Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 10:38, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ учета денежных средств в Бобруйском унитарном коммунальном дочернем предприятии по обслуживанию жилищного фонда Ленинского района, а также оценка их состояния.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность денежных средств, значение и задачи учета;
- рассмотреть действующие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета денежных средств;
- привести международные стандарты финансовой отчетности денежных средств;
- дать краткую характеристику деятельности БУКДПОЖФ Ленинского района являются;
- рассмотреть документальное оформление и учет кассовых операций в национальной и иностранной валюте;
- рассмотреть документальное оформление и учет операций по текущему (расчетному) и другим счетам в банках;
- совершенствовать учет денежных средств.
Введение……………………………………………………………………...3
1Теоретическая глава. Теоретические и методологические основы учета денежных средств …………………………………………………………..6
1.1 Сущность денежных средств, значение и задачи учета …………....6
1.2 Нормативные документы, регламентирующие состояние учета денежных средств ……………………………………………….…….........9
1.3 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету денежных средств……………………………………………………………17
2 Практическая глава Учет денежных средств в Бобруйском унитарном коммунальном дочернем предприятии по обслуживанию жилищного
фонда ...............................................................................................................25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…… .. .25
2.2 Документальное оформление и учет кассовых операций …………….28
2.3 Документальное оформление и учет операций по счетам в банке …..36
Заключение…………………………………………………………………..51
Глоссарий ……………………………………………………………...........54
Список использованных источников …………………………..................57
Приложение А……………………………………………………………….61
Приложение Б……………………………………………………………….62
Приложение В……………………………………………………………….63
Приложение Г……………………………………………………………….64
Приложение Д……………………………………………………………….65
Приложение Е……………………………………………………………….66
Приложение Ж……………………………………………………………….67
Инвентаризация денежных средств в кассе предприятия проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 года №180 в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 года №50(зарегистрировано в Национальном реестре №8/22313 от 12.05.2010 г.).
Инвентаризация кассы проводится:
- обязательно в случаях, установленных частью третьей ст.12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 21-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года № 302-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2008г..,№3, 2/1399);
- по решению руководителя
- по решению контролирующих
органов или ревизионной
- при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
- в иных случаях, установленных законодательством.
Необходимо провести инвентаризацию денежных средств также перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - не ранее 1 декабря. В соответствии с п.8 Инструкции № 180 периодичность проведения инвентаризаций денежных средств - не менее одного раза в год.
В соответствии с п.69 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 в сроки, установленные руководителем юридического лица, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация кассы (с белорусскими рублями) с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, находящихся в кассе. По решению руководителя организации количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено. Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.
Проверка фактического наличия денежных средств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия активов в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
До начала проверки фактического наличия денежных средств и денежных документов отчет кассира о движении денежных средств должен быть сдан в бухгалтерию (бухгалтеру).
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчету, с указанием «до инвентаризации на «_________» (дата)», что является основанием для определения остатков денежных средств к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на наличные денежные средства сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все наличные денежные средства, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
При инвентаризации денежных средств в кассе документы или расписки в остаток наличных денег не включаются. В ходе инвентаризации проверяется наличие денег путем их полного пересчета. По итогам инвентаризации наличных денежных средств комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств по форме, приведенной в приложении 17 к Инструкции № 180. При этом на белорусские рубли и на иностранную валюту составляются отдельные акты. Акты составляются, даже если расхождения не установлены.
Остаток денежной наличности в кассе проверяется с данными учета по кассовой книге. При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняются причины их возникновения.
По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации и сличительная ведомость в случае отклонения от учетных данных. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц
Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета этих активов и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Сумма недостачи денежных средств, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если по недостаче или порче определено виновное лицо, в корреспонденции с кредитом счета 50 «Касса».
Основные операции, осуществляемые предприятием по счетам в банке — это безналичные расчеты с покупателями за отгруженную продукцию, выполненные для них работы, оказанные им услуги и с поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные ими работы или оказанные услуги.
Для осуществления расчетов по операциям БУКДПОЖФ Ленинского района имеет открытые в учреждениях банков следующие счета:
расчетный счет;
транзитный счет для учета средств дохода бюджета, предназначенный для учета средств доходов бюджета территориального органа Министерства финансов;
счет для учета средств бюджета на расчетном счете предприятия, предназначенный для учета средств бюджета на расчетном счете предприятия.
Операции по расчетному счету производятся в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 года №66 в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 августа 2010 года №370((Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 225, 8/22776) с применением следующих документов:
платежное поручение (Приложение Г) это платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).
Платёжными поручениями рассчитываются за полученные товары и оказанные услуги по нетоварным операциям, предварительную оплату товаров и мелких услуг, по однородным поставкам, предстоящие перевозки автотранспортными организациями, перечисления средств бюджету, фонду социальной защиты населения и др. Платёжные поручения составляются на типовых бланках (ф. № 040160002), а при перечислении средств трём и более получателям, обслуживаемым одним учреждением банка, используются сводные платёжные поручения на бланках (ф. № 0401600003). Поручения действительны в течение десяти дней, выписываются в трёх экземплярах.. В поручении указывается общее наименование товара, а при предварительной оплате – номер счёта, дата.
Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.;
платежное требование (Приложение Д) это платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.
Платёжное требование составляется на типовых бланках (ф. № 0401890001). Если оно не совмещено со спецификацией, к нему должны прикладываться товарно-транспортные либо заменяющие их документы. При иногородних расчётах в банк предъявляются три, при одногородних – четыре экземпляра требований. При этом составляется реестр (ф. № 0401710008) в двух экземплярах. Требования сдаются в банк на инкассо вслед за отгрузкой товара или оказанием услуг, но не позднее срока давности (один год с момента отгрузки). Требования с последующим акцептом или без него, подлежащие оплате в течение операционного дня, оплачиваются в тот же день, а при отсутствии или недостаточности средств на счетах плательщика и невозможности предоставления кредита для их оплаты помещаются в картотеку № 2. требования, акцептованные покупателями, но не оплаченные им в срок, оплачиваются по мере поступления средств на счёт плательщика.
При проведении переводов
посредством платежных требований
используется акцептная или
платежное требование-поручение (Приложение Е) это платежная инструкция, содержащая требование предприятия к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику(минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.
Представленное плательщику
платежное требование-
Все документы подписываются директором предприятия(заместителем директора) и главным бухгалтером, в соответствии с карточкой с образцами подписей, представленной в обслуживающий банк и заверяются печатью предприятия:
Внесение и снятие наличных денежных средств, осуществляется по следующим документам:
объявление на взнос наличными (Приложение Ж) - применяется для зачисления денежных средств, оставшихся в кассе;
денежный чек - выдача денежных средств наличными с расчетного счета. Он находится в чековой книжке, которая выдается предприятию банком. При получении денег наличными заполняется чек в чековой книжке и корешок чека. В чеке и корешке указывается сумма денежных средств, на какие цели она получена. Чек и корешок подписывается руководителем и главным бухгалтером. Чек остается в банке, а корешок - как оправдательный документ - в кассе предприятия.
В БУКДПОЖФ Ленинского района применяется система «Клиент-банк», на основе этой системы предприятие и банк работают по коммуникативным каналам связи, что значительно упрощает работу бухгалтера и банка. При работе используется электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки. Электронная подпись служит заменой настоящей подписи.
Система «Клиент-банк» позволяет:
формировать платежные поручения в национальной и иностранной валютах;
формировать платежные требования, реестр требований;
формировать заявления на предварительный и последующий акцепты платежных требований;
получать подтверждение Банка-получателя Клиенту-бенефициару о приеме на инкассо платежных требований, переданных по системе «Клиент-Банк»;
создавать и отправлять в банк запросы: на получение выписки за дату, период; на курсы валют;
от банка выписки по счетам за любой период времени, а также оперативно в течении дня получать информацию о состоянии счета;
получать сведения о наличии документов в картотеках к внебалансовым счетам;
импортировать и экспортировать документы из внешних программ (1С Бухгалтерия);
вести архивы платежных документов.
Одним из основных документов, регулирующих отношения между банком и клиентом при осуществлении операций по безналичному расчету, является договор между банком и клиентом. В договоре предусмотрено, в течение какого срока банк обязан осуществлять перечисление средств по поручению клиента.
В бухгалтерии предприятия операции производятся на основании расчетных документов вместе с выпиской из банка. Ежедневно банк выдает предприятию выписки с расчетного счета. В выписках указывают номер документа, на основании которого совершена операция, откуда и куда перечислены средства, номер расчётного счёта организации в учреждении банка, суммы оборотов по дебету и кредиту счёта, а также номер записи и учреждения банка. К выписке прилагаются соответствующие документы, на основании которых были произведены записи. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено».
При обработке и поверке правильности отражения операций по выпискам банка бухгалтер организации должен у себя в учёте все суммы, указанные в колонке «кредит» считать приходом (т.е. дебетом, а суммы, поставленные в колонке «дебет» считать расходом организации (т.е. кредитом), так как для организации расчётный счёт является активным, а для банка – источником денежных средств, т.е. пассивным. Бухгалтер организации сверяет вступительное сальдо с предыдущей выпиской, исходящее сальдо, а также все проставленные в выписке суммы с суммами, указанными в приложенных документах, а затем против каждой проставляется номер корреспондирующего счёта.
Выписка из расчётного счёта содержит показатели, определённая часть которых кодируется банком. Она заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Проверка и обработка выписок должна производиться в день их поступления.