятия следует
регулярно анализировать и
Критерии, используемые в оценке деятельности подразделений, могут быть разделены на две большие группы: финансовые и нефинансовые показатели. Определение оптимального соотношения финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности является одной из основных задач, стоящих перед администрацией любого предприятия. В практике стран с рыночной экономикой наиболее часто используют четыре показателя финансового характера: прибыль; рентабельность активов; остаточная прибыль; экономическая добавленная стоимость. В качестве примеров показателей нефинансового характера рассматривают наличие изобретательства, качество изделий (услуг), отпущенных покупателям (заказчикам), уровень удовлетворенности покупателей и заказчиков обслуживанием. Эти факторы также нуждаются в понимании, совершенствовании и оценке [19].
Определение информативного и управляемого
набора финансовых и нефинансовых критериев
оценки деятельности — одна из основных
проблем управленческого
Во-первых, нефинансовых критериев оценки деятельности намного больше, чем финансовых, которые в большинстве случаев регламентированы, стандартизированы и тесно связаны между собой. В сфере нефинансовых критериев оценки деятельности подразделений такой стройности нет. Существует множество критериев оценки качества процессов и изделий: скорость исполнения заказа; удовлетворение требованиям стандартов качества; соответствие или превышение показателей конкурентов и т.д. Прежде не принимали во внимание такой показатель, как уровень удовлетворенности покупателя. Сегодня многочисленные маркетинговые исследования дали основание говорить о существовании связи между удовлетворенностью клиентов и прибыльностью: почти все крупные западные компании анализируют уровень удовлетворенности покупателей обслуживанием и сравнивают полученные результаты с показателями своих конкурентов.
Во-вторых, связь нефинансовых показателей
с конечными результатами деятельности
компании может быть определена только
на основе статистических данных, сбор
которых может занять несколько
месяцев или даже лет. Качество продукции
подразделения и
В-третьих, нефинансовым критериям
свойственна утрата репрезентативности
по мере их использования. Иначе говоря,
с течением времени объективно оценивать
деятельность подразделения с помощью
одного и того же нефинансового критерия
становится все сложнее. Это связано
с тем, что с течением времени
значения нефинансовых показателей
достигают практически
Разработка нефинансовых критериев
— сложная задача, однако без
ее решения нелегко заниматься стратегическим
планированием деятельности сегментов.
Если с помощью финансовых показателей
руководству компании удается оценить
результаты прошедшей деятельности
подразделения, то нефинансовые критерии
позволяют спрогнозировать
Задачи управленческого учета предъявляют повышенные требования к квалификации и кругу должностных обязанностей специалиста по управленческому учету.
Как правило, специалист по управленческому
учету выполняет следующие
координация целей и планов подразделений и предприятия в целом;
содействие руководству в
организация работы по созданию и
ведению системы
бесперебойное осуществление процессов планирования и контроля экономических результатов деятельности предприятия;
обеспечение прозрачности в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;
создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;
разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству предприятия;
консультирование
Эти функции показывают,
какую важную роль играет специалист
по управленческому учету в
Ответственная роль предполагает наделение
специалиста по управленческому
учету определенными
доступ ко всей информации, в том
числе и конфиденциального
право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;
право отсрочки принятия решения с целью его профессиональной подготовки.
Поскольку специалист по управленческому
учету имеет широкий спектр обязанностей
и специальные права, при назначении
на данную должность предъявляются
достаточно высокие требования к
теоретической подготовке и практическим
навыкам в области
Итак, управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в кратко- и долгосрочной перспективе.
2 Эволюция управленческого учета и системы управленческого учета за рубежом
2.1 Возникновение и развитие управленческого учета за рубежом
Многие века управление предприятием ограничивалось данными бухгалтерского учета. Еще в начале ХIХ века хозяева предприятия сами вели учет и управляли своими делами. Однако уже в середине ХIХ века объемы хозяйственной деятельности резко возросли, организационная структура предприятий усложнилась, а информация бухгалтерского учета перестала удовлетворять интересы руководителей, занятых хозяйственной деятельностью. Появление управленческого учета было выходом из создавшегося положения, поскольку управленческий учет не отменяет традиционный бухгалтерский, а дополняет его [8].
Развитие управленческого учета связано с усложнением предприятий, диверсификацией продукции, необходимостью сохранять коммерческую тайну о затратах в условиях конкуренции и т.д. [13].
Рассматривая труды ученых-
Несомненно, решающим моментом в теории и методологии бухгалтерского учета был выход в 1494 г. книги великого итальянского математика Луки Пачоли (1445 - 1517) "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях" ("Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportionalita"), трактат которой "Трактат о счетах и записях" ("Tractatus parficularis de computis e scriptures") содержит подробное описание применения двойной бухгалтерии к практике торгового предприятия.
С развитием географии и масштабов торговой деятельности в конце VII в. методология бухгалтерского учета получила свое развитие в аспектах аналитичности и калькуляции. Труд Жака Савари (1622 - 1690) "О совершенном купце" ("Le parfait negotiant") только на французском языке выдержал восемь изданий (с 1676 по 1724 г.) и был переведен на английский, немецкий, фламандский и итальянский языки. Жак Савари навсегда останется в истории учета как человек, который разделил счета на синтетические и аналитические, практиковал торговую калькуляцию, классифицировал балансы на инвентарные (оценка по себестоимости) и конкурсные (оценка по текущим ценам), последний включал и личное имущество собственника, так как иск мог быть обращен и на все достояние купца. Жак Савари считается также предшественником науки об отдельном предприятии, он допускал истолкование учета как функции управления и может по-своему считаться одним из создателей управленческого учета.
Развитие управления торговыми организациями с применением учетно-информационных инструментов получило также развитие в трудах Матье де ла Порта. Главная его книга - "Руководство для купца и бухгалтера" ("Le guide des negocians et teneurs de livres"). С 1685 по 1792 г. она выдержала множество изданий. Большой заслугой Матье де ла Порта является классификация счетов, которые он делил на три группы: собственника, имущественные (материальные) и личные (корреспондентов). Каждая группа счетов выполняет определенную функцию: первая - экономическую (движение капитала), вторая - специфически хозяйственную (управление ресурсами внутри предприятия) и третья - юридическую (расчеты с третьими, сторонними для предприятия лицами).
С наступлением "промышленного этапа" развития экономики (конец XVII в.) и до начала XX в. активно развивалась наука управления промышленным предприятием и производственный учет. К концу XIX в. получила свое заслуженное признание теория деления издержек на постоянные и переменные. Активно разрабатывались и внедрялись методики калькулирования себестоимости промышленной продукции [11].