Учет объектов основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемым условием осуществления хозяйственной деятельности является обеспечение предприятия, наряду с материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми основными средствами.
Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств, являются. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [30] (в ред. от 27 ноября 2006 г.) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [63] (в ред. от 27 ноября 2006г.).

Содержание

Введение
Глава 1. Учет объектов основных средств
2. 1.1. Понятие, классификация, цели и оценка основных средств
3. 1.2. Первичная документация, документальное оформление поступления основных средств
4. 1.3. Синтетический и аналитический учет основных средств
5. 1.4. Амортизация основных средств
6. 1.5. Инвентаризация и переоценка основных средств
7. 1.6. Учет выбытия основных средств
Глава 2. Учет объектов основных средств находящихся в собственности организации

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_FOP - копия.docx

— 157.73 Кб (Скачать файл)

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются; кроме того, объекты жилищного фонда, объекты внешнего благоустройства, а также продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплутационного возраста, объекты основных средств некоммерческих организаций. По этим объектам износ начисляется в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений и показывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Амортизация начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем его принятия к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации прекращается только в случаях его перевода приказом руководителя на консервацию на срок более трех месяцев или на период его восстановления, который превышает 12 месяцев.

Для начисления амортизации  предприятия могут применять:

  • линейный метод (годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования);
  • метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (годовую сумму амортизации определяют исходя из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе указывается число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта);
  • метод уменьшаемого остатка (годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • метод списания стоимости пропорционально объёму продукции (амортизационные отчисления начисляются с учетом показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств).

Синтетический учет амортизации ведется на пассивном  счете 02 «Амортизация основных средств». Аналитический учет ведется по видам основных средств, отдельным инвентарным объектам и местам эксплуатации.

Начисление амортизационных отчислений отражается по дебету различных счетов (в зависимости от того, где находятся те или иные объекты основных средств) и отражается следующей записью: Д 20,23,25,26,29 К 02. По основным средствам, сданным в аренду амортизацию начисляет, как правило, арендодатель и отражает бухгалтерской записью: Д 91 К 02. При выбытии основных средств сумму амортизации по ним списывают: Д 02 К 01.

       1.5. Инвентаризация и переоценка основных средств

       

         Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 №49).

         Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

         Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

  • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
  • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

         Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет.

         Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

         Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ.

         Ее цель – показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации.

          Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной) стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки.

          В любом случае современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях:

  • приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию;
  • указана в информации, исходящей из органов государственного управления;
  • опубликована в средствах массовой информации;
  • определена в установленном порядке экспертами, т.е. лицами,

имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности.

         В соответствии с пунктом 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

   Иными словами предусмотрено два способа переоценки:

  1. с применением индекса-дефлятора;
  2. путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (такой пересчет может производиться самостоятельно или с привлечением оценщиков).

        Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств. Результаты переоценки отражаются на счете 83 «Добавочный капитал».

         В бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств отражаются следующим образом:

Дт01-Кт83

 

Дт83-Кт02

Увеличена стоимость объекта в  результате   переоценки

 

Доначислена сумма амортизации  объекта в результате переоценки


 

        В ходе переоценки можно увеличить стоимость тех объектов основных средств, которые ранее были уценены. Тогда сумма дооценки, равная сумме предыдущей уценки, учитывается в составе внереализационных доходов. Превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала. Данные операции отражаются проводками:

Дт01-Кт91/1

 

 

Дт01-Кт 83

 

Дт91/2-Кт02

 

 

Дт83-Кт02

Отражена дооценка объекта в пределах предыдущей уценки

 

Отражена дооценка объекта сверх предыдущей уценки

 

Увеличена амортизация объекта  в пределах предыдущей уценки

 

Увеличена амортизация объекта  сверх предыдущей уценки


 

          1.6.  Учет выбытия основных средств

 

Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих субъектов по следующим причинам:

  • продажа (реализация) объекта;
  • списание в случае морального и физического износа;
  • ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
  • передача по договорам мены, дарения;
  • по другим причинам.

         Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается. 
Для решения вопросов оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 — одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.

Для определения  целесообразности и непригодности  объектов основных средств, к дальнейшему использованию на исследуемом предприятии создана комиссия, в состав которых входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер. В компетенцию комиссии входит: осмотр объекта, подлежащего списанию; установление причин его списания; выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта; оценка возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса.

Комиссией составляется акт на списание основных средств (форма №ОС-4) или акт на списание автотранспортных средств (форма  №ОС-4а) с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место. Эти акты утверждаются руководителем организации  и передаются в бухгалтерию. На основании  оформленных актов делаются соответствующие  записи в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

Если  объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность  другого юридического лица в обмен  на другой товар по договору мены, то такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением  договора дарения и письменного  сообщения (авизо) принимающей организации  о принятии к бухгалтерскому учету  этого объекта.


Информация о работе Учет объектов основных средств