Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачами при написании курсовой работы является:
1. Рассмотреть классификацию и оценку основных средств.
2. Изучить организацию аналитического учета основных средств.
3. Изучить порядок учета поступления основных средств.
4. Рассмотреть учет ремонтов основных средств.
5. Изучить учет амортизации основных средств.
6. Рассмотреть учет выбытия основных средств

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность основных средств ……………………………………….…..5
1.1 Понятие основных средств их классификация и оценка
основных средств ………………………………………………..……………………………….5
1.2 Организация аналитического учета основных средств ……..…………… ….…... .10
2. Учет движения основных средств……………………….. ……………………………….15
2.1 Учет поступления основных средств ………………………………………………….15
2.2 Учет ремонтов основных средств …………………………………….…………………19
2.3 Учет амортизации основных средств ………………………..………………………...21
2.4 Учет выбытия основных средств…………………………………………………………30
3. Учётная политика и практика учёта основных средств на исследуемом
предприятии………………………………………………………………………………………35
3.1 Применяемая форма бухгалтерского учёта, первичные документы, регистры
и технические средства учёта основных средств………………………………………….35
3.2 Ведение Главной книги и содержание основных бухгалтерских операций
учёта основных средств………………………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………………………...41
Список литературы …………………..…………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

            субсчет «Расчеты по возмещению  материального

            ущерба» В-5

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ж/о 10

В соответствии с Инструкцией о порядке  определения размера причиненного  государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных  юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов и Министерства от 24 марта 2003 года № 39/69, недостача подлежит возмещению на день  вынесения решения о ее возмещении с увеличением указанной суммы на коэффициент инфляции последнего индекса потребительских цен, установленного Министерством статистики  и анализа. Отнесенная на виновное лицо сумма разницы между балансовой и рыночной  стоимостью недостающего объекта отражается  записью:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет

           «Разница  между суммой, подлежащей взысканию 

           с  виновных лиц, и балансовой стоимостью  недостающего 

           объекта»

При погашении суммы недостачи виновным лицом составляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» В-8

50 «Касса» В-4

К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»  ж/о 8

По мере погашения задолженности виновным лицом разница между балансовой и рыночной стоимостью недостачи отражается в учете следующей записью:

Д-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет

            «Разница между суммой, подлежащей  взысканию

            с виновных лиц, и балансовой  стоимостью 

           недостающего  объекта»

К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы» ж/о 15

Сумма разницы в ценах также облагается налогом в соответствии с законодательством.

Если виновные лица не установлены и отсутствует вина организации, то на сумму недостачи или порчи составляется запись:

Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» В-6

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ж/о 10

Если во взыскании с виновных лиц недостачи решением суда отказано по причине вины организации, то в учете составляется запись:

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль» В-4

82 «Резервный фонд»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ж/о 10

Перечисление в бюджет налогов отражается записью:

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» В-5

К-т 51 «Расчетный счет» ж/о 2

3. Учётная политика и практика учёта основных средств на исследуемом предприятии

3.1 Применяемая форма бухгалтерского  учёта, первичные документы, регистры  и технические средства учёта  основных средств

В целях эффективного управления предприятием, повышения финансовой устойчивости на основе совершенствования действующей системы бухгалтерского учёта и во исполнение статьи 6  Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности», введённого в действие с 1 января 1995г. постановлениями Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1994г. № 3322-XII с изменениями и  дополнениями и на основании Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации», утверждённого Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002г. № 62, а также с учётом норм типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённого постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003г. № 89 на предприятии ОАО «Сморгоньлён» издан приказ от 4 января 2006г. № 4 «Об учётной политике предприятия».

Для того, чтобы правильно организовать бухгалтерский учёт на предприятии, нужно выбрать наиболее оптимальную  форму его ведения. В настоящее время  разработаны и рекомендованы к использованию в организациях следующие  формы учёта: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная и автоматизированная формы учёта.      

Постоянно расширяющаяся хозяйственная деятельность приводит к усложнению всего финансово-хозяйственного механизма предприятий и информационной системы, отражающей этот механизм. Оперативно и точно обработать большой  объём информации с помощью ручных форм ведения  бухгалтерского учёта становится всё сложнее. Всё большее количество предприятий отдают предпочтение  автоматизированным формам учёта.

На исследуемом предприятии ОАО «Сморгоньлён» при ведении бухгалтерского учёта используется  автоматизированная форма учёта.

Информация вводится в компьютер из первичных документов и с помощью специальных программ обрабатывается. При запросе эти данные могут быть представлены в виде электронных таблиц на мониторе или распечатаны в форме отдельных документов, регистров по тому или иному счёту, отчётности за определённый период. Автоматизированная форма учёта способствует  быстроте и точности обработки информации.

Документирование является важнейшим элементом метода бухгалтерского учёта.  В учёте документируются все совершаемые хозяйственные операции в момент их возникновения. К оформлению документов предъявляются определённые требования: своевременность составления, достоверность хозяйственной операции, наличие обязательных реквизитов.

На предприятии ОАО «Сморгоньлён» право подписи первичных документов должностными лицами оформлено приказом руководителя. Списки должностных лиц с образцами их подписей переданы в бухгалтерию и материально ответственным лицам, которые производят выдачу материальных ценностей по документам.

На исследуемом предприятии применяются типовые первичные документы, которые разработаны  Министерством финансов Республики Беларусь. Для учёта основных средств на предприятии применяются документы формы:

 акт приёмки-передачи основных  средств (ОС-1);

 акт приёмки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных  объектов основных средств (ОС-3);

 акт о ликвидации основных  средств (ОС-4);

акт о ликвидации транспортных средств (ОС-4а)

инвентарная карточка учёта основных средств (ОС-6)

карточка учёта движения основных средств (ОС-12) и другие.

Данные о наличии и движении объектов бухгалтерского учёта под влиянием совершаемых хозяйственных операций отражаются в учётных регистрах. На предприятии ОАО «Сморгоньлён» применяются типовые учётные регистры разработанные Министерством финансов республики. Это Главная книга, регистрационный журнал хозяйственных операций, группировочные и накопительные ведомости, для расчёта  амортизационных отчислений по основным средствам – карточки расчёта амортизационных отчислений и т.д.

В соответствии с учётной политикой, принятой на предприятии ОАО «Сморгоньлён» основные средства отражаются на счёте 01 «Основные средства» к ним относится имущество стоимостью свыше 30 базовых величин.

Начисление амортизации по основным средствам производится согласно «Положения о порядке начисления амортизации основных  средств и нематериальных активов», утверждённого постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и анализа, Минархитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001г. № 187/110/96/18 в последней редакции от 30 марта 2004г. № 87/55/33/5.

Начисление амортизации основных средств производится линейным  способом и отражается на счёте 02 «Амортизация основных средств». Классификация основных средств производится на основании  общегосударственного классификатора «Основные средства и нематериальные активы», который введён в действие с 1 января 2003г.  

Классификация основных средств имеющихся в наличии на предприятии ОАО «Сморгоньлён».

1. Здания:

главный производственный корпус

административно-бытовой корпус

весовая

гараж

лаборатория

шоха

склад материалов

2. Передаточные устройства

кабельная линия

наружные сети водопровода

водопровод чугунный

тепловые сети стальные

3. Машины и оборудование

погрузчик ПЗА-1.0

водонагреватель электрический

семяочистительная машина

сварочный п/автомат  

карусельная сушилка

вальцы L-1100

4. Транспортные средства

автомашина ЗИЛ-130

автобус КАВЗ-3270

автомашина ГАЗ-52

автобус ЛАЗ

5. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности

электроножницы

шкаф с нишей

мягкий уголок

швейная машина и т.д.

В 2005 году предприятием ОАО «Сморгоньлён» приобретено основных средств на 466,6 млн. руб., списано основных средств на 37,6 млн. руб., сумма амортизации по основным средствам за 2005 год составила 326,5 млн. руб.

 

3.2 Ведение Главной книги и  содержание основных  бухгалтерских  операций учета основных средств.

 

Руководство бухгалтерским учётом предприятия возлагается на главного бухгалтера. Бухгалтерский учёт на предприятии осуществляется централизованной бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением.

На предприятии ОАО «Сморгоньлён» Главная книга ведётся автоматизировано. В Главной книге отражается дебетовое и кредитовое сальдо на начало, обороты по дебету и кредиту, а также дебетовое и кредитовое сальдо на конец отчётного периода по каждому счёту. (Приложение 14). В Главной книге отражаются все хозяйственные операции.

Основные бухгалтерские операции учёта основных средств на предприятии ОАО «Сморгоньлён».

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Приложение

Д-т

К-т

Списана первонач.ст-сть компьютера

91/1

01

2300000

№ 6

Списан начисленный износ

02

91/1

2300000

Приобретён компьютер

08/3

60

900000

№ 7

НДС 18%

18/3

60

162000

Акт выполненных работ по наладке

08/3

60

50000

НДС 18%

18/3

60

9000

Перечислено с расчётного счёта за компьютер заводу счётной техники

60

51

1121000

Принят НДС к зачёту

68/21

18/3

171000

Приобретён стол канцелярский

08/3

60

410000

№ 8

НДС 18%

18/3

60

53300

Приобретён диван

08/3

60

512000

НДС 18%

18/3

60

92160

Перечислено с расчётного счёта поставщику за приобретённые товары

60

51

922000

Принят к зачёту НДС

68/21

18/3

145460

Отпущены со склада         

     

№ 9

          комплектующие  изделия

23/3

10/2

300000

          запчасти

23/3

10/5

250000

Начислена амортизация оборудования, используемого при ремонте станка

23/3

02

20000

начислена з/п рабочим за демонтаж основных средств

23

70

163130

Отчисления в фонд соцзащиты 35%

23

69

57090

Начислен чрезвычайный налог 4%

23

68

6520

Взнос по обязательному страхованию 2%

23

76

3260

Списание затрат на ремонт станка

96

23/3

800000

Списана первоначальная стоимость основных средств

91/2

01

1500000

№ 10

Начислена амортизация

02

91/1

1400000

Начислена з/п за демонтаж основных средств

91/2

70

35460

Отчисления в фонд соцзащиты 35%

91/2

69

12410

Начислен чрезвычайный налог 4%

91/2

68

1420

Взнос по обязат. страхованию 2%

91/2

76

710

Оприходован металлолом от списания станка

10

91

10000

Финансовый результат (убыток)

99

91

60000

Списана первоначальная стоимость  автомобиля

91/2

01

50000000

№ 11

Начислена амортизация

02

91/1

50000000

Приняты к бухгалтерскому учёту детали

     

№ 11

          двигатель

10/5

91/1

2000000

          коробка  передач

10/5

91/1

300000

Начислена з/п рабочим за демонтаж

91/2

70

49650

Отчисления в фонд соц. защиты 35%

91/2

69

17380

Начислен чрезвычайный налог 4%

91/2

68

1980

Взнос по обязат. страхованию 2%

91/2

76

990

Поступило от списания

     

          двигатель

10/6

91/1

200000

          металлолом

10/6

91/1

20000

Финансовый результат (прибыль)

91/9

99

150000


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

          Бухгалтерский учёт основных  средств должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах поступления основных средств. Несвоевременная постановка основных средств на бухгалтерский учёт влияет на финансовый результат предприятия.

          Отсюда вытекает актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.

             На исследуемом предприятии учет  основных средств ведется на  счете 01 «Основные средства». Поступление  основных средств отражается  через счет 08 «Вложения во внеоборотные  активы».

              В соответствии с действующим  положением основные средства  в учете оцениваются по первоначальной, восстановительной (рыночной) и остаточной  стоимостью. В бухгалтерском учете  основные средства оцениваются  по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение, возведение (сооружение) и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке, из процентов за кредит, уплат госпошлины и других расходов. В балансе организации они показываются по остаточной стоимости, включаемой в его валюту. Под восстановительной стоимостью понимают стоимость производства основных средств в данных конкретных условиях производства, то есть на определенную дату.

              Переоценка основных средств  производится по постановлениям правительства в необходимых случаях.        

 Изменение первоначальной стоимости  при переоценке (дооценке, уценке) соответствующих  объектов основных средств отражается  по дебету счета 01 «Основные средства»  и кредиту счета 83  «Добавочный  фонд» или сторнировочной записью в той же корреспонденции счетов.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техперевооружении или проведении других работ, оформленных в качестве капиталовложений, отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы».

К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» и счету 01 «Основные средства» могут быть открыты субсчета.

Выбытие основных средств связано либо с их безвозмездной передачей другим организациям, либо продажей, либо ликвидацией вследствие физического или морального износа, аварий, стихийных бедствий или недостачи и др.

Для определения непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности реализации или неэффективности их восстановления, а также для оформления соответствующей документации по ликвидации на предприятии создана постоянно действующая комиссия. К ликвидации объекта основных средств приступают только после утверждения акта руководителем предприятия.

На исследуемом предприятии основные средства в основном за последнее время были приобретены по лизингу. Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций устанавливает единый порядок  отнесения в бухгалтерском учете лизинговых операций для коммерческих и некоммерческих организаций (исключая банки, иные  небанковские кредитно-финансовые организации; организации, финансируемые из бюджета) и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет объекта лизинга  и начисленной  по нему амортизации осуществляет лизингодатель либо ОАО «Сморгоньлен» в зависимости от того, на балансе  у какой из сторон договора числится объект  лизинга.

Начисление амортизации по объекту лизинга  лизингодатель либо лизингополучатель осуществляет в порядке установленном законодательством, договором лизинга.

Стоимость объекта лизинга в период действия договора не подлежит переоценке.

С 1 января 2005 года для учета основных средств введены новые типовые унифицированные формы, утвержденные постановлением Министерства  финансов от 8 декабря 2003 года № 168.

В результате проделанной работы можно сделать соответствующий вывод: основные средства – это имущество, без которого не возможна деятельность предприятия.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Принят 25.06.2001г., № 42-3 с изменениями и дополнениями.
  2. Закон Республики Беларусь от 22.07.202 № 133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Принят 22.07.2002г., № 133-3.
  3. Указ Президента РБ от 25.03.2002 № 118 «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом».
  4. Постановление Совета Министров РБ от 27.02.2003 № 275 «О списании в 2003-2004гг. неиспользуемых основных средств и вовлечение их в хозяйственный оборот».
  5. Постановление Совета Министров РБ от 22.05.2003 № 683 «Положение о порядке консервации основных производственных фондов».
  6. Постановление Минфина РБ от 8.12.2003г. № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов» и «Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов».
  7. «Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств» Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 20.12.2001 № 118 в редакции постановления МФ РБ от 26.12.2003г. № 183.
  8. «Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств» Утверждено постановлением Министерства финансов РБ от 20.12.2001 № 127 в редакции постановления Минфина РБ от 9.07.2004г. № 110.
  9. «Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства строительства Республики Беларусь  от 30.03.2004г. № 87/55/33/5.
  10. «Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» утвержденной постановлением ГНК РБ от 29.06.2001 № 94 (в ред. постановления МНС РБ от 31.01.2003г. №6).
  11. Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций утверждена постановлением Минфина РБ от 30.04.2004г. № 75 в редакции постановления МФ РБ от 23.07.2004г. № 114.
  12. «Инструкция о порядке заполнения бланков  типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и  нематериальных активов» утверждено постановлением Минфина РБ от 8.12.2003г. № 168.
  13. Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам от 31.01.2004г. № 16.
  14. Инструкция о порядке определения размера  причиненного государственному имуществу вреда в связи с уплатой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц. Утверждена Министерством финансов от 24.03.2003г. № 39/69.
  15. «Типовой план счетов бухгалтерского учета» утвержден постановлением Минфина РБ от 30.05.2003г. № 89.
  16. Бухгалтерский учет: учебник под общей редакцией профессора  Н.И. Ладутько – 4-е издание. Переработанное и дополненное – Мн.: « ФУ Аинформ»:, 2004.
  17. И.К. Татур «Учет поступления и выбытия основных средств». Журнал «Вестник» № 33 2004г. стр. 56-64.

Информация о работе Учет основных средств