Учет расчетов по претензиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственные организации часто сталкиваются с невыполнением контрагентами своих договорных обязательств. Спор, затрудняющий осуществление участниками договорных отношений своих прав и обязанностей, может быть решен посредством претензии. Претензия (рекламация) - требование о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных интересов участниками контракта, предъявляемое субъектом хозяйствования к своему контрагенту при нарушении последним условий контракта.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет: Учет расчетов по претензиям

 
 

УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ПРЕТЕНЗИЯМ

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности сельскохозяйственные организации  часто сталкиваются с невыполнением  контрагентами своих договорных обязательств. Спор, затрудняющий осуществление  участниками договорных отношений  своих прав и обязанностей, может  быть решен посредством претензии. Претензия (рекламация) - требование о  добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных интересов  участниками контракта, предъявляемое  субъектом хозяйствования к своему контрагенту при нарушении последним  условий контракта.

Претензии могут выставляться к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, покупателям, кредитным  организациям.

Претензионный порядок предусматривается  законодательством либо соглашением  сторон и применяется, как правило, при обжаловании действий одной  из сторон гражданско-правовых отношений. Претензия предъявляется дебитору в письменной форме, поскольку ведение  претензионной работы предполагает документальное оформление результатов  с отражением их в учете. В претензии  требование к виновной стороне должно быть сформулировано четко и понятно, например: догрузить, заменить, устранить  дефекты, оплатить затраты по устранению дефектов третьим лицом, уменьшить  контрактную цену, расторгнуть договор  и возвратить уплаченные по нему денежные средства. Наряду с этим в тексте претензии должны содержаться:

- все необходимые сведения  о сроках и размерах предъявляемых  требований с приведением обоснованного  расчета, если заявленное требование  подлежит денежной оценке;

- обстоятельства, на которых  основываются требования, и доказательства, их подтверждающие, со ссылкой  на нормы договора и акты  законодательства;

- перечень прилагаемых  к претензии документов, доказывающих  факт причинения убытков;

- номер и дата ее  составления;

- подпись уполномоченного  на то лица и дата ее совершения;

- иные сведения по усмотрению  покупателя, необходимые для урегулирования  спора.

Как правило, в претензии  ущемленная в своих правах и интересах  сторона в зависимости от сложившейся  ситуации выражает свое недовольство виновной стороне: несоответствием  цен и тарифов; несоответствием  качества поставленного товара стандартам, техническим условиям; несоответствием  количества поставленного товара (недостача); несвоевременной оплатой или  неоплатой, а также выставляет требование по выплате неустойки за нарушение  условий хозяйственных договоров. Размер неустойки и порядок ее взыскания определяются условиями договора. Со стороны, нарушившей условия договора, по претензии могут не только взыскиваться штраф, пеня, неустойка, но и возмещаться убытки, проценты за пользование заемными денежными средствами.

Претензия подлежит рассмотрению в срок, определенный сторонами в  договоре, а если он не установлен, то данный пробел восполняется применением  общего правила о разумном сроке, в течение которого контрагент обязан осуществить необходимые действия по рассмотрению поступившей претензии  и предоставлению ответа. Во избежание  разногласий по поводу даты поступления  претензии целесообразно претензию  отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. К претензии прилагаются  надлежаще заверенные копии документов.

Порядок отражения  в учете претензий

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (с изменениями и дополнениями), а также Планом счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ от 06.04.2004 № 28, для учета расчетов по претензиям, предъявляемым поставщикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявляемым и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям». По дебету данного субсчета отражаются суммы выставленных претензий:

- к поставщикам, подрядчикам  и транспортным организациям  по выявленному при проверке  их счетов (после акцепта последних)  несоответствию цен и тарифов,  обусловленных договорами, а также  при выявлении арифметических  ошибок - в корреспонденции с кредитом  счета 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» или кредитом  счетов учета производственных  запасов, товаров и соответствующих  затрат, когда завышение цен либо  арифметические ошибки в предъявленных  поставщиками и подрядчиками  счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками);

- к поставщикам материалов, товаров, к организациям, перерабатывающим  материалы организации, за обнаруженные  несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу - в  корреспонденции с кредитом счета  60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»;

- к поставщикам, транспортным  и другим организациям на недостачи  груза в пути сверх предусмотренных  в договоре величин - в корреспонденции  с кредитом счета 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»;

- за брак и простои,  возникшие по вине поставщиков  или подрядчиков, в суммах, признанных  плательщиками или присужденных  судом, - в корреспонденции с кредитом  счетов учета затрат на производство;

- к кредитным организациям  по суммам, ошибочно списанным  (перечисленным) по счетам организации, - в корреспонденции со счетами  учета денежных средств, кредитов;

- по штрафам, пеням,  неустойкам, взыскиваемым с поставщиков,  подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и  других услуг за несоблюдение  договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или  присужденных судом (суммы предъявленных  претензий, не признанных плательщиками,  на учет не принимаются), - в  корреспонденции с кредитом счета  92 «Внереализационные доходы и расходы».

Субсчет 76-3 «Расчеты по претензиям»  кредитуется на суммы удовлетворения претензий в корреспонденции  с дебетом счетов учета денежных средств или производственных запасов. Суммы, которые, как может быть выяснено впоследствии, взысканию не подлежат, относятся на те счета, с которых были приняты на учет по дебету субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям».

Учитывая вышеизложенное, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по претензиям следующий:

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Выставлена претензия  поставщику:

   

- на сумму завышения  цен, тарифов, по количеству  и качеству поступивших товарно-материальных  ценностей, арифметических ошибок

76-3

07, 08, 10,41, 18, 60

- на сумму затрат и  потерь от простоев по вине  поставщиков, подрядчиков или  транспортных организаций

76-3

20, 23, 44

- на сумму претензий  за брак, возникший по вине  поставщиков, подрядчиков или  транспортных организаций

76-3

28

- на сумму претензии  банку по суммам, ошибочно списанным  (перечисленным) со счетов организации

76-3

51, 52, 55

- на суммы признанных  и оплаченных контрагентами штрафов,  пеней, неустоек

76-3

92

Поступили от контрагента  в погашение претензии:  
 
- денежные средства

51, 52, 55

76-3

- товарно-материальные ценности

07, 08, 10, 41, 18

76-3

Судом отказано во взыскании  предъявленных сумм претензий с  поставщиков, подрядчиков (исполнителей)

94

76-3

Списаны суммы ранее выставленных претензий, не подлежащих взысканию

07, 08, 10, 41, 18, 60, 20, 23, 44

76-3


 
Оформление  исковых требований

В случае неразрешения споров посредством претензий последней инстанцией, способной четко определить, кто прав, а кто виноват, является суд.

Преимущества судебного  разбирательства заключаются в  том, что суд, будучи специальным  органом, созданным для разбирательства  конфликтов, разрешает спор в установленном  законном порядке, в строго определенной процессуальной форме и выносит  законное справедливое судебное решение, основанное на всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.

Сельскохозяйственная организация, считающая, что ее права нарушены, формирует свои притязания на защиту в виде исковых требований.

Предметом искового заявления  могут являться требования: о взыскании  стоимости поставленного товара, выполненных работ (оказанных услуг); о взыскании пени (неустойки) за недопоставку (просрочку поставки) товара, за невыполнение (просрочку выполнения) работ (услуг); о взыскании штрафа и убытков за поставку некачественного товара, ненадлежащее качество выполненных работ (оказанных услуг); о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; о взыскании стоимости недостачи груза, товара; о расторжении договора или изменении его условий и т.п.

Таким образом, при обращении  субъекта предпринимательской деятельности с иском в суд необходимо четко  определить предмет и основания  иска со ссылкой на конкретные нормы  действующего законодательства.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано  истцом или его представителем.

Статьями 159 и 160 Хозяйственного процессуального кодекса РБ от 15.12.1998 № 219-З (с учетом изменений и дополнений) (далее - ХПК) определены форма и содержание искового заявления, а также перечень прилагаемых к нему документов. В частности, к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

уплату государственной  пошлины в установленных порядке и размере;

соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено  законодательными актами для данной категории споров или договором;

обстоятельства, на которых  основаны исковые требования;

государственную регистрацию  в качестве юридического лица;

полномочия лица, подписавшего исковое заявление на предъявление иска.

Расчет взыскиваемой суммы  может содержаться в исковом  заявлении, а может быть приложен к иску в виде отдельного документа.

Государственная пошлина и судебные издержки

Судебное разбирательство  связано с существенными материальными  затратами. Судебные расходы состоят  из государственной пошлины и  издержек, связанных с рассмотрением  дела.

В соответствии со ст.2 Закона РБ от 10.01.1992 № 1394-ХII «О государственной пошлине» (с изменениями и дополнениями) государственная пошлина взимается с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов. Пошлина взимается в процентном отношении к соответствующей цене иска; в процентах от размера базовой величины; в базовых величинах.

Согласно ст.126 и 132 ХПК к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам;

расходы по производству осмотра  доказательств в их месте нахождения;

иные расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми.

Денежные суммы и необходимые  расходы по делу предварительно вносятся на соответствующий счет хозяйственного суда стороной, заявившей ходатайство. Если при заключении мирового соглашения стороны предусмотрели порядок  распределения судебных расходов, то они распределяются в соответствии с этим соглашением. Если такое указание отсутствует, то хозяйственный суд  решает этот вопрос в порядке, установленном  ХПК (ст.122). Так, стороне, в пользу которой вынесено решение, суд присуждает за счет другой стороны все понесенные ею по делу судебные расходы.

При отказе в удовлетворении иска издержки, понесенные хозяйственным  судом в связи с рассмотрением  дела, и государственная пошлина, от уплаты которой в установленном  порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца.

Если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии  без ответа, невысылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.

Надо иметь в виду, что  судебными являются только те издержки, которые оговорены ХПК и возложены  на одну из сторон, обязанную по решению  хозяйственного суда их погасить. Документом, дающим право считать расходы  судебными издержками, является решение  суда, определяющее исход дела. Все  другие расходы, понесенные сторонами  в ходе судебных разбирательств, если они не признаны судом необходимыми, к судебным издержкам не относятся, в частности: услуги адвоката; транспортные расходы по доставке представителей сторон к месту суда и обратно; командировочные расходы работников и другие подобные расходы.

Информация о работе Учет расчетов по претензиям