Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 10:38, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ учета денежных средств в Бобруйском унитарном коммунальном дочернем предприятии по обслуживанию жилищного фонда Ленинского района, а также оценка их состояния.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность денежных средств, значение и задачи учета;
- рассмотреть действующие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета денежных средств;
- привести международные стандарты финансовой отчетности денежных средств;
- дать краткую характеристику деятельности БУКДПОЖФ Ленинского района являются;
- рассмотреть документальное оформление и учет кассовых операций в национальной и иностранной валюте;
- рассмотреть документальное оформление и учет операций по текущему (расчетному) и другим счетам в банках;
- совершенствовать учет денежных средств.
Введение……………………………………………………………………...3
1Теоретическая глава. Теоретические и методологические основы учета денежных средств …………………………………………………………..6
1.1 Сущность денежных средств, значение и задачи учета …………....6
1.2 Нормативные документы, регламентирующие состояние учета денежных средств ……………………………………………….…….........9
1.3 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету денежных средств……………………………………………………………17
2 Практическая глава Учет денежных средств в Бобруйском унитарном коммунальном дочернем предприятии по обслуживанию жилищного
фонда ...............................................................................................................25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…… .. .25
2.2 Документальное оформление и учет кассовых операций …………….28
2.3 Документальное оформление и учет операций по счетам в банке …..36
Заключение…………………………………………………………………..51
Глоссарий ……………………………………………………………...........54
Список использованных источников …………………………..................57
Приложение А……………………………………………………………….61
Приложение Б……………………………………………………………….62
Приложение В……………………………………………………………….63
Приложение Г……………………………………………………………….64
Приложение Д……………………………………………………………….65
Приложение Е……………………………………………………………….66
Приложение Ж……………………………………………………………….67
- организация эксплуатации,
технического обслуживания и
санитарного содержания
- выполнение работ по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети, сети ливневой канализации иных объектов;
- оказание услуг по выделению специальной техники на договорных условиях;
- текущее содержание объектов растительного мира;
- посадка и удаление объектов растительного мира (деревьев, кустарников);
- устройство газонов, цветников.
-управление деятельностью
жилищно-коммунального
-хозяйственная деятельность, направленная на использование и обеспечение правильной эксплуатации жилищного фонда, удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций города в коммунальных услугах;
-разработка планов и ведение работ по капитальному ремонту жилищного фонда и капитальному строительству, ремонту и текущему содержанию объектов благоустройства и коммунального хозяйства, обеспечение эффективного использования капиталовложений.
Таблица 2.1 - Динамика основных показателей финансовой деятельности БУКДПОЖФ Ленинского района за 2009-2010 гг.
Финансовые показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение |
Темп роста 2010 г. к 2009 г. |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг с налогами, млн.руб. |
9791 |
10718 |
927 |
109,47% |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг без налогов, млн.руб. |
9332 |
10244 |
912 |
109,77% |
Себестоимость реализованной продукции, млн.руб. |
9161 |
10086 |
925 |
110,10% |
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
171 |
158 |
-13 |
92,40% |
Прибыль(убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-55 |
-26 |
29 |
47,27% |
Прибыль за отчетный период |
116 |
132 |
16 |
113,79% |
Рентабельность реализованной продукции, % |
1,87% |
1,57% |
-0,30% |
83,92% |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
447 |
450 |
3 |
100,67% |
В БУКДПОЖФ Ленинского района выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличилась на 912 млн.руб. или на109,27 %.
В 2010 году предприятие получило прибыль от реализации продукции, работ и услуг в размере 158 млн.руб., убыток от внереализационных доходов и расходов 26 млн.руб. Прибыль за отчетный период по предприятию за 2010 год составила 132 млн.руб.
В БУКДПОЖФ Ленинского района процент рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в 2009-2010 годах имеет положительное значение, что является положительным фактором. В 2010 году рентабельность реализованной продукции, работ, услуг получена в размере 1,57%, что на 0,30 процентных пункта меньше чем в 2009 году, показатели рентабельности реализованной продукции, работ, услуг В БУКДПОЖФ Ленинского района не высоки, что свидетельствует о том, что организация эксплуатации, технического обслуживания оказание услуг населению является низкодоходным видом деятельности и без помощи государства предприятие было бы убыточным.
Учет, оформление кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в наличных белорусских рублях в предприятии проводится в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107, вступившей в силу с 1 июля 2011 года.
Учет и оформление кассовых операций в БУКДПОЖФ Ленинского района осуществляет отдельный работник – кассир, который несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию на основании заключенного договора о полной материальной ответственности. Кассовые операции осуществляются в кассе предприятия, которое для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств оборудовано и защищено в соответствии с действующим законодательством.
Лимит остатка кассы в соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 не устанавливается. Хранение наличных денежных средств осуществляется в кассе предприятия в металлическом сейфе, который по окончании работы кассы закрывается ключом и опечатывается.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных документов, находящихся в кассе, согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, предназначен счет 50 «Касса». По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу предприятия в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств, расчетов, доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг и других. По кредиту счета 50 «Касса» отражаются выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы предприятия в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, финансовых результатов.
Аналитический учет денежных
документов ведется по их
Прием денежных документов осуществляется по приходным кассовым ордерам формы КО-1(Приложение А), выдача производится по расходным кассовым ордерам формы КО-2(Приложение Б). Ордера заполняются автоматизировано в программе 1-с бухгалтерия.
При оформлении приходных кассовых ордеров в строке «Принято от» указывают фамилию, имя, отчество физического лица, от которого принимаются денежные средства, а также наименование организации в случае, если лицо действует по доверенности от ее имени. В строке «Основание» указывают вид, источник поступления денежных документов. В строке «Приложение» перечисляют прилагаемые документы при их наличии.
Отрывную часть приходного кассового ордера - квитанцию, заверенную печатью, выдают физическому лицу в подтверждение факта приема от него денежных средств.
При оформлении расходных кассовых ордеров в строке «Выдать» указывают фамилию, имя, отчество физического лица, которому выдают денежные средства. В строке «Основание» указываю основание выдачи наличных денежных средств. В строке «Приложение» перечисляют прилагаемые документы. В строке «Предъявлен документ» указывают данные о документе, удостоверяющем личность физического лица, которое получает денежные средства.
Приходные и расходные кассовые ордера заполняются и регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях по форме 1 согласно приложению 1 к Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4.
Регистрация приходных и расходных ордеров осуществляется автоматизированным способом в программе 1-с Бухгалтерия. При получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера, правильность заполнения в расходном кассовом ордере реквизитов предъявленного документа, удостоверяющего личность получателя, наличие документов, подлежащих приложению. В случае несоответствия приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей предъявляемым к их заполнению требованиям кассир возвращает документы бухгалтеру для надлежащего оформления.
После завершения каждой операции производится запись в кассовую книгу (Приложение В ) о фактически принятых и выданных суммах денежных средств. С 1 июля 2010 г. форма и порядок ведения кассовой книги законодательно не утверждены, так как постановление № 43«Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации». утратило силу, однако норма о ведении кассовой книги в законодательстве осталась, поэтому ведение кассой книги продолжается по форме, установленной вышеуказанным постановлением.
В таблицах 2.2 и 2.3 отражены основные бухгалтерские записи по счету 50 «Касса»
Таблица 2.2 – Корреспонденция счетов по дебету счета 50 «Касса»
Содержание операции |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
2 |
3 | ||
Записи по дебету счета 50 «Касса» | ||||
Поступили в кассу денежные средства, снятые с расчетного счета, например, для выдачи заработной платы, на командировочные расходы и др. цели |
50 |
51 | ||
Поступили в кассу денежные средства, снятые с валютного счета организации |
50 |
52 | ||
Поступили в кассу денежные средства, снятые со специальных счетов в банке |
50 |
55 | ||
Приняты в кассу денежные средства, ранее рассматривавшиеся как «переводы в пути» |
50 |
57 | ||
Возмещение поставщиком стоимости недостачи (недогруза) материальных ценностей. |
50 |
60 | ||
Получены суммы краткосрочных кредитов, займов |
50 |
66 | ||
Отражена стоимость полученной путевки, приобретаемой за счет средств государственного социального страхования |
50 |
69 | ||
Работниками организации возвращены излишне выданные им суммы оплаты труда, пособий и других выплат |
50 |
70 | ||
Возвращен остаток неиспользованных подотчетных сумм |
50 |
71 |
Продолжение таблицы 2.2
Работник организации погашает
выданный ему заем. |
50 |
73 |
Поступили денежные средства от работников по расчетам за товары, проданные в кредит |
50 |
76 |
Отражена сумма выручки от реализации продукции, работ, услуг. |
50 |
90 |
Отражена сумма выручки от реализации
основных средств и прочих активов. |
50 |
91 |
Оприходованы в кассе излишки денег, выявленные при инвентаризации |
50 |
92 |
Таблица 2.3 – Корреспонденция счетов по кредиту счета 50 «Касса»
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
Записи по кредиту счета 50 «Касса»: | ||
Отражена выдача денежных документов (путевок, абонементов и др.) работникам организации |
50 |
50 |
Внесены наличные денежные средства на счета в банк |
51 |
50 |
Выдан аванс под поставку материальных ценностей, выполнение работ, услуг. |
60 |
50 |
Возвращены покупателям излишне полученные от них суммы. |
62 |
50 |
Оплачена сумма задолженности по налогам и сборам |
68 |
50 |
Продолжение таблицы 2.3
Выплачены суммы пособий, начисляемых за счет средств ФСЗН |
69 |
50 |
Выплачена заработная плата,
премии, пособия, доходы от участия в предприятии. |
70 |
50 |
Выданы работникам займы на
индивидуальное жилищное строительство,
на приобретение объектов недвижимости. |
73 |
50 |
Выданы работникам займы на
индивидуальное жилищное строительство,
на приобретение объектов недвижимости. |
73 |
50 |
Выплачены суммы по исполнительным
листам. |
76 |
50 |
Выдана материальная помощь. |
92 |
50 |
Реализованы денежные документы (путевки) работникам организации |
91 |
50 |
Отражены недостачи денежных средств, выявленные при инвентаризации кассы |
94 |
50 |