Учет расчета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации.
Целью курсовой работы является раскрыть расчеты и учет с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………..……………….………3
1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками………………………………………………………………..………5
1.1 Основные понятия и задачи учета……………………..…………………5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками…...7
1.3 Учет расчета с поставщиками и подрядчиками…………………………8
1.4 Учет расчета с покупателями и заказчиками…………………………...14
2. Практическая часть………………………………………………..………….19

Вложенные файлы: 1 файл

теория готовая.docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

     Сумму НДС поставщики и подрядчики включают в счета на оплату и в бухгалтерском  учете покупателя, и производится запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 (Дт 19 Кт 60). В соответствии с законодательством НДС подлежит вычету. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учета затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 60.

     При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные  документы поставщиков, по кредиту  счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных  договором. Если цена не указана и  не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения  величины кредиторской задолженности  принимается цена, по которой в  сравнимых обстоятельствах организация  обычно определяет цену в отношении  аналогичных ценностей.

     Учет  выданных авансов осуществляется обособленно  в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля их состояния. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного счета  или других счетов в банках. Эти  операции оформляются бухгалтерской  записью: Дт 60 Кт 50, 51, 52, 55.

     Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам  учитываются по дебету этого счета  до тех пор, пока не будут полностью  выполнены и документально оформлены  поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных  договором работ, услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность  перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму  ранее выданных авансов.

     При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком  на расчетный счет покупателя. Такая  операция оформляется платежным  поручением, в котором обязательно  должно быть указано основание (номер  и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком  неиспользованной суммы авансов  оформляется бухгалтерской записью: Дт 50, 51, 52, 55 Кт 60.

     Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных  организаций, о деятельности которой  составляется сводная бухгалтерская  отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

     При журнально-ордерной форме учёта  учёт расчётов с поставщиками ведут  в журнале-ордере №6. В данном журнале  синтетический учет сочетается с  аналитическим. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведется в ведомости №5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим  счетам в журнал-ордер №6.

     Приведем  примеры задач по расчетам с поставщиками и подрядчиками:

     Пример 1.

     Организация заключила договор с поставщиком  на приобретение материалов, стоимостью 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. в соответствие с договором 25 октября организация перечислила частичную предоплату поставщику, в сумме 420 000 руб. 6 ноября материалы были получены полностью, после чего был произведен окончательный расчет, в сумме 170 000 руб.

     Решение:

1. 25 октября  перечислен аванс с расчетного  счета: Дт 60. расчеты по авансам  выданным Кт 51 на сумму 420 000 руб.

2. 6 ноября  получены материалы:

а) сумма  без НДС - Дт 10 Кт 60 на сумму 500 000 руб.

б) сумма  НДС - Дт 19 Кт 60 - 90 000 руб.

3. зачтен  ранее полученный аванс: Дт 60 Кт 60. расчеты по авансам выданным, на сумму 420 000 руб.

4. произведен  окончательный расчет: Дт 60 Кт 51 - 170 000 руб.

5. НДС  к вычету: Дт 68 Кт 19 на сумму 90 000 руб.

     Пример 2.

     Организация приобрела для производственных целей грузовой автомобиль стоимостью 40 120 $, в т.ч. НДС 6 120 $. Оплата предусмотрена договором в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на момент оплаты. Автомобиль получен в сентябре, оплата была произведена в октябре. Курс ЦБ РФ на дату принятия кредиторской задолженности по оплате автомобиля - 28-85 руб., а на дату оплаты поставщику - 29-15 руб.

     Решение:

1. сентябрь. Получен автомобиль, его необходимо  оприходовать: а) на сумму без  НДС: Дт 08 Кт 60 - 980 900 руб. б) на сумму НДС: Дт 19 Кт 60 - 176 562 руб.

2. октябрь.  Произведена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 - 1 169 498 руб.

3. отражаем  отрицательную суммовую разницу:  Дт 08 Кт 60 на сумму 10 200 руб. (эту цифру получили путем произведения стоимости автомобиля без учета налога на курсовую разницу).

4. отражаем  НДС по отрицательной разнице:  Дт 19 Кт 60 на сумму 1 836 руб. (данную цифру нашли как и предыдущую, путем произведения суммы налога на курсовую разницу). 

1.4  Учет расчета с покупателями и заказчиками. 

     Для обобщения информации о расчетах за продукцию, товары, работы и услуги предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

     В расчетах с покупателями может применяться  как наличная, так и безналичная  форма расчетов.

Расчеты наличными производятся в пределах 60 000 рублей по одной сделке. Расчеты с участием граждан, когда последние не связаны с предпринимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

     В безналичном порядке расчеты  должны производиться только через  банки и иные кредитные организации, в которых организациям открыты  соответствующие счета, если иное не установлено законом. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку расчетных документов в другой банк для завершения соответствующих видов связи, предусмотренных законодательством и договором.

     Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные  сделки), в порядке уступке права  требования, договора мены инкассовыми  поручениями, аккредитивами, векселями, чеками.

     Порядок учета расчетов с покупателями и  заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.

Если  за момент реализации продукции принимается  момент оплаты ранее отгруженной  продукции, то дебиторская задолженность  учитывается по производственной себестоимости  по дебету счета 45 «Товары отгруженные» (с кредита счета 43 «Готовая продукция»). По мере оплаты отгруженной продукции (дебет 51, 52 и других счетов, кредит 90 «Продажи») ее списывают с кредита 45 в дебет 90. одновременно начисляется  НДС по реализованной продукции (дебет 90 кредит 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»).

     Если  за момент реализации продукции принимается  момент ее отгрузки, то дебиторская  задолженность, отражается по цене реализации продукции на счете 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками».

     На  суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные  услуги предприятие предъявляет  расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую  бухгалтерскую запись:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит 90 «Продажи».

     Поскольку отгруженная продукция считается  реализованной, то с ее стоимости  начисляется НДС (дебет 90 кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам») при погашении  покупателями и заказчиками своей  задолженности, она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств. Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы».

     В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансы на поставку материальных ценностей  под выполнение работ или при  оплате продукции и работ по частичной  их готовности.

     Суммы, полученные предприятием авансом (предварительной  оплаты), отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств Дебет 51 Кредит 62.

     Одновременно  производится начисление налога на добавленную  стоимость, подлежащего взносу в  бюджет с суммы полученного аванса (предварительной оплаты) по установленной  ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 62 и увеличивается задолженность  бюджету Дебет 62 - авансы полученные Кредит 68 НДС.

           При последующей отгрузке продукции,  выполнении работ (услуг), сумма  начисленного налога на добавленную  стоимость по авансу сторнируется: Дебет 62 Кредит 68 сторно, а затем  отражаются все операции, связанные  с реализацией продукции в  общеустановленном порядке с  использованием счета 90 «Продажи».

         Предприятие, выполняющее работы долгосрочного характера (строительные, научно-проектные, геологические и т.п.), используют для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

            С 01.01.2000 года, в соответствии с  ПБУ 9/99 «Доходы организации» это  правило распространено на продукцию  и услуги. Каждый законный и  оплаченный этап работ представляет  собой объем реализованных, выполненных  работ данного отчетного периода.  Стоимость законченных предприятием  этапов работ, принятых в установленном  порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонденции с Кредитом счета 90. одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 «Основное производство» в Дебет счета 90. Оплата заказчиком этапов работ учитывается на счете 62 (Дебет 51 Кредит 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в Дебет счета 62.

             Аналитический учет по счету  62 ведут по каждому предъявленному  покупателем и заказчиком счету,  а при расчетах в порядке  плановых платежей - по каждому  покупателю и заказчику. Построение  аналитического учета должно  обеспечить получение данных  о задолженности, обеспеченной: векселями,  срок поступления денежных средств  по которым не наступил; векселями,  дисконтированными (учетными) в банках, векселями по которым денежные  средства не поступили в срок.

Таблица 2. Типовые бухгалтерские проводки по счету №62

№ п.п Содержание  операции Корреспондирующие счета
    Дебет Кредет
1 Получен аванс  от покупателя под отгрузку продукции 51 62
2 Начислен НДС  с аванса 62 68
3 Отражена задолженность  покупателя за проданные товары 62 90.1
4 Восстановлен  НДС по сумме аванса 62 68
5 Произведен  зачет аванса 62 62
6 Поступление денежных средств от покупателя в окончательный  расчет 51 62
7 Отражена задолженность  покупателя на сумму стоимости реализуемого прочего имущества 62 91.1
8 Отражено получение  векселя от покупателя 62 62
9 Списание не оплаченной задолженности на счет резерва  по сомнительным долгам 63 62
10 Списание неоплаченной задолженности покупателя при отсутствии резерва по сомнительным долгам 91 62

 

           При использовании в организации журнально-ордерной формы учета, расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в журнале-ордере №11 «Учет отгрузки и продажи», при небольшом объеме учетной информации - в журнале-ордере №6.

           Пример 3.

          5 марта ООО «Торнадо» приобрело у ООО «Витязь» партию товаров на сумму 50 000 руб. (в том числе НДС – 7 627 руб.).

           Бухгалтер ООО «Торнадо» отразил эту операцию следующими проводками: Дебет счета 41 «Товары», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 42 373 руб. – оприходованы полученные товары; 

           Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 7 627 руб. – учтен НДС, подлежащий уплате поставщику.

           Эта проводка была сделана при поступлении в бухгалтерию ООО «Торнадо» счета-фактуры от ООО «Витязь».18 марта ООО «Торнадо» оплатило ООО «Витязь» полученные товары по безналичному расчету. В бухгалтерском учете ООО «Торнадо» были сделаны следующие проводки: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 50 000 руб. – оплачены полученные товары;

Дебет счета 68 Расчеты по налогам и сборам», Кредит счета 19 «НДС по приобретенным  ценностям» – 7 627 руб. – принят НДС к вычету. 
 
 

   
     

 
   


Информация о работе Учет расчета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками