Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:33, контрольная работа
По общему правилу выручка в бухгалтерском учете отражается в момент перехода права собственности на реализуемые товары от продавца к покупателю, т. е. в момент отгрузки. Это означает, что, отгрузив товары покупателю, организация отражает в учете выручку от реализации товаров, несмотря на то что оплата от покупателя еще не поступила (дебиторская задолженность покупателя). В отношении розничной торговли необходимо отметить следующую особенность: момент передачи товара покупателю практически всегда совпадает с моментом его оплаты, так как именно факт оплаты товара покупателем свидетельствует о заключении с продавцом договора купли-продажи товара в розницу.
Согласно п. 12 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5,
реализованное наложение (валовый доход) можно определить несколькими способами, а именно:
по общему товарообороту,
по ассортименту товара,
по среднему проценту и
по ассортименту остатка товаров.
Этот метод используется организациями розничной торговли в том случае, если на все товары, продаваемые организацией, установлен одинаковый процент торговой наценки (надбавки).
Обратите внимание! На основании п. 2.2.3 указанных выше Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли
Т - под товарооборотом понимается общая сумма выручки (с НДС).
Для определения валового дохода по товарообороту используется формула:
ВД = Т х РН,
Где:
Т — общий товарооборот;
РН — расчетная торговая наценка (надбавка), определяемая как
РН = ТН:(100% + ТН);
ТН — размер торговой наценки (надбавки), установленной организацией.
Пример 51. В продовольственном магазине ООО «Славянка» на весь ассортимент товаров установлена торговая наценка в размере 30%. Сумма выручки за отчетный период составила 170 000 руб. (с учетом НДС).
Расчетная торговая наценка составляет: РН = 30%: (100% + 30%) = 0,23.
Тогда сумма валового дохода (реализованного наложения) составит: ВД = 170 000 руб. х 0,23 = 39 100 руб.
Обратите внимание! Если в течение отчетного периода размер единой наценки меняется (увеличивается или уменьшается), применение этого метода также возможно, однако сумма выручки определяется отдельно для каждого периода действия установленного размера торговой наценки.
Этот способ используется в случае установления на разные группы товаров разных торговых наценок.
Для определения валового дохода этим способом используется формула:
ВД = (Т1 х РН1 +Т2 х РН2 + Т3 х РНз +... + Тп х РНп)/100,
Где:
Т 1..Тп — товарооборот по группам товаров; РН 1..РНп — расчетная торговая наценка по группам товаров.
Пример ООО «Славянка» торгует в розницу молоком и хлебобулочными изделиями. За отчетный период выручка молочного отдела составила 120 000 руб., хлебного отдела,— 90 000 руб.
Руководителем организации установлен размер торговой наценки:
по молочной продукции — 25%;
по хлебобулочным изделиям — 20%.
Расчетная торговая наценка по молочным товарам составляет: РН = = 25%: (100% + 25%) = 0,2.
Сумма валового дохода (реализованного наложения) по молочной продукции, реализованной магазином, составит: ВД = 120 000 руб. х 0,2 = = 24 000 руб.
Расчетная торговая наценка по хлебобулочным изделиям составляет: РН = 20%: (100% + 20%) = 0,17.
Сумма валового дохода (реализованного наложения) по хлебобулочным изделиям составит: ВД = 90 000 руб. х 0,17 = 15 300 руб.
Общая сумма валового дохода (реализованного наложения) за отчетный период составит: ВД = 24 000 руб. + 15 300 руб. = 39 300 руб.
Обратите внимание! Если в отчетном периоде по какой-либо группе товаров изменяется процент торговой наценки, расчет по этим товарам производится отдельно для каждого периода действия установленного размера торговой наценки.
Отметим, что именно этот способ наиболее часто используется организациями розничной торговли.
Для определения валового дохода этим способом используется формула:
ВД = (Т х П)/100,
Где:
Т — товарооборот;
П — средний процент валового дохода, который рассчитывается
следующим образом:
П = (Нн+Нп+НВ) / (Т + Ок) х 100%,
Где:
НН — величина торговой наценки на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало месяца);
НП — торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (оборот по кредиту счета 42 «Торговая наценка» за месяц);
Нв — торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот по счету 42 «Торговая наценка» за месяц). Под выбывшими товарами следует понимать документальное выбытие товаров (возврат поставщикам, списание испорченных товаров и т. п.);
Ок — остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» на конец месяца).
Пример 53. ООО «Славянка» торгует в розницу продовольственными товарами.
Предположим, что на начало месяца в бухгалтерском учете организации числились остатки:
по счету 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» — 80 000 руб.;
по счету 42 «Торговая наценка» — 15 514 руб.
За отчетный период в магазин поступило товаров на сумму 120 000 руб., наценка по которым составила 27 692 руб.
Сумма выручки за отчетный период составила 165 000 руб.
Выбывших товаров за отчетный период у организации не было.
Сумма остатка товаров на складе на конец отчетного периода составила 35 000 руб.
Средний процент валового дохода составляет:
П = (15 514 руб. + 27 692 руб.) / (165 000 руб. + 35 000 руб.)) х 100% = 21,6%.
Тогда валовый доход магазина ООО «Славянка» за отчетный период составил:
ВД= Т * П =165 000 рублей х 21,6% = 35 640 руб.
Этот способ используется очень редко, так как для этого необходима информация о суммах начисленной и реализованной наценки по каждому наименованию товара. Если торговая организация имеет возможность отследить учет движения по конкретному товару, то ей проще организовать учет товаров по покупным ценам.
Валовый доход при использовании такого способа определяется по формуле:
ВД = Нн + Нп - Нв - Нк,
Где:
Нн — торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало месяца); Нп — торговая наценка на поступившие товары за отчетный период (кредитовый оборот по счету 42);
Нв — торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот по счету 42);
Нк — торговая наценка на остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 42).
Итак, мы рассмотрели все возможные способы расчета валового дохода (реализованного наложения) при использовании торговой организацией продажных цен.
Теперь остановимся на налоговом учете.
Как упоминалось ранее, ст. 268 НК РФ предусматривает только четыре возможных метода списания в расходы покупной стоимости реализованных товаров: ФИФО, ЛИФО, средней стоимости и по стоимости единицы. Как видим, среди перечисленных нет методов, которые допускается использовать в бухгалтерском учете для определения себестоимости реализованных товаров в условиях продажных цен. Из этого следует, что организации торговли, ведущие учет по продажным ценам, обязаны вести «двойной» учет товаров, чтобы в дальнейшем можно было списывать товары допускаемым в налоговом учете методом списания покупной стоимости товаров.
Представляется, что это не совсем верно.
Рассчитывая величину реализованного наложения в бухгалтерском учете, по сути, мы получаем не что иное, как метод усредненного расчета себестоимости реализованных товаров, который практически совпадает с методом определения себестоимости реализованных товаров по средней стоимости. Так как при расчете реализованного наложения исчисляется средняя величина торговой наценки, приходящаяся на реализованные товары, следовательно, и себестоимость реализованных товаров также будет средней.
Однако это только логические рассуждения, и в налоговом учете такой метод списания не предусматривается. То есть пока этот вопрос в целях налогообложения остается открытым и требует доработки. Однако нельзя не признать, что списывать товары в целях налогового учета методами, предусмотренными налоговым законодательством, вообще затруднительно.
Конечно, можно посоветовать организациям розничной торговли, учитывающим товары по продажным ценам, закрепить в учетной политике такой порядок списания стоимости товаров в целях налогового учета. Однако, как упоминалось выше, действующее налоговое законодательство не предусматривает такой метод, поэтому налоговый орган может и не принять данный порядок списания.
Пример Магазин «Все для ремонта» осуществляет розничную продажу строительных материалов. Учетной политикой организации закреплено, что организация ведет учет товаров по продажным ценам. В целях бухгалтерского учета списание товаров на реализацию производится по среднему проценту.
В целях налогового учета доходы и расходы организация определяет методом начисления, НДС — по мере отгрузки, списание покупной стоимости товаров в расходы — по средней стоимости.
Предположим, что на начало отчетного периода в магазине по счету 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной продаже» числится краска в количестве 120 банок по цене 118 руб. за банку на общую сумму 14 160 руб. Сальдо по счету 42 «Торговая наценка» составляет 4720 руб.
В течение отчетного периода магазин «Все для ремонта» получал несколько партий и краску, а именно:
| Остаток товара, шт. | Принято к учету | Сумма наценки, руб. | ||
|
| Кол-во, шт. | Цена приобретения без НДС, руб. | Стоимость приобретения, без НДС, руб. |
|
Остаток на начало отчетного периода | 120 |
|
|
| 4720 |
Поступило: |
|
|
|
|
|
1 -я партия |
| 500 | 80 | 40 000 | 19 000 |
2-я партия |
| 200 | 76 | 15 200 | 8400 |
3-я партия |
| 250 | 70 | 17 500 | 12 000 |
Итого за отчетный период |
| 950 |
| 72 700 | 39 400 |
Остаток на конец отчетного периода по результатам инвентаризации | 77 |
|
|
|
|
Продажная цена краски не менялась в течение отчетного периода и составляет 118 руб. за банку. Задолженность перед поставщиками краски погашена.
В бухгалтерском учете магазина «Всё для ремонта» отражены следующие операции:
Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | Содержание операции | |
Дебет | Кредит |
|
|
Поступление 1 -й партии краски | |||
41-2 | 60 | 40 000 | Принят к учету товар от поставщика (80 руб. х 500 банок) |
19-3 | 60 | 7200 | Учтен НДС по поступившей краске |
41-2 | 42 | 19 000 | Отражена наценка по принятой к учету краске по продажной цене (118 руб. — 80 руб. х 500 банок) |
60 | 51 | 47 200 | Оплачена поставщику стоимость краски |
68 | 19-3 | 7200 | Принят к вычету НДС |
Поступление 2-й партии краски | |||
41-2 | 60 | 15 200 | Принят к учету товар от поставщика (76 руб. х 200 банок) |
19-3 | 60 | 2736 | Учтен НДС по поступившей краске |
41-2 | 42 | 8400 | Отражена наценка по принятой к учету краске по продажной цене (118 руб. — 76 руб. х 200 банок) |
60 | 51 | 17 936 | Оплачена поставщику стоимость краски |
68 | 19-3 | 2736 | Принят к вычету НДС |