Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию аспектов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта на исследуемом предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Обосновать теоретически порядок формирования учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта;
2. Рассмотреть порядок изменения учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта;
3. Дать экономическую и финансовую характеристику исследуемого предприятия;
4.Предложить направления совершенствования учетной политики

Содержание

Введение с 3
1. Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета с 5
2. Расчетное задание с
Литература с

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по бухучету№.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации

Институт текстильной  и легкой промышленности

ФГБОУ ВПО АлтГТУ им. И.И.Ползунова

 

 

 

Кафедра экономики и  управления

УДК______________________

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Контрольная работа №2

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

по теме: «Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета»

 

 

 

                                             

   
   

                                                 

                                       

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

Содержание

Введение

с 3

1. Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

с 5

2. Расчетное задание                                                                 

с

    Литература

с


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. На процесс формирования и становления системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в переходной экономике влияют, как минимум, следующие объективные факторы:

  • во-первых, рыночная среда характеризуется большим многообразием хозяйственной жизни, чем административная экономика, а значит обуславливает демократизацию экономической и общественной жизни, что в системе регулирования бухгалтерской профессии и бухгалтерской деятельности проявляется в их либерализации, то есть в некоторой предоставленной профессиональной свободе;
  • во-вторых, переходная экономика характеризуется, в том числе, незрелостью экономических отношений в стране, отсутствием массового цивилизованного пользователя бухгалтерской отчетности и потребителя финансовой информации.

От жёсткой регламентации  учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию  государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил ведения бухгалтерского учета, идя по пути сближения с международными стандартами формирования финансовой отчетности, организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. При этом ставка делается на повышение профессионального уровня бухгалтера, который должен вести учет и формировать отчетность исходя из

декларированных принципов  учета и условий хозяйствования организации, а не только на основе жёстких норм установленных государством.

Следует отметить, что  значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных её элементов.

Актуальность темы состоит  в том, что выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Таким образом, учетная политика является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более анализировать различные организации.

Предметом исследования является формирование учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта в ЗАО «Центр НТУиК».

Объектом исследования является учетная и финансово-экономическая  деятельность «Центра научно-технических услуг и консультаций».

Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию аспектов учетной  политики для целей бухгалтерского и налогового учёта на исследуемом  предприятии.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

1. Обосновать теоретически  порядок формирования учётной  политики для целей бухгалтерского  и налогового учёта;

2. Рассмотреть порядок  изменения учётной политики для  целей бухгалтерского и налогового  учёта;

3. Дать экономическую и финансовую характеристику исследуемого предприятия;

4.Предложить направления  совершенствования учетной политики

При написании дипломной  работы мною будут использованы :

    • документы всех уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
    • учебная литература;
    • учебные пособия по бухгалтерскому учету и управлению;
    • учебные пособия, посвященные формированию учетной политики в различные отчетные периоды;
    • комментарии к законодательству
    • журналы и брошюры, раскрывающие вопросы, связанные с рационализацией финансово-хозяйственной деятельности и эффективной системой учета хозяйственных фактов.

При выполнении дипломной работы использованы следующие методы и приемы:

  • Проверка арифметических расчетов клиента
  • Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, которая позволит осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией
  • Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник при предварительной оценке состояния учета ,а также в процессе проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
  • Аналитические процедуры - при сопоставлении отчетного периода с данными предыдущих периодов.
  • Сравнение
  • Факторный анализ
  • Монографический метод (углубленное изучение деятельности одного предприятия для того, чтобы перенять опыт и использовать это в дальнейшем);
  • Табличный метод- представление полученной информации в виде таблицы);
  • Диалектический метод - изучение хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех взаимосвязей;
  • Индукция - исследование ведется от частного к общему, от причин к результатам и дедукция (наоборот);
  • Анализ - выявление составных частей и синтез - соединение ранее расчлененных элементов для изучения объекта как единого целого.

 

 

1. Теоретические основы  формирования учетной политики

 

    1. Понятие и различные подходы к учетной политике

 

Впервые термин учетная  политика упомянут в Положении о бухгалтерском учете и отчетности от 20 марта 1992 года. До принятия специального Положения по учетной политике о ней говорилось также в Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия № 48 от 24 июня 1992 года. В 1994 году было опубликовано разработанное в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), которое представляло собой первый национальный стандарт по бухгалтерскому учету. В связи с утверждением приказа Минфина РФ от 9 декабря 1998 года нового Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ( ПБУ 1/98) Положение по учетной политике от 28 июля 1994 года утратило свою силу. ПБУ 1/98 на сегодняшний день является основополагающим в вопросах формирования и раскрытия содержания учетной политики организации [ 15]. Данное Положение распространяется:

в части формирования учетной политики – на все организации  независимо от организационно – правовых форм;

в части раскрытия  учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая « совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности»[ 21]. По моему мнению, приведенное определение учетной политики позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета в конкретной организации. Такой же подход к учетной политике заложен в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». В соответствии с п.21 МСФО 1 «учетная политика – это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности» [ 13 ].

С другой стороны, учетная  политика может рассматриваться  и в узком смысле, как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией. В частности, Брызгалин В. В. определяет учетную политику организации как «обязательный документ, принимаемый организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством закрепляются внутренние правила ведения бухгалтерского учета» [ 2 ].

Профессор Ю.А. Бабаев попытался  соединить два подхода к учетной  политике в один: «Учетная политика – это уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета, во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами» [4 ]. Я придерживаюсь последнего из представленных определений, так как оно, по моему мнению, наиболее ярко раскрывает сущность учетной политики во всех аспектах.

На выбор конкретных правил и условий, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы:

  • отраслевая принадлежность и вид деятельности;
  • объем производства и реализации продукции, численность рабочих, стоимость имущества организации;
  • управленческая структура организации (наличие филиалов, структурных подразделений);
  • степень развития информационной системы в организации;
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д. );
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров;
  • другие [ 1 ].

Возникновение специфических  правил и условий ведения бухгалтерского учета, отражаемых в учетной политике конкретной организации, зависит от ряда причин.

Во–первых, от выбранного варианта ведения учета, если нормативная  база предлагает вариантность.

Во-вторых, от наличия  хозяйственных операций и объектов, порядок учета которых не регламентирован  вообще или по большей части.

В-третьих, от наличия хозяйственных операций или объектов, по которым в нормативной базе существуют противоречия.

В-четвертых, от попыток  максимального сближения бухгалтерского и налогового учета через учетную  политику [16 ].

Однако следует помнить, что ПБУ 1/98 – основополагающий, но не единственный нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании и раскрытии учетной политики. Нормы в отношении учетной политики содержаться в документах всех уровней системы нормативного регулирования в Российской Федерации.

Согласно п.3 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996, представляющего первый уровень регулирования, « организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, … самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности» [34].

Второй уровень системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета – это Положения по бухгалтерскому учету. Практически в каждом стандарте, начиная с первого стандарта « Учетная политика организации» ( ПБУ 1/98), утвержденном Приказом Минфина России от 09. 12. 98 № 60н и заканчивая двадцатым стандартом ПБУ 20/03 « Информация об участии в совместной деятельности», утвержденном Приказом Минфина России от 24. 11. 03 № 105н, содержатся какие-то варианты отражения тех или иных операций в бухгалтерском учете, упоминания об учетной политике [ 35 ].

Третий уровень системы  нормативного регулирования также  регулирует методологические элементы учетной политики и их формирование[ 12].

Четвертый уровень, представленный, в том числе, непосредственно самой учетной политикой, должен учитывать принципы и положения, заложенные в документах предыдущих трех уровней, то есть должен соблюдаться принцип иерархии. Многие предприятия при формировании учетной политики сталкиваются с этой проблемой. Министерство финансов России комментирует принцип иерархии документов одного уровня так: если в документах одного уровня нормативного регулирования есть противоречия, то организация должна руководствоваться теми документами, которые вышли позже. Например, есть нормы, которые изложены в ПБУ 6/01 « Учёт основных средств» и в ПБУ 15/01 « Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» по – разному. В первую очередь это касается отражения в учете процентов по кредитам и займам на приобретение основных средств. ПБУ 15/01 вышло позже, чем ПБУ 6/01. При таком подходе в этом случае необходимо пользоваться нормами ПБУ 15/01[ 24,30 ]. Вместе с тем при организации учетного процесса иногда возникают противоречия между документами второго и третьего уровня системы нормативного регулирования. Это ещё одна проблема для предприятий. Например, есть противоречия между Положением по бухгалтерскому учету основных средств и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, которые утверждены Приказами Минфина России от 30. 03. 01№ 26н и от 13. 10. 03 № 91н соответственно. То есть, и то и другое утверждены Приказами Министерства Финансов, и сточки зрения теории права нельзя сказать, что это два разных уровня. Следовательно, нельзя с уверенностью говорить о приоритете стандартов над методическими указаниями. Кроме того, выход новых законов с более поздней датой не всегда означает прекращение действия норм более ранних законов. Возникает противоречие в законодательстве. Возникшие противоречия должны разбираться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств конкретного дела[36].

Информация о работе Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета