Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие ведения учета товаров.
Задача, выбранной нами темы, заключается в раскрытии и изучении:
1) сущности товара: понятие, виды, организация поставки товаров и условия их приемки;
2) раскрытие учета товарных операций в ТОО «Орхидея»;
3) освещение данной темы, альтернативы и перспективы анализа учета товарных операций.
2.3 Инвентаризация товаров
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация - это установление фактического наличия. Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
-сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
При хранении запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки запасов помещение опломбируется, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
На время инвентаризации все операции с инвентаризуемыми запасами и денежными средствами прекращаются, и посторонние лица в помещение, где проводится инвентаризация, не допускаются.
На больших складах при длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения индивидуального предпринимателя или руководителя организации в процессе инвентаризации могут отпускаться запасы в присутствии членов комиссии.
Эти запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием «Запасы, отпущенные во время инвентаризации». Оформляться эта опись должна по аналогии с документами на поступившие запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя комиссии.
Запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти запасы заносятся в отдельную опись под наименованием «Запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя комиссии делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти запасы.
Запасы в инвентаризационных описях отражаются по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества.
Запасы, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в инвентаризационные описи (Приложение №7) на основании документов, подтверждающих сдачу этих запасов на ответственное хранение, с указанием их наименований, количества, сортности, фактической стоимости (по данным учета), даты сдачи груза на хранение, места хранения, номера и даты документов.
При получении от организаций, на ответственном хранении которых эти запасы находятся, копий инвентаризационных описей, комиссия сопоставляет фактическое наличие запасов с количеством, установленным по документам.
Инвентаризационные описи составляются отдельно на запасы, находящиеся в пути (Приложение №8), отгруженные и не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на запасы, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование (согласно документу), количество и стоимость (согласно данным учета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти запасы учтены на соответствующих счетах.
На счетах учета запасов могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным – копиями предъявленных покупателями документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением банка; по находящимся на складах других организаций – сохранными расписками, на последнюю дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Инвентаризация запасов, находящихся в пути, отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся на соответствующих счетах сумм.
Предварительно может быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
При установлении фактов неоприходования поступивших запасов должны быть затребованы объяснения лиц, получивших их.
В описях на запасы, отгруженные и неоплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование запасов, дата отгрузки, дата выписки, номер и сумма по счет-фактуре.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. п.).
Запасы, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;
вызванных экстремальными условиями; - при реорганизации или ликвидации организации; - в других случаях, предусмотренных законодательством РК.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации
либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации, либо уменьшения финансирования (фондов) у бюджетной организации.
При инвентаризации составляются следующие проводки (таблица 3):
1.При инвентаризации выявлены неучтенные товары |
1330 |
6160,6280 |
2.При инвентаризации выявлена недостача товаров |
1250 |
1330 |
3.Недостача погашена наличными в кассу |
1010 |
1250 |
4.Списана сумма недостачи |
7470 |
1330 |
2.4 Учет товарных потерь
Потери товаров возникают в процессе их транспортировки, хранения и реализации. Товарные потери на всех стадиях их движения подразделяются на 2 вида: нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым потерям товаров относятся их потери в пределах норм естественной убыли (усушки, утруски, утечки, расход вещества на дыхание плодов и овощей), связанные с изменением их физико-химических свойств. Нормы установлены в процентах к продажной стоимости товаров и дифференцированы по видам товаров, временам года их использования, климатическим зонам, срокам и условиям хранения.
Ненормируемые потери — это потери товаров сверх установленных норм естественной убыли, которые возникают чаще всего вследствие бесхозяйственности и неудовлетворительного отношения к сохранности товаров при их транспортировке (перевозке), хранении и реализации. К ним относятся потери от лома, боя, брака, порчи и недостачи товаров, превышающие установленные нормы, недостачи товаров, по которым не установлены такие нормы, растраты, хищения и т.д., и они должны быть взысканы с виновных лиц.
Товарные потери вследствие естественной убыли могут возникать на всех фазах движения товаров:
В связи с этим нормы естественной убыли товаров дифференцированы в зависимости от места возникновения товарных потерь и различается порядок их утверждения и применения.
Суммы естественной убыли товаров при перевозках, в пределах которой товарные потери списываются за счет товарополучателя, исчисляются путем составления специального расчета по каждому товару в отдельности по следующей формуле:
Е = (М*Н)/100, где Е - сумма естественной убыли; М - масса нетто товаров, принятых к перевозке; Н - норма естественной убыли в %.
В случае выявления при выдаче товара грузополучателю недостачи массы в пределах установленных норм естественной убыли в транспортной накладной необходимо сделать об этом в установленном порядке с указанием веса недостачи. Бухгалтерия торговой организации при получении от менеджера (экспедитора, шофера) транспортной накладной обязана тщательно проверить, не превышает ли указанная недостача установленных норм естественной убыли. После этого сумма товарных потерь в пределах установленных норм естественной убыли при транспортировке (перевозке) списывается за счет товарополучателя по ценам приобретения (покупным).
Сумма естественной убыли товаров при их хранении и реализации определяется только после инвентаризации на основе специального расчета, который составляется по каждому товару в отдельности в соответствии с фактическим сроком хранения по формуле: Е=(Т+Ок)*Н/100,
где Е - сумма естественной убыли;
Т - объем отпуска (реализации) данного товара за межинвентаризационный период;
Ок - остаток товаров на конец инвентаризационного периода;
Н - норма естественной убыли в % с учетом срока хранения товаров.
Сумма потерь товаров в пределах норм естественной убыли списывается с МОЛ на расходы по покупным ценам без НДС в том месяце, в котором проводилась инвентаризация.
При этом, на основании сличительной ведомости и расчета естественной убыли товаров делается следующая запись на счетах бухгалтерского учета (таблица 4)
1. |
Сумма потерь товаров в пределах норм естественной убыли |
7110 |
1330 |
2. |
Сумма НДС по этим недостающим товарам, ранее взятая в зачет, согласно специальному расчету |
7110 |
3130 |
3. |
Если при приемки товара произошла недостача по вине поставщика |
1282 |
3310 |
4. |
Списание сверхнормативных потерь, порчи и недостачи товаров |
7210 |
1330 |
5. |
Списание материалов в связи с реализацией |
7410 |
1330 |
Установленные по результатам инвентаризации товарные потери вследствие естественной убыли образовались и накопились в течении межинвентаризационного периода, но списание их на расходы того месяца, когда была проведена инвентаризация товаров, было бы экономически неправильным, так как это вызвало бы необоснованное увеличение расходов в данном месяце и искусственное уменьшение расходов в тех месяцах, в которых не было инвентаризации. Это приведет к искажению конечного финансового результата на протяжении всего межинвентаризационного периода. Поэтому выявленные товарные потери вследствие естественной убыли должны быть списаны равномерно между всеми месяцами межинвентаризационного периода. Для этого необходимо ежемесячно начислять (создавать) резерв на списание естественной убыли товаров в размере, предусмотренном сметой расходов.
2.5 Отчетность материально ответственных лиц
Важным условием для правильной постановки и организации учета товарно-материальных запасов в местах хранения являются рациональная организация складского хозяйства, необходимая квалификация материально ответственных лиц, четкая разработка товарной номенклатуры.