Учет и анализ в бюджете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Люба новый переделаотослать ТАНЕ.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    13

 

бюджетного учета:

  • журнал операций по счету «Касса»;
  • журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • журнал операций расчетов по оплате труда;
    • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • журнал по прочим операциям;
  • главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются  главным бухгалтером. По   истечении   месяца  данные   оборотов   по   счетам   из   журналов операций записываются в Главную книгу.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета  производится в следующем порядке:

1) ошибка за отчетный  период, обнаруженная до момента  представления бухгалтерского баланса  и не требующая изменения данных  в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях   против   соответствующей   строки   за   подписью   главного

14

 

бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

  1. ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
  2. ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные  бухгалтерские записи по исправлению  ошибок, также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

По истечении каждого  отчетного месяца первичные учетные  документы, относящиеся к соответствующим  журналам операций, подбираются в хронологическом порядке и брошюруются. При незначительном количестве документов брошюровка может производиться за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке указывается: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в палке (деле).

В случае пропажи  или уничтожения первичных учетных  документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для  участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного  надзора.

Результаты     работы     комиссии     оформляются     актом,     который

15

 

функциональной классификации расходов бюджетов,

классификации  источников финансирования дефицита бюджетов (приложение к Инструкции №4);

- 18 разряд - код вида деятельности:

а) бюджетная деятельность - 1;

б) приносящая доход деятельность - 2;

в) деятельность   со   средствами,   находящимися   во   временном 
распоряжении, - 3;

    • 19-21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
    • 22-23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
    • 24-26       разряд      код       Классификации       операций      сектора государственного управления (приложение к Инструкции №5).

Разряды 18 — 23 образуют Код  счета бюджетного учета.

Органам государственной  власти, органам управления государственных  внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции.

При завершении отчетного  финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового  года не переходят.

В соответствии с законом  «О бухгалтерском учете», ответственность за

17

 

мобилизовывать внутрихозяйственные  резервы;

- обеспечивать учет  доходов и расходов по специальным  средствам, а также операций  по другим внебюджетным средствам  и т.п.

Бюджетные организации - важный субъект производственных и  финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Хотя деятельность бюджетных  организаций носит объективный  характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Для достижения эффективности такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и анализ.

Анализ на основе плановой и фактической информации предоставляет количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутренние резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации.

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может  изучаться и анализироваться  как в целом, так и в разрезе  отдельных составляющих ее процессов.

Организациям,   финансируемым   из   бюджета,   присущ   целый   ряд

19

 

характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при анализе хозяйственной  деятельности.

1. Бюджетные организации расходуют государственные средства по 
целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой 
дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором 
отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение 
средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, выступает 
смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются 
предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма 
сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и 
расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими 
организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания 
смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности 
расходов и порядке их формирования.

Выделяемое финансирование и экономное расходование средств  учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.

2. В 1999 г. претерпел принципиальные изменения порядок 
финансирования организаций за счет средств бюджетов различных уровней, 
в том числе государственных целевых бюджетных фондов. Новая система 
исполнения бюджетов предусматривает финансирование расходов 
распорядителей средств со счетов Главного государственного казначейства 
Министерства финансов и территориальных органов государственного 
казначейства. Расходы распорядителей средств производятся, как правило, 
без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков, путем 
непосредственного  перечисления  на  счета  поставщиков  товаров  (работ,

20

 

услуг) и других получателей  средств. Исключением являются расходы распорядителей средств, осуществляемые в форме наличных выплат (заработная плата, командировочные и др.), а также некоторые другие расходы, определяемые Министерством финансов.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов существенным образом изменил направления потоков денежных средств. Традиционная схема финансирования «Министерство финансов - главный распорядитель средств (министерство) - распорядитель средств (бюджетное учреждение) - конечный потребитель бюджетных средств (субъекты хозяйствования, поставляющие товары (услуги) бюджетному сектору)» была преобразована и приняла следующий вид: «Министерство финансов -территориальный орган государственного казначейства - конечный потребитель бюджетных средств».

В ходе финансирования бюджетных учреждений систематически контролируется правильность использования выделенных по смете ассигнований. Организация текущего финансирования бюджетных учреждений невозможна без рассмотрения месячных и квартальных отчетов, поскольку на их основе может быть выявлено выполнение плана по штатам и контингентам и освоение ранее перечисленных средств.

3. Финансирование  большинства бюджетных организаций  в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль, с одной стороны, за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а с другой - за эффективностью использования выделенных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений

21

 

осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько  из реальной величины затрат, сколько  из возможностей бюджета. Финансовое положение  бюджетных организаций, состояние  их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

  1. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это снижает гибкость экономического управления, уменьшает возможности оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования. В качестве примера можно привести тот факт, что даже зарабатываемые внебюджетные средства приходится распределять и тратить в соответствии с требованиями существующей бюджетной классификации.
  2. Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств. Как правило, организации не заинтересованы ни в экономии ресурсов, ни в поиске способов получения внебюджетных доходов, а лишь в наращивании бюджетного финансирования вне зависимости от реальной потребности.

1.2     Нормативное регулирование бюджетного  учета в бюджетных учреждениях

Бюджетным кодексом РФ, Положением о Министерстве финансов РФ (далее Минфин России), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №329, методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности бюджетных учреждений возложено на Минфин России, который устанавливает единый план счетов бюджетного учета и единую для всех бюджетных организаций методологию бюджетного учета и отчетности об

22

 

исполнении бюджетов.

Принятая в России четырехуровневая система нормативного регулирования организации бухгалтерского учета применительно к бюджетным учреждениям имеет следующую структуру:

    1. уровень: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ;
    2. уровень: Инструкция №148н по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г.;
    3. уровень: правовые акты Минфина России, федеральных органов исполнительной власти по вопросам учета в бюджетных учреждениях;
    4. уровень: рабочие документы, приказы руководителей бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету.

Информация о работе Учет и анализ в бюджете