Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по организации учета основных средств, овладение методикой аналитической работы, развитие умений выполнять основные экономические расчёты в области основных средств, анализировать их и делать выводы и предложения.
Основными задачами является изучение следующих вопросов:
- Состав и классификация основных средств;

Вложенные файлы: 1 файл

3.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)


          Введение

На сегодняшний день учет основных средств наиболее важный вопрос, который должен решаться с  использованием современных достижений науки и вычислительной техники. Период всеобщего подъема производства и управления в Российской Федерации  благоприятно сказывается как на производителях, так и на потребителях производимых товаров. Производители в силу увеличившегося торгового оборота и повышения доли “свободных” денег стремятся обновить устаревшие (во многом морально) основные фонды предприятия, на более современные и более производительные. Потребители в свою очередь, получают товар, у которого себестоимость ниже, качество лучше, а в отдельных случаях производительность выше. Соответственно идет рост производимого Внутреннего Валового Продукта в Российской Федерации, а это значит поступления в бюджет страны дополнительных денежных средств. Учет состояния и движения основных средств на предприятии, это, прежде всего огромный труд, который ложится на плечи целого подразделения, в котором большой документооборот. Современная вычислительная техника, в частности персональный компьютер помогает во многом облегчить труд работника и сделать его наиболее продуктивным, а значит быстрым и с наименьшими затратами. Данная задача на предприятии решается с проведением работ по решению задач с применением экономических, математических методов, средств вычислительной техники и разработки соответствующей документации. В качестве входной информации используются документы предусмотренные данным типом задачи на предприятии.

Курсовая работа написана по теме: «Учет наличия и движения основных средств». Выбранная тема актуальна в современных условиях. Это обусловливается необходимостью дальнейшего развития методологии, методики и организации бухгалтерского учета.

Целью написания работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по организации учета основных средств, овладение методикой аналитической работы, развитие умений выполнять основные экономические расчёты в области основных средств, анализировать их и делать выводы и предложения.

Основными задачами является изучение следующих вопросов:

- Состав и классификация основных  средств;

- Задачи бухгалтерского учета  основных средств;

- Оценка основных средств;

- Документальное оформление движения  основных средств;

- Учет наличия и движения  основных средств;

- Амортизация основных средств;

- Учет ремонта основных средств;

- Инвентаризация основных средств.

При написании работы использовались различные учебные пособия, периодические  издания, федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» и другие нормативные акты.

 

 

 

Параграф 1. Задачи бухгалтерского учета основных средств

 

Представляя собой важнейшую  и значительную часть национального  богатства страны, основной капитал  характеризует материальную базу и  технический уровень производства. В финансовой отчётности основной капитал представляет собой основные средства. Стоимость, авансированная в основных фондах в процессе их полезного использования, совершает непрерывный кругооборот. Основные фонды функционируют долгий период времени и по частям переносят свою стоимость на стоимость изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг при сохранении своей вещественной формы.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

  1. Правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств, контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации.
  2. Своевременное и точное исчисление износа основных средств.
  3. Определение затрат по ремонту и контроль за рациональным использованием средств, выделенных для этих целей.
  4. Выявление неиспользуемых, лишних объектов основных средств, контроль за эффективным использованием резервов, повышение эффективности работы машин, оборудования и других объектов.
  5. Оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о состоянии основных средств путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе современных средств вычислительной техники.

Эти задачи решают с помощью  надлежащей документации и обеспечении  правильной организации учета наличия  и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

 

Параграф 2. Оценка основных средств

 

Основные средства могут быть оценены  по первоначальной, остаточной и восстановительной  стоимости.

Первоначальная стоимость - стоимость объектов основных средств, по которой они принимаются к учету.

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации  на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением  возмещаемых налогов, а также  затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная  учредителями.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость.

В бухгалтерском учете изменение  первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях  достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств. Кроме того, изменение стоимости происходит еще и при переоценке основных средств.

Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе..

Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки.

Основные средства стоимостью в  пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Операции с такими объектами оформляются первичными документами для учета МПЗ: форма М-4 «Приходный ордер» и М-17 «Карточка учета материалов».

Для целей налогообложения  объекты стоимостью до 10 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы.

В случае, если лимит списания для целей бухучета превышает  лимит для целей налогового учета возникает отложенный налоговый актив.

Порядок единовременного списания основных средств стоимостью до 20 000 руб. отражен ниже (Таблица 1.1.1).

 

Таблица 1. - Порядок единовременного списания основных средств до 20 000 рублей

Содержание  операции

Дебет

Кредит

1

Приобретено основное средство стоимостью до 20 000 рублей

10

60

2

Списана стоимость объекта  основных средств при отпуске  в производство

20,26,44

10

2

Отражен отложенный налоговый актив (ОНА)

09

68


 

 

 

 

Параграф 3. Документальное оформление движения основных средств

 

Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться  оправдательными документами.

Первичные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Формы первичной документации для учета основных средств, краткие  указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.97г. № 71-А

К формам первичной документации относятся:

  1. Акт приемки – передачи основных средств (№ ОС-1)
  2. Акт приемки-сдачи отремонтированных объектов (№ ОС-3)
  3. Акт на списание основных средств (№ ОС-4)
  4. Акт на списание автотранспортных средств (№ ОС-4А)
  5. Инвентарная карточка учета основных средств (№ ОС-6)
  6. Акт о приемке оборудования (№ ОС-14)
  7. Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (№ ОС-15)
  8. Акт о выявленных дефектах оборудования (№ОС-16)

Документы, форма которых  не предусмотрена в указанном перечне, должна содержать следующие реквизиты: наименование документа; дата составления документа; наименование организации от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность её оформления; личные подписи указанных лиц.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект, который представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный обособленный объект, предназначенный для выполнения самостоятельных функций, или же обособленный комплекс предметов, составляющих единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Каждому объекту основных средств, не зависимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации должен присваиваться инвентарный номер, который сохраняется за объектом на весь период его нахождения в организации.

Основные средства поступают  в организацию различными способами, в результате:

  • Приобретение за плату у других организаций;
  • Строительства хозяйственным или подрядным способом;
  • Получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
  • Внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
  • Взятия в аренду с последующим выкупом;
  • Поступления по акту дарения;
  • Передачи в совместную деятельность;
  • Передачи в обмен на другое имущество;
  • Другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств (№ ОС – 1). Акт применяется: для учета ввода объектов в эксплуатацию; для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое; для оформления передачи основных средств со склада в эксплуатацию; для исключения из состава основных средств при передаче другой организации. После оформления акт приемки-передачи передается в бухгалтерию. К акту прикладывают техническую документацию (паспорт, чертежи и т.д.). На основании этих документов производят записи в инвентарную карточку. После этого техническая документация передается в технический отдел. Заполнение инвентарной карточки производится на основе: акта приемки-передачи основных средств; технических паспортов; других документов на приобретение, сооружение, перемещения и списания основных средств. В инвентарной карточке приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные особенности объекта и др.

Объекты основных средств  выбывают из организации в результате:

  1. Реализации основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций.
  2. Передачи по договору мены, дарения.
  3. Списания объектов основных средств ранее сданных в аренду с правом выкупа в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендаторам.
  4. Списания в случае морального или физического износа.
  5. Ликвидации при аварийных, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Выбытие основных средств  в результате передачи сторонним  организациям оформляется актом  формы № ОС – 1. Безвозмездная  передача объекта по договору дарения  и передача в собственность другого  юридического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены также оформляется актом № ОС – 1.

Списание этих основных средств производится на основании  акта с приложением договора дарения  или договора мены. На основании  акта бухгалтерская служба производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.

Ликвидацию основных средств производят на основании  распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя создана постоянно  действующая комиссия, в состав которой  входят соответствующие должностные лица, в том числе бухгалтер и лица на которые возложена ответственность за сохранность основных средств. Комиссия определяет целесообразность дальнейшего использования объектов основных средств, невозможность или неэффективность их восстановления, непригодность к дальнейшему использованию, а также оформляет документацию на списание указанных объектов. Комиссия должна осмотреть объект, подлежащий списанию; установить причины списания объекта; выявить лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов из эксплуатации; определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта; контролировать изъятие их списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определять их вес и сдавать на соответствующие склады. Также комиссия должна составить акт на списание основных средств (форма № ОС–4), акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4А) с приложением актов об авариях, причинах вызвавших аварию, если они имели место. В акте указываются данные, характеризующие объект: дата принятия объекта к учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость; сумма начисленной амортизации; проведенные ремонты; причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления; состояние основных частей, деталей, узлов; заключение комиссии; поступило от списания. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад. При оформлении списания автотранспортных средств один экземпляр акта с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий и монтажа оборудования и т.п. отражается в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Информация о работе Учет основных средств