Учет денежных средств на предприятии (организации, фирме): состояние и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 10:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ учета денежных средств в Бобруйском унитарном коммунальном дочернем предприятии по обслуживанию жилищного фонда Ленинского района, а также оценка их состояния.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность денежных средств, значение и задачи учета;
- рассмотреть действующие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета денежных средств;
- привести международные стандарты финансовой отчетности денежных средств;
- дать краткую характеристику деятельности БУКДПОЖФ Ленинского района являются;
- рассмотреть документальное оформление и учет кассовых операций в национальной и иностранной валюте;
- рассмотреть документальное оформление и учет операций по текущему (расчетному) и другим счетам в банках;
- совершенствовать учет денежных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1Теоретическая глава. Теоретические и методологические основы учета денежных средств …………………………………………………………..6
1.1 Сущность денежных средств, значение и задачи учета …………....6
1.2 Нормативные документы, регламентирующие состояние учета денежных средств ……………………………………………….…….........9
1.3 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету денежных средств……………………………………………………………17
2 Практическая глава Учет денежных средств в Бобруйском унитарном коммунальном дочернем предприятии по обслуживанию жилищного
фонда ...............................................................................................................25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…… .. .25
2.2 Документальное оформление и учет кассовых операций …………….28
2.3 Документальное оформление и учет операций по счетам в банке …..36
Заключение…………………………………………………………………..51
Глоссарий ……………………………………………………………...........54
Список использованных источников …………………………..................57
Приложение А……………………………………………………………….61
Приложение Б……………………………………………………………….62
Приложение В……………………………………………………………….63
Приложение Г……………………………………………………………….64
Приложение Д……………………………………………………………….65
Приложение Е……………………………………………………………….66
Приложение Ж……………………………………………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

Учет денежных средств на предприятии ВКР.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

- организация эксплуатации, технического обслуживания и  санитарного содержания жилищного  фонда; планирование и организация  всех видов ремонта, включая реконструкцию жилых домов;

- выполнение работ по  содержанию и текущему ремонту  улично-дорожной сети, сети ливневой  канализации иных объектов;

- оказание услуг по  выделению специальной техники  на договорных условиях;

- текущее содержание объектов растительного мира;

- посадка и удаление  объектов растительного мира (деревьев, кустарников);

- устройство газонов, цветников.

-управление деятельностью  жилищно-коммунального хозяйства  района;

-хозяйственная деятельность, направленная на использование и обеспечение правильной эксплуатации жилищного фонда, удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций города в коммунальных услугах;

-разработка планов и  ведение работ по капитальному  ремонту жилищного фонда и  капитальному строительству, ремонту и текущему содержанию объектов благоустройства и коммунального хозяйства, обеспечение эффективного использования капиталовложений.

Таблица 2.1 - Динамика основных показателей финансовой деятельности БУКДПОЖФ Ленинского района за 2009-2010 гг.

 

Финансовые показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темп роста 2010 г. к 2009 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг с налогами, млн.руб.

9791

10718

927

109,47%

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг без налогов, млн.руб.

9332

10244

912

109,77%

Себестоимость реализованной продукции, млн.руб.

9161

10086

925

110,10%

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг

171

158

-13

92,40%

Прибыль(убыток) от внереализационных доходов и расходов

-55

-26

29

47,27%

Прибыль за отчетный период

116

132

16

113,79%

Рентабельность реализованной продукции, %

1,87%

1,57%

-0,30%

83,92%

Среднесписочная численность работающих, чел.

447

450

3

100,67%


 

В БУКДПОЖФ Ленинского района выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличилась на 912 млн.руб. или на109,27 %.

В 2010 году предприятие получило прибыль от реализации продукции, работ и услуг в размере 158 млн.руб.,  убыток от внереализационных доходов и расходов 26 млн.руб. Прибыль за отчетный период по предприятию за 2010 год составила 132 млн.руб.

В БУКДПОЖФ Ленинского района процент рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в 2009-2010 годах имеет положительное значение, что является положительным фактором. В 2010 году рентабельность реализованной продукции, работ, услуг получена в размере 1,57%, что на 0,30 процентных пункта меньше чем в 2009 году, показатели рентабельности реализованной продукции, работ, услуг В БУКДПОЖФ Ленинского района не высоки, что свидетельствует о том, что организация эксплуатации, технического обслуживания оказание услуг населению является низкодоходным видом деятельности и без помощи государства предприятие было бы убыточным.

2.2 Документальное оформление и  учет кассовых операций

 

Учет, оформление кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в наличных белорусских рублях в предприятии проводится в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107, вступившей  в силу с 1 июля 2011 года.

Учет и оформление кассовых операций в БУКДПОЖФ Ленинского района осуществляет отдельный работник – кассир, который несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию на основании заключенного договора о полной материальной ответственности. Кассовые операции осуществляются в кассе предприятия, которое для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств оборудовано и защищено в соответствии с действующим законодательством.

Лимит остатка кассы в соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107  не устанавливается. Хранение наличных денежных средств осуществляется в кассе предприятия в металлическом сейфе, который по окончании работы кассы закрывается ключом и опечатывается.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных документов, находящихся в кассе, согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, предназначен счет 50 «Касса». По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу предприятия в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств, расчетов, доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг и других. По кредиту счета 50 «Касса» отражаются выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы предприятия в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, финансовых результатов.

 Аналитический учет денежных  документов ведется по их видам. Регистром аналитического учета  является кассовая книга, в которой  отражаются данные приходных  и расходных кассовых документов.

Прием денежных документов осуществляется по приходным кассовым ордерам формы  КО-1(Приложение А), выдача производится по расходным кассовым ордерам формы КО-2(Приложение Б). Ордера заполняются автоматизировано  в программе 1-с бухгалтерия.

При оформлении приходных кассовых ордеров в строке «Принято от» указывают фамилию, имя, отчество физического лица, от которого принимаются денежные средства, а также наименование организации в случае, если лицо действует по доверенности от ее имени. В строке «Основание» указывают вид, источник поступления денежных документов. В строке «Приложение» перечисляют прилагаемые документы при их наличии.

Отрывную часть приходного кассового ордера - квитанцию, заверенную печатью, выдают физическому лицу в подтверждение факта приема от него денежных средств.

При оформлении расходных кассовых ордеров в строке «Выдать» указывают фамилию, имя, отчество физического лица, которому выдают денежные средства. В строке «Основание» указываю основание выдачи наличных денежных средств. В строке «Приложение» перечисляют прилагаемые документы. В строке «Предъявлен документ» указывают данные о документе, удостоверяющем личность физического лица, которое получает денежные средства.

Приходные и расходные кассовые ордера заполняются и регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях по форме 1 согласно приложению 1 к Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4.

Регистрация приходных и расходных ордеров осуществляется автоматизированным способом в программе 1-с Бухгалтерия. При получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера, правильность заполнения в расходном кассовом ордере реквизитов предъявленного документа, удостоверяющего личность получателя, наличие документов, подлежащих приложению. В случае несоответствия приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей предъявляемым к их заполнению требованиям кассир возвращает документы бухгалтеру для надлежащего оформления.

После завершения каждой операции производится запись в кассовую книгу (Приложение В ) о фактически принятых и выданных суммах денежных средств. С 1 июля 2010 г. форма и порядок ведения кассовой книги законодательно не утверждены, так как постановление № 43«Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации». утратило силу, однако норма о ведении кассовой книги в законодательстве осталась, поэтому ведение кассой  книги продолжается по форме, установленной вышеуказанным постановлением.

В таблицах 2.2 и 2.3 отражены основные бухгалтерские записи по счету 50 «Касса»

Таблица 2.2 – Корреспонденция  счетов по дебету счета 50 «Касса»

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

2

3

Записи по дебету счета 50 «Касса»

Поступили в кассу денежные средства, снятые с расчетного счета, например, для выдачи заработной платы, на командировочные расходы и др. цели

50

51

     

Поступили в кассу денежные средства, снятые с валютного счета организации

50

52

Поступили в кассу денежные средства, снятые со специальных счетов в банке

50

55

Приняты в кассу денежные средства, ранее рассматривавшиеся как «переводы в пути»

50

57

Возмещение поставщиком стоимости недостачи (недогруза) материальных ценностей.

50

60

Получены суммы краткосрочных кредитов, займов

50

66

Отражена стоимость полученной путевки, приобретаемой за счет средств государственного социального страхования

50

69

Работниками организации возвращены излишне выданные им суммы оплаты труда, пособий и других выплат

50

70

Возвращен остаток неиспользованных подотчетных сумм

50

71


 

Продолжение таблицы 2.2

Работник организации погашает выданный ему заем. 
Материально ответственное лицо возмещает причиненный ущерб. 
Работником организации частично возмещена стоимость путевки, приобретенной за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ.

50

73

Поступили денежные средства от работников по расчетам за товары, проданные в кредит

50

76

Отражена сумма выручки от реализации продукции, работ, услуг.

50

90

Отражена сумма выручки от реализации основных средств и прочих активов. 
Поступила арендная плата от арендатора.

50

91

Оприходованы в кассе излишки денег, выявленные при инвентаризации

50

92


 

Таблица 2.3 – Корреспонденция  счетов по кредиту счета 50 «Касса»

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

2

3

Записи по кредиту счета 50 «Касса»:

Отражена выдача денежных документов (путевок, абонементов и др.) работникам организации

50

50

Внесены наличные денежные средства на счета в банк

51

50

Выдан аванс под поставку материальных ценностей, выполнение работ, услуг.

60

50

Возвращены покупателям излишне полученные от них суммы.

62

50

Оплачена сумма задолженности по налогам и сборам

68

50


 

Продолжение таблицы 2.3

Выплачены суммы пособий, начисляемых за счет средств ФСЗН

69

50

Выплачена заработная плата, премии, пособия, доходы от участия в предприятии. 
Выданы талоны и абонементы на питание, удержана из заработной платы работников стоимость путевок, билетов на культурно-массовые мероприятия и др.

70

50

Выданы работникам займы на индивидуальное жилищное строительство, на приобретение объектов недвижимости. 
Выплачены компенсации за использование личного имущества в служебных целях

73

50

Выданы работникам займы на индивидуальное жилищное строительство, на приобретение объектов недвижимости. 
Выплачены компенсации за использование личного имущества в служебных целях

73

50

Выплачены суммы по исполнительным листам. 
Выдана депонированная заработная плата. 
Уплачена арендатором арендная плата.

76

50

Выдана материальная помощь. 
Списывается стоимость проездных билетов, других денежных документов

92

50

     

Реализованы денежные документы (путевки) работникам организации

91

50

Отражены недостачи денежных средств, выявленные при инвентаризации кассы

94

50

Информация о работе Учет денежных средств на предприятии (организации, фирме): состояние и совершенствование