Учет выбытия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и методических аспектов учета выбытия основных средств.
Для выполнения цели в ходе работы поставлены следующие задачи:
 определение понятий и классификации основных средств;
 рассмотрение оценки основных средств;
 изучение нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств;
 рассмотрение вопросов, связанных с аналитическим и синтетическим учетом выбытия основных средств.

Содержание

Введение 3
1 Основные средства, как объект бухгалтерского учета 5
1.1 Понятие, классификация основных средств 5
1.2 Оценка основных средств в бухгалтерском учете 8
1.3 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета 11 основных средств
2 Порядок ведения бухгалтерского учета выбытия основных средств 15
2.1 Документальное оформление операций по выбытию основных средств 15
2.2 Синтетический и аналитический учет выбытия основных средств 19
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.46 Кб (Скачать файл)

В компетенцию комиссии входит:

1 осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

2 установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное не использование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);

3 выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

4 возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

5 осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

6 составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).

Принятое комиссией решение  о списании объекта основных средств  оформляется в акте на списание объекта  основных средств. Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4;
  • Акт о списании автотранспортных средств - форма N ОС-4а;
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4б.

Акт составляется в двух экземплярах с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной  амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).

В показателях граф "Первоначальная стоимость на момент принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная  стоимость":

- по объектам основных  средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная  стоимость по итогам последней  проведенной переоценки;

- по объектам, не проходившим  переоценку, - первоначальная стоимость  на дату принятия к бухгалтерскому  учету.

В показателях граф "Сумма  начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной  амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость  материальных ценностей, поступивших  от разборки объектов основных средств, отражаются:

- в разделе 3 "Сведения  о затратах, связанных со списанием  объекта основных средств с  бухгалтерского учета, и о поступлении  материальных ценностей от их  списания" (форма N ОС-4);

- в разделе 5 "Сведения  о затратах, связанных со списанием  автотранспортных средств с бухгалтерского  учета, и о поступлении материальных  ценностей от их списания" (форма  N ОС-4а);

- в разделе 2 "Сведения  о поступлении материальных ценностей  от списания объектов основных средств" (форма N ОС-4б).

На основании оформленных  актов на списание основных средств  или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.

Постановлением Госкомстата  РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены следующие  формы для учета наличия и  движения объектов основных средств:

Инвентарная карточка учета  объекта основных средств - форма N ОС-6;

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств - форма N ОС-6а;

Инвентарная книга учета  объектов основных средств - форма N ОС-6б (для малых предприятий).

Указанные формы ведутся  в бухгалтерии в одном экземпляре.

 

2.2. Синтетический  и аналитический учет выбытия  основных средств

 

Основные средства предприятия могут выбывать вследствие:

  1. ликвидации по причине износа, аварий, стихийных бедствий;
  2. продажи;
  3. безвозмездной передачи другим предприятиям;
  4. передачи в счет вклада в уставный капитал другого предприятия;
  5. передачи в счет вклада в совместную деятельность;
  6. передачи дочерним и зависимым предприятиям;
  7. недостачи и порчи;
  8. передачи в аренду.

Основные  средства организации могут прийти в негодность по причинам физического или морального износа, нарушения нормальных условий эксплуатации и другие указанное имущество подлежит списанию в случаях, если восстановление его невозможно или экономически не целесообразно, а также не может быть продано или ликвидировано [10, c.100]

  Списание объектов основных средств  в результате физического (морального) износа рассмотрено в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 - Списание объектов основных средств в результате физического износа

Содержание хозяйственной операции

Корресп. Счетов

Дебет

Кредит 

1. Списание первоначальной стоимости  объекта 

01в

01

2. Списание накопленной амортизации

02

01в

3. Списание остаточной стоимости основных средств

91.2

01в

4. Дополнительные затраты, связанные с ликвидацией объекта ОС

 

91.2

 

23

5. Приняты к учету материалы, запчасти, полученные при ликвидации основных средств

 

10

 

91.1


 

В процессе хозяйственной деятельности организация может продавать основные средства юридическим и физическим лицам.

Выбытие основных средств по причине продажи  за плату приведены в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 - Продажа основных средств за плату

Содержание хозяйственной операции

Корресп. счетов

Дебет

Кредит 

1. Списание первоначальной стоимости

01в

01

2. Списание накопленной амортизации

02

01в

3. Списание остаточной стоимости

91.2

01в

4. Списание суммы дополнительных расходов

91.2

23

5. Отражена договорная стоимость, включая            НДС

62

91.1

6. Начислен НДС

91НДС

68


 

Выбытие основных средств в качестве вклада в уставный капитал других организаций является финансовыми вложениями. Безвозмездная передача основных средств имеет место в практике организаций (оказание безвозмездной помощи, дарение и т.д.), однако ГК РФ не допускает дарение между коммерческими организациями. Однако дарение некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не запрещается.

При выбытии основных средств в качестве взноса в уставный капитал другой организации производится списание их первоначальной стоимости и амортизационных  отчислений.

Списание  основных средств при внесение в  качестве вклада в уставный капитал  другой организации рассмотрены в таблице 2.3 [8, c.190].

 

Таблица 2.3 - Списание основных средств при внесении в качестве в уставных капитал

Содержание хозяйственной  операции

Отражение в учете

Дебет

Кредит

Списывается первоначальная стоимость

01.Выб

01

Списывается амортизация

02

01.Выб

Стоимость финансовых вложений по остаточной стоимости

58.1

76

Списывается остаточная стоимость

76

01.Выб

     

        

Один из способов, по которому основное средство может поступить  на предприятие - заключение договора мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность  другой стороны один товар в обмен  на другой (статья 567 ГК РФ). К договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. Стоимостью выбываемого по договору мены основного средства для отражения в бухгалтерском учете будет признана стоимость приобретаемого имущества независимо от цены, указанной в договоре мены.  Списание основных средств при передаче по договору мены приведены в таблице 2.4

 

Таблица 2.4 - Списание основных средств при передаче по договору мены

Содержание хозяйственной  операции

Отражение в учете

Дебет

Кредит

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта  основных средств

01.Выб

01

 

Списана начисленная амортизация  основного средства

02

01.Выб

Списана остаточная стоимость  объекта основного средства с  включением ее в состав прочих расходов

91

01.Выб

Отражена договорная стоимость  переданных в обмен объектов

76

91

Отражен НДС от стоимости  объектов

91

68

Оприходованы основные средства и другие виды имущества, полученные в обмен на основные средства

08(10,58)

60,76

Произведен взаимозачет  обязательств

60,76

76


 

Операции по дарению основных средств отражаются в учете в  обычном порядке, как и другие операции по их выбытию. Порядок отражения  операций по дарению объекта следующий: 

Дебет счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства» - на первоначальную стоимость передаваемого объекта.

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - Списание ранее начисленной суммы амортизации по передаваемому объекту.

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость [9, c.12].

Выбытие объекта основных средств в случае выявления недостачи  и порчи активов при их инвентаризации

Учтенные на балансе организации  объекты основных средств могут быть утрачены вследствие недостач, хищений, краж, порчи. Для определения размера понесенного ущерба организации проводят инвентаризацию.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена  инвентаризация. Установленные при  инвентаризации потери от недостач и  порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости. В учете производятся следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 «Основные средства» - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - списана сумма начисленных амортизационных отчислений;

Дебет 94 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - отражена остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств.

Недостачи имущества и  потери от его порчи подлежат возмещению виновными лицами. Ценности могут быть вверены работнику на основании договора о полной материальной ответственности. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать ущерб при недостаче и порче имущества в полном размере.

Учет расчетов с работниками  по установленным при инвентаризации недостачам ведется с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». На сумму недостачи в оценке по остаточной стоимости в учете производится запись:

Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Информация о работе Учет выбытия основных средств