Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:12, реферат
Налоговый учет имеет свои особенности:
- обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;
- имеет главную цель - определение момента возникновения и величины налогового обязательства;
- имеет специфических пользователей – службы налогового контроля;
Следовательно, учет должен быть организован так, чтобы был раскрыт порядок ее формирования.
Цель реферата: исследование понятия и принципов учета налогов, определить принципы построения регистров налогового учета.
– первичные документы по приобретенным товарам (работам, услугам), документы, подтверждающие их оприходование и оплату, а также полученные от поставщиков счета-фактуры;
– документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
– прочие первичные документы и регистры, необходимые для правильного исчисления налогов.
В учетной политике следует определить и порядок составления первичных учетных документов, в том числе налогового учета. В первую очередь это касается порядка составления счетов-фактур при наличии обособленных подразделений, тем более что действующее законодательство не регламентирует данный порядок.
Если организация реализует товары (работы, услуги) через обособленные подразделения, то счета-фактуры должны выписываться обособленным подразделением от имени организации. Поэтому в учетной политике должны быть определены порядок их нумерации, порядок регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур у обособленного подразделения, а также ведение книги покупок и книги продаж у организации.
Налогоплательщик имеет право не вести раздельного учета и не распределять
сумму НДС, уплаченную поставщику, на сумму, принимаемую к вычету, и сумму, относимую на затраты. Это можно делать в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами, подлежат вычету. Возможность использования в налоговом учете этого порядка также следует зафиксировать в учетной политике.
В основной части учетной политики следует также отразить, в каком порядке выписываются счета-фактуры, если налогоплательщик технически не может выписывать этот учетный документ при каждом факте отгрузке товаров (работ, услуг). Или: кто имеет право подписывать счета-фактуры – руководитель и главный бухгалтер или иные лица. Если счета-фактуры уполномочены подписывать другие лица, то в учетной политике должны быть указаны их должности, фамилия, имя, отчество. Может быть приведен образец подписи.
В налоговом законодательстве не определен срок представления учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.
Поэтому в учетной политике организации может быть зафиксировано, что она обязуется предоставить учетную политику для целей налогообложения в налоговые органы по требованию.
Специальная часть будет присутствовать в учетной политике тех налогоплательщиков, которые в соответствии с видами осуществляемой деятельности одновременно используют разные режимы обложения, в частности, режим уплаты единого налога на вмененный доход.
В НК РФ не определен полный перечень элементов, которые должны содержаться в учетной политике для целей налогового учета. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо дополнить НК РФ положениями, в которых бы содержались требования к учетной политике по отдельным видам налогов.
Учетная политика для целей налогообложения должна применяться с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Она должна быть единой для головной организации и для имеющихся у нее обособленных структурных подразделений. Вновь созданные организации должны утвердить учетную политику до истечения первого налогового периода. При этом считается, что организация применяет учетную политику со дня своего создания.
В заключение следует отметить, что учетная политика для целей налогообложения является не только методом налогового учета, но и действенным средством предотвращения и предупреждения налоговых споров, поэтому она позволяет избежать рисковых ситуаций, которые могут повлечь доначисление налогов, начисление пеней и штрафов после проведения контрольных мероприятий.
4. Понятие и принципы
построения регистров
Понятие «регистры налогового учета» возникло одновременно с введением понятия «налоговый учет». Их первое официальное определение было приведено в главе 25 НК РФ.
Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Аналитические регистры налогового
учета предназначены для
Таким образом, аналитические регистры налогового учета являются специальными документами, которые применяются исключительно в целях налогообложения. Общий порядок их создания рассмотрен в ст. 314 Налогового кодекса РФ. При разработке аналитических регистров налогового учета можно использовать уже имеющиеся аналитические регистры бухгалтерского учета, дополняя их соответствующими реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета.
Обращаем ваше внимание,
что данные документы используются
не только в целях исчисления налоговой
базы по налогу на прибыль. Поскольку
правила исчисления других налогов
(НДС, единого налога, уплачиваемого
при применении упрощенной системы
налогообложения, и т.п.) часто предполагают
применение особых положений, не предусмотренных
(полностью или частично) действующими
стандартами бухгалтерского учета
доходов, расходов и хозяйственных
операций, то необходимо аккумулировать
и систематизировать
специальных документах.
Так, например, по НДС регистрами налогового учета, по сути, являются книги продаж и покупок. Однако в отличие от налога на прибыль их формы являются утвержденными в нормативном порядке. Так, их формы установлены Постановлением Правительства РФ №914 от 02.12.2000 (в редакции от 11.05.2006).
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
• наименование регистра;
• период (дату) составления;
• измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
• наименование хозяйственных операций;
• подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Порядок налогообложения
прибыли организаций
Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
Выделим некоторые правила установления и ведения регистров налогового учета, которые, по нашему мнению, можно распространить на прочие налоги, помимо налога на прибыль организаций:
1. Регистры налогового
учета ведутся в виде
2. Формы регистров налогового
учета и порядок отражения
в них аналитических данных
налогового учета, данных
3. Правильность отражения
хозяйственных операций в
4. При хранении регистров
налогового учета должна
5. Исправление ошибки
в регистре налогового учета
должно быть обосновано и
Помимо регистров налогового
учета, в части налога на прибыль
предусмотрено также
Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с установленными нормами, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Обращаем ваше внимание, что расчет налоговой базы – это самостоятельный документ налогового учета. Он не является налоговой декларацией, однако является очень полезным документом для ее правильного заполнения.
Фактически расчет налоговой базы – это документ, результирующий все показатели налогового учета.
Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 315 Налогового кодекса РФ должен содержать следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от
реализации, полученных в отчетном
(налоговом) периоде, в том
1) выручка от реализации
товаров (работ, услуг)
2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) выручка от реализации покупных товаров;
5) выручка от реализации основных средств;
6) выручка от реализации
товаров (работ, услуг)
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих
сумму доходов от реализации, в том числе:
1) расходы на производство
и реализацию товаров (работ,
услуг) собственного
При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции, отгруженной, но нереализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со ст. 319 Налогового кодекса РФ;
2) расходы, понесенные
при реализации ценных бумаг,
не обращающихся на
3) расходы, понесенные
при реализации ценных бумаг,
обращающихся на
4) расходы, понесенные
при реализации покупных
5) расходы, связанные с реализацией основных средств;
6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации
товаров (работ, услуг)
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке,