Учет реализации товаров в рознице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

По общему правилу выручка в бухгалтерском учете отражается в момент перехода права собственности на реализуемые товары от продавца к покупателю, т. е. в момент отгрузки. Это означает, что, отгрузив товары покупателю, организация отражает в учете выруч­ку от реализации товаров, несмотря на то что оплата от покупателя еще не поступила (дебиторская задолженность покупателя). В от­ношении розничной торговли необходимо отметить следующую особенность: момент передачи товара покупателю практически всегда совпадает с моментом его оплаты, так как именно факт оплаты товара покупателем свидетельствует о заключении с продав­цом договора купли-продажи товара в розницу.

Вложенные файлы: 1 файл

Учет реализации товаров в рознице.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 12 Методических рекомендаций по учету и оформ­лению операций приема, хранения и отпуска товаров в организаци­ях торговли, утвержденных письмом Комитета Российской Федера­ции по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5,

реализованное наложение (валовый доход) можно определить несколькими спосо­бами, а именно:

       по общему товарообороту,

       по ассортименту това­ра,

       по среднему проценту и

       по ассортименту остатка товаров.

Расчет валового дохода (ВД) по общему товарообороту (Т).

Этот метод используется организациями розничной торговли в том случае, если на все товары, продаваемые организацией, уста­новлен одинаковый процент торговой наценки (надбавки).

Обратите внимание! На основании п. 2.2.3 указанных выше Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли

Т - под товарооборотом понимается общая сумма выручки (с НДС).

Для определения валового дохода по товарообороту использу­ется формула:

ВД = Т х РН,

Где:

Т — общий товарооборот;

 

РН — расчетная торговая наценка (надбавка), определяемая как

РН = ТН:(100% + ТН);

 

ТН — размер торговой наценки (надбавки), установленной органи­зацией.

 

Пример 51. В продовольственном магазине ООО «Славянка» на весь ассортимент товаров установлена торговая наценка в размере 30%. Сумма выручки за отчетный период составила 170 000 руб. (с уче­том НДС).

 

Расчетная торговая наценка составляет: РН = 30%: (100% + 30%) =  0,23.

Тогда сумма валового дохода (реализованного наложения) составит: ВД = 170 000 руб. х 0,23 = 39 100 руб.

Обратите внимание! Если в течение отчетного периода раз­мер единой наценки меняется (увеличивается или уменьшается), применение этого метода также возможно, однако сумма выручки определяется отдельно для каждого периода действия установлен­ного размера торговой наценки.

Расчет валового дохода по ассортименту товаров.

Этот способ используется в случае установления на разные группы товаров разных торговых наценок.

Для определения валового дохода этим способом используется формула:

ВД = (Т1 х РН1 +Т2 х РН2 + Т3 х РНз +... + Тп х РНп)/100,

Где:

Т 1..Тп — товарооборот по группам товаров; РН 1..РНп — расчетная торговая наценка по группам товаров.

Пример ООО «Славянка» торгует в розницу молоком и хлебо­булочными изделиями. За отчетный период выручка молочного отдела со­ставила 120 000 руб., хлебного отдела,— 90 000 руб.

Руководителем организации установлен размер торговой наценки:

       по молочной продукции — 25%;

       по хлебобулочным изделиям — 20%.

 

Расчетная торговая наценка по молочным товарам составляет: РН = = 25%: (100% + 25%) = 0,2.

 

Сумма валового дохода (реализованного наложения) по молочной продукции, реализованной магазином, составит: ВД = 120 000 руб. х 0,2 = = 24 000 руб.

 

Расчетная торговая наценка по хлебобулочным изделиям составляет: РН = 20%: (100% + 20%) = 0,17.

 

Сумма валового дохода (реализованного наложения) по хлебобулоч­ным изделиям составит: ВД = 90 000 руб. х 0,17 = 15 300 руб.

 

Общая сумма валового дохода (реализованного наложения) за от­четный период составит: ВД = 24 000 руб. + 15 300 руб. = 39 300 руб.

Обратите внимание! Если в отчетном периоде по какой-либо группе товаров изменяется процент торговой наценки, расчет по этим товарам производится отдельно для каждого периода дейст­вия установленного размера торговой наценки.

Расчет валового дохода по среднему проценту.

Отметим, что именно этот способ наиболее часто используется организациями розничной торговли.

Для определения валового дохода этим способом используется формула:

ВД = (Т х П)/100,

Где:

Т — товарооборот;

П — средний процент валового дохода, который рассчитывается

следующим образом:

П = (Нн+Нп+НВ) / (Т + Ок) х 100%,

Где:

НН — величина торговой наценки на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало месяца);

НП — торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (оборот по кредиту счета 42 «Торговая наценка» за месяц);

Нв — торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот по счету 42 «Торговая наценка» за месяц). Под выбывшими товарами следует понимать документальное выбытие товаров (возврат по­ставщикам, списание испорченных товаров и т. п.);

Ок — остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» на конец месяца).

Пример 53. ООО «Славянка» торгует в розницу продовольственны­ми товарами.

Предположим, что на начало месяца в бухгалтерском учете органи­зации числились остатки:

по счету 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» — 80 000 руб.;

по счету 42 «Торговая наценка» — 15 514 руб.

За отчетный период в магазин поступило товаров на сумму 120 000 руб., наценка по которым составила 27 692 руб.

Сумма выручки за отчетный период составила 165 000 руб.

Выбывших товаров за отчетный период у организации не было.

Сумма остатка товаров на складе на конец отчетного периода со­ставила 35 000 руб.

Средний процент валового дохода составляет:

П = (15 514 руб. + 27 692 руб.) / (165 000 руб. + 35 000 руб.)) х 100% = 21,6%.

Тогда валовый доход магазина ООО «Славянка» за отчетный период составил:

ВД= Т * П =165 000 рублей х 21,6% = 35 640 руб.

 

Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров.

Этот способ используется очень редко, так как для этого необ­ходима информация о суммах начисленной и реализованной на­ценки по каждому наименованию товара. Если торговая организа­ция имеет возможность отследить учет движения по конкретному товару, то ей проще организовать учет товаров по покупным ценам.

Валовый доход при использовании такого способа определяет­ся по формуле:

ВД = Нн + Нп - Нв - Нк,

Где:

Нн — торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало месяца); Нп — торговая наценка на поступившие товары за отчетный период (кредитовый оборот по счету 42);

Нв — торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот по счету 42);

Нк — торговая наценка на остаток товаров на конец отчетного пе­риода (сальдо счета 42).

Итак, мы рассмотрели все возможные способы расчета валово­го дохода (реализованного наложения) при использовании торго­вой организацией продажных цен.

Теперь остановимся на налоговом учете.

Налоговый учет в торговой организации по продажным ценам.

Как упоминалось ранее, ст. 268 НК РФ предусматривает только четыре возможных метода списания в расходы покупной стоимости реализованных товаров: ФИФО, ЛИФО, средней стоимости и по стоимости единицы. Как видим, среди перечисленных нет методов, которые допускается использовать в бухгалтерском учете для оп­ределения себестоимости реализованных товаров в условиях про­дажных цен. Из этого следует, что организации торговли, ведущие учет по продажным ценам, обязаны вести «двойной» учет товаров, чтобы в дальнейшем можно было списывать товары допускаемым в налоговом учете методом списания покупной стоимости товаров.

Представляется, что это не совсем верно.

Рассчитывая величину реализованного наложения в бухгалтер­ском учете, по сути, мы получаем не что иное, как метод усредненно­го расчета себестоимости реализованных товаров, который практически совпадает с методом определения себестоимости реализо­ванных товаров по средней стоимости. Так как при расчете реализованного наложения исчисляется средняя величина торговой наценки, приходящаяся на реализованные товары, следовательно, и себестоимость реализованных товаров также будет средней.

Однако это только логические рассуждения, и в налоговом уче­те такой метод списания не предусматривается. То есть пока этот вопрос в целях налогообложения остается открытым и требует до­работки. Однако нельзя не признать, что списывать товары в целях налогового учета методами, предусмотренными налоговым зако­нодательством, вообще затруднительно.

Конечно, можно посоветовать организациям розничной торгов­ли, учитывающим товары по продажным ценам, закрепить в учетной политике такой порядок списания стоимости товаров в целях нало­гового учета. Однако, как упоминалось выше, действующее налого­вое законодательство не предусматривает такой метод, поэтому на­логовый орган может и не принять данный порядок списания.

Пример Магазин «Все для ремонта» осуществляет розничную продажу строительных материалов. Учетной политикой организации за­креплено, что организация ведет учет товаров по продажным ценам. В целях бухгалтерского учета списание товаров на реализацию произво­дится по среднему проценту.

В целях налогового учета доходы и расходы организация определяет методом начисления, НДС — по мере отгрузки, списание покупной стои­мости товаров в расходы — по средней стоимости.

Предположим, что на начало отчетного периода в магазине по счету 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной продаже» числится краска в количестве 120 банок по цене 118 руб. за банку на общую сумму 14 160 руб. Сальдо по счету 42 «Торговая наценка» составляет 4720 руб.

В течение отчетного периода магазин «Все для ремонта» получал не­сколько партий и краску, а именно:

 

 

Остаток товара, шт.

Принято к учету

Сумма наценки, руб.

 

 

 

 

Кол-во, шт.

Цена приобрете­ния без НДС, руб.

Стоимость приобрете­ния, без НДС, руб.

 

 

Остаток на начало отчетного периода

120

 

 

 

4720

Поступило:

 

 

 

 

 

1 -я партия

 

500

80

40 000

19 000

2-я партия

 

200

76

15 200

8400

3-я партия

 

250

70

17 500

12 000

Итого за отчетный период

 

950

 

72 700

39 400

Остаток на конец от­четного периода по результатам инвента­ризации

77

 

 

 

 

Продажная цена краски не менялась в течение отчетного периода и составляет 118 руб. за банку. Задолженность перед поставщиками крас­ки погашена.

В бухгалтерском учете магазина «Всё для ремонта» отражены сле­дующие операции:

 

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

 

 

 

 

Поступление 1 -й партии краски

41-2

60

40 000

Принят к учету товар от поставщика (80 руб. х 500 банок)

19-3

60

7200

Учтен НДС по поступившей краске

41-2

42

19 000

Отражена наценка по принятой к уче­ту краске по продажной цене (118 руб. — 80 руб. х 500 банок)

60

51

47 200

Оплачена поставщику стоимость краски

68

19-3

7200

Принят к вычету НДС

Поступление 2-й партии краски

41-2

60

15 200

Принят к учету товар от поставщика (76 руб. х 200 банок)

19-3

60

2736

Учтен НДС по поступившей краске

41-2

42

8400

Отражена наценка по принятой к уче­ту краске по продажной цене (118 руб. — 76 руб. х 200 банок)

60

51

17 936

Оплачена поставщику стоимость краски

68

19-3

2736

Принят к вычету НДС

Информация о работе Учет реализации товаров в рознице