Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 12:22, курсовая работа
Неотъемлемым условием осуществления хозяйственной деятельности является обеспечение предприятия, наряду с материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми основными средствами.
Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств, являются. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [30] (в ред. от 27 ноября 2006 г.) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [63] (в ред. от 27 ноября 2006г.).
Введение
Глава 1. Учет объектов основных средств
2. 1.1. Понятие, классификация, цели и оценка основных средств
3. 1.2. Первичная документация, документальное оформление поступления основных средств
4. 1.3. Синтетический и аналитический учет основных средств
5. 1.4. Амортизация основных средств
6. 1.5. Инвентаризация и переоценка основных средств
7. 1.6. Учет выбытия основных средств
Глава 2. Учет объектов основных средств находящихся в собственности организации
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются; кроме того, объекты жилищного фонда, объекты внешнего благоустройства, а также продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплутационного возраста, объекты основных средств некоммерческих организаций. По этим объектам износ начисляется в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений и показывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Амортизация начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем его принятия к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации прекращается только в случаях его перевода приказом руководителя на консервацию на срок более трех месяцев или на период его восстановления, который превышает 12 месяцев.
Для начисления амортизации предприятия могут применять:
Синтетический учет амортизации ведется на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств». Аналитический учет ведется по видам основных средств, отдельным инвентарным объектам и местам эксплуатации.
Начисление амортизационных отчислений отражается по дебету различных счетов (в зависимости от того, где находятся те или иные объекты основных средств) и отражается следующей записью: Д 20,23,25,26,29 К 02. По основным средствам, сданным в аренду амортизацию начисляет, как правило, арендодатель и отражает бухгалтерской записью: Д 91 К 02. При выбытии основных средств сумму амортизации по ним списывают: Д 02 К 01.
Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 №49).
Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет.
Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ.
Ее цель – показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации.
Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной) стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки.
В любом случае современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях:
имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности.
В соответствии с пунктом 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Иными словами предусмотрено два способа переоценки:
Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств. Результаты переоценки отражаются на счете 83 «Добавочный капитал».
В бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств отражаются следующим образом:
Дт01-Кт83
Дт83-Кт02 |
Увеличена стоимость объекта в результате переоценки
Доначислена сумма амортизации объекта в результате переоценки |
В ходе переоценки можно увеличить стоимость тех объектов основных средств, которые ранее были уценены. Тогда сумма дооценки, равная сумме предыдущей уценки, учитывается в составе внереализационных доходов. Превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала. Данные операции отражаются проводками:
Дт01-Кт91/1
Дт01-Кт 83
Дт91/2-Кт02
Дт83-Кт02 |
Отражена дооценка объекта в пределах предыдущей уценки
Отражена дооценка объекта сверх предыдущей уценки
Увеличена амортизация объекта в пределах предыдущей уценки
Увеличена амортизация объекта сверх предыдущей уценки |
1.6. Учет выбытия основных средств
Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих субъектов по следующим причинам:
Перемещение объектов основных средств
между структурными подразделениями внутри
организации выбытием не считается.
Для решения вопросов оформления необходимой
документации на их списание решением
руководителя организации создается постоянно
действующая комиссия. В состав комиссии
обязательно входят лица, ответственные
за сохранность объектов основных средств,
и главный бухгалтер организации. Принятое
комиссией решение о списании объекта
основных средств оформляется актами
на списание основных средств. Актом по
форме № ОС-4 оформляется списание одного
объекта основных средств, а актом по форме
№ ОС-46 — одновременное списание нескольких
объектов. Акты на списание оформляются
в двух экземплярах, подписываются членами
комиссии и утверждаются руководителем
организации. Оформленные акты на списание
основных средств передаются в бухгалтерию
организации, которая отмечает снятие
с учета объектов в инвентарных карточках
(или инвентарной книге). Инвентарные карточки
по выбывшим основным средствам продолжают
храниться в течение срока, установленного
руководителем организации, но не менее
пяти лет.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств, к дальнейшему использованию на исследуемом предприятии создана комиссия, в состав которых входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер. В компетенцию комиссии входит: осмотр объекта, подлежащего списанию; установление причин его списания; выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта; оценка возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса.
Комиссией
составляется акт на списание основных
средств (форма №ОС-4) или акт на
списание автотранспортных средств (форма
№ОС-4а) с приложением актов об
авариях, причинах, вызвавших аварию,
если они имели место. Эти акты
утверждаются руководителем организации
и передаются в бухгалтерию. На основании
оформленных актов делаются соответствующие
записи в инвентарных карточках,
которые хранятся в течение срока,
определяемого руководителем
Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица в обмен на другой товар по договору мены, то такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.