Управленческий учет затрат и калькулирования себестоимости автомобильных перевозок и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой я постараюсь изучить принципы управленческого учета затрат и калькуляции себестоимости на предприятиях оказывающих автотранспортные услуги. Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях рынка услуги автомобильного транспорта имеют ряд преимуществ, по сравнению с другими видами перевозок. Автотранспорт мобилен, есть возможность доставлять грузы «до подъезда», не зависит от расписаний, может перевозить небольшие партии грузов, что актуально для большого количества появляющихся на рынке интернет магазинов (в большинстве из них есть услуга доставки товара).
Цель моей работы рассмотреть состав затрат и их учет в автотранспортных предприятиях, а также разобрать основные походы к калькулированию себестоимости услуг автотранспортного предприятия, необходимых для принятия эффективных управленческих решений.

Содержание

Введение 3
1. Классификация и экономическая сущность затрат предприятия 4
1.2 Сущность затрат, элементы производственных затрат в автотранспортных предприятиях 4
1.2 Классификация затрат, ее назначение в управленческом учете 7
1.3 Понятие «место возникновения затрат», «носитель затрат», «объект затрат», «центр затрат» 12
2. Учет затрат на автотранспортных предприятиях 14
2.1 Учет работы автомобильного транспорта 14
2.2 Синтетический учет расходов на эксплуатацию автотранспорта 15
2.3 Аналитический учет расходов 18
2.4 Проблема калькулирования себестоимости автомобильных перевозок 20
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг автотранспортного предприятия.docx

— 62.65 Кб (Скачать файл)

Производственные  затраты, которые остаются практически  неизменными в течение отчетного периода и не зависят от деловой активности предприятия, называются постоянными производственными затратами.

Классификация затрат на переменные и постоянные, анализ динамики этих затрат по отношению к объему производства составляют сущность системы управленческого учета «директ-кост». Деление затрат на переменные и постоянные зависит от продолжительности периода и величины изменения объема производства. На практике редко можно встретить затраты, по своей сути являющиеся исключительно постоянными и переменными. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными) и содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В теории и практике управленческого учета существуют методы, позволяющие решить задачу деления затрат на переменные и постоянные.

Процесс принятия управленческого решения  предполагает сравнение нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего из них. При формировании, оценке и интерпретации альтернативных вариантов возникает проблема представления именно того состава затрат и определения их уровней, которые в наибольшей степени отражают существенные характеристики управленческих решений. По функциональным задачам управления в целях планирования, контроля, регулирования в управленческом учете разрабатываются следующие виды классификации затрат.

1.  Затраты,  принимаемые в расчетах при  оценках, – это будущие затраты, которые подвержены влиянию принимаемого решения. Процесс принятия решений усложняется, когда рассматривается большое количество вариантов, отличающихся друг от друга по иным показателям. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь те, которые от варианта к варианту меняются.

2.  Безвозвратные  затраты, или затраты истекшего  периода, – это стоимость уже приобретенных в результате ранее принятого решения ресурсов, когда выбор в пользу какой-то альтернативы не может повлиять на сумму данных затрат. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии будущих решений.

3.  Вмененные  затраты (упущенная выгода) характеризуют  возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то варианта действий требует отказа от другого (т. е. варианты являются альтернативными). Понятие «вмененные затраты» применимо только в случае ограниченности ресурсов.

4.  Инкрементные (приростные) затраты представляют  собой дополнительные затраты, возникающие в результате изготовления дополнительной группы единиц продукции. В инкрементные затраты могут включаться или не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как инкрементные затраты.

5.  Маржинальные  затраты – дополнительные затраты на единицу продукции. Маржинальные затраты обычно различны при различных объемах производства, так как изменяется эффективность производственного процесса. Они на единицу продукции уменьшаются с увеличением выпуска.

Данный  подход классификации применяется  в управленческом учете и к доходам.

Регулируемые  и нерегулируемые затраты – затраты, регистрируемые по отдельным участникам производства (центрам ответственности). Регулируемые затраты – предмет регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими затратами. Анализ регулируемых затрат необходим для определения отклонений фактических затрат от плановых.

Ни один из представленных вариантов классификации  затрат в управленческом учете не рассматривается в качестве эталонного. Идеальных подходов к классификации затрат, применяемых во всех случаях жизни, не существует. В разных хозяйственных ситуациях при принятии решений необходима различная информация о затратах. Именно поэтому одним из принципов управленческого учета является принцип различной классификации затрат для различных целей управления.

 

1.3 Понятие «место возникновения  затрат», «носитель затрат», «объект  затрат», «центр затрат»

 

На каждом предприятии может существовать своя система управленческого учета. С позиций построения и организации  внутренней учетной системы большое  значение имеет группировка затрат по месту их возникновения, носителям, объектам и центрам.

Объект затрат – организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, по которой собираются данные о затратах и измеряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т. д. По объектам затрат выделяют методы калькулирования себестоимости – позаказный, попроцессный (попередельный) и т. д.

Носители затрат – виды продукции (работ, услуг) данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Эта группировка необходима для определения себестоимости продукции.

Место возникновения затрат – структурные единицы, производственные подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.). Необходимость выделения мест возникновения затрат связана с проблемой разделения затрат на постоянные и переменные, так как один и тот же вид затрат в разных местах ведет себя по-разному по отношению к изменению объема производства (например, заработная плата вспомогательных рабочих может иметь переменный характер в одном месте, в другом – полупеременный, в третьем – практически не меняется с изменением объема производства).

Особенность планирования и учета затрат по местам возникновения состоит в том, что затраты в данном месте являются для него прямыми, постоянные затраты не распределяются между носителями затрат. При организации учета в разрезе мест возникновения затрат по системе «директ-кост» исчезает само понятие косвенных расходов. Накладные расходы мест возникновения затрат становятся прямыми по отношению к данному месту.

Затраты в местах возникновения подразделяются только на постоянные и переменные, и калькулирование себестоимости носителей затрат ограничивается переменными затратами, т. е. определяется производственная себестоимость продукции (работ, услуг).

Центр затрат – организационная единица или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов (входящих в затраты) и расходах (затраты на выходе). В пределах этого центра менеджер несет ответственность за понесенные расходы.

Внутренняя  учетная система предприятия  представляет собой систему по учету расходов и доходов, как в рамках центра ответственности, так и между отдельными центрами. Поэтому к объектам управленческого учета относятся не только затраты, но и результаты, которые могут также учитываться по местам возникновения затрат и по носителям затрат. Показатели выполнения работ помогают оценить вклад каждого структурного подразделения (центра ответственности) в прибыль предприятия, а также то, насколько его деятельность соответствует поставленным целям организации.

В процессе сопоставления затрат и результатов  различных центров ответственности  выявляется эффективность производственно-хозяйственной  деятельности организации. Для обеспечения  хозяйственных связей между центрами ответственности создается система  трансфертного (внутрифирменного) ценообразования. Трансфертная цена – это цена, используемая при расчете между внутренними структурными подразделениями организации за передаваемые друг другу продукцию, работы, услуги.

Администрация самостоятельно решает, какой метод  учета (калькулирования) затрат применять, насколько детализировать места  возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности. Часто места возникновения затрат совпадают с центрами затрат.

 

2. Учет затрат  на автотранспортных предприятиях

2.1 Учет работы  автомобильного транспорта

 

В целях  рационального использования автомобильного транспорта организация его работы осуществляется на основе заключенных договоров. В соответствии с ними заказчики накануне, но не позднее дня. предшествующего дню перевозки, делают заказы на перевозку груза. На основании заказов автохозяйства составляют маршрут автомобилей, выписывают путевые листы, которые являются основным документом учета работы автомобилей, На автопредприятиях  применяют следующие формы путевых листов:

4-с – для грузовых автомобилей, работающих по тарифу сдельной оплаты;

4-п – для грузовых автомобилей при выполненной работы по перевозке грузов по повременному тарифу;

4-м – для автомобилей по междугородней перевозке грузов;

3 – для легковых автомобилей; (Приложение 1)

6 – для автобусов;

ЗСМ - 2 – для специальных строительных машин

Бланки  путевых листов являются бланками строгой отчетности, имеют серию и учетный номер, хранятся в сейфе автохозяйства и выдают их под расписку лицу ответственному за организацию эксплуатации автотранспорта (заведующему гаража, начальнику эксплуатации, диспетчеру).

Путевые листы выдают водителям на один рабочий день, смену. На более длительные сроки путевые листы выдают водителям, осуществляющим междугородние перевозки.

Путевой лист состоит из ряда разделов. На лицевой стороне путевого листа записывают дату выдачи, автоколонну, бригаду, за которыми числиться автомобиль, государственный номер, тип, гаражный номер, номер удостоверений и класс груза.

В отдельном разделе "Задание водителю" указывают» в чье распоряжение направляется автомобиль, время прибытия к месту назначения, наименование груза, откуда взять и куда его доставить, расстояние перевозки, количество поездок, сколько перевезено тонн груза и количество топлива по норме необходимое для выполнения задания.

Выданные путевые листы регистрируют в журнале учета движения путевых листов типовой межведомственной формы 8.

При выезде автомобиля на линию механик проверяет техническое состояние автомашины, отмечает в путевом листе остаток топлива в баке   и подписывает путевой лист. Путевой лист также является основанием для списания топлива по нормативу. Для каждой марки и модели автомобиля установлена своя норма расхода топлива, которая корректируется с помощью добавочных коэффициентов, зависящих от времени года, возраста автомобиля и характера дороги.

2.2 Синтетический  учет расходов на эксплуатацию  автотранспорта

 

Расходы и доходы по автомобильному транспорту учитываются на счете  20 "Основное производство".

Затраты на эксплуатацию и содержание автомобильного транспорта учитываются по отдельным объектам, статьям и элементам, что обеспечивает контроль за выполнением плана по объему перевозок и уровнем затрат, выявление резервов роста производительности труда а снижения себестоимости работ и услуг.

Для правильного  построения бухгалтерского учета затрат на эксплуатацию транспорта и достоверного исчисления себестоимости перевозок, осуществляющихся различными типами автомобилей, необходимо, учитывая особенности технологии и организации транспортного процесса в автохозяйствах, выделять экономически обоснованные объекты учета затрат на производство; определять состав производственных расходов; применять в учете экономически обоснованные методы распределения накладных расходов по объектам исчисляемой себестоимости.

 

 

Объектами учета затрат на эксплуатацию транспорта в автохозяйствах являются:

    • расходы и доходы по эксплуатации транспорта;
    • расходы и доходы по эксплуатации и погрузочно-разгрузочным работам;
    • расходы и доходы по эксплуатации транспорта;
    • по обслуживанию и управлению транспортным процессом;

Большая часть затрат на эксплуатацию транспортных средств непосредственно связана  с затратами труда на выполняемых  работах по перевозке грузов конкретными типами автомобилей. К ним относятся затраты по оплате труда, топлива, амортизации, текущего ремонта.

Эти затраты  связаны с перевозками, выполняемыми отдельными типами автомобилей (самосвалы, грузовые, специальные, автобусы и т.д.).

В транспортном процессе расходуются средства и  предметы труда. Все средства труда  свою стоимость на транспортные издержки передают частями в виде амортизационных отчислений и отражаются на затратах по эксплуатации отдельных типов автомобильного транспорта. Амортизацию по автомобилям относят на соответствующие виды перевозок. Амортизацию по зданиям гаражей, автомобильных стоянок, оборудования, смотровых ям отнести на определенный вид перевозок не представляется возможным, поэтому ее учитывают в составе накладных расходов на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В автохозяйствах отдельные вида затрат обусловлены  необходимостью хозяйственного обслуживания транспортных процессов и выполнением работ по организации и управлению транспортным процессом. Это расходы по оплате труда инженерно-технического персонала; по охране труда и технике безопасности, на противопожарное обеспечение, охрану имущества; повышение квалификации кадров и др. Эти расходы в учете отражаются обособленно на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Учет  накладных расходов ведется с  подразделением на: расходы по содержанию аппарата управления; расходы по содержанию служебных легковых автомашин, обслуживающих автохозяйство; расхода на содержание охраны, общепроизводственные расходы, налоги и отчисления, непроизводственные расходы. В конце месяца накладные расходы распределяются и включаются в себестоимость перевозок автомобильного транспорта, других транспортных средств, экспедиционных и погрузочно-разгрузочных работ. Распределение накладных расходов производится пропорционально основной оплате труда работников ведущих профессий (водителей, экспедиторов, грузчиков).

В составе  расходов по эксплуатации автомобильного транспорта имеются расхода, относящиеся к нескольким отчетным, периодам. Это уплаченные налоги и сборы, сумма подписки на техническую литературу, уплаченная арендная плата. Все эти расхода учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов", ежемесячно списываются на транспортные издержки равномерными долями в течение срока, к которому они относятся.

Информация о работе Управленческий учет затрат и калькулирования себестоимости автомобильных перевозок и услуг