Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 10:57, курсовая работа
Актуальное значение для производства имеет организация системы обеспечения предприятия материальными ценностями, наличие складского хозяйства, оснащение мест хранения материалов современной техникой, средствами регистрации и передачи информации. Для точного учета МПЗ на предприятии надо выделить список личной ответственности за приемку/выдачу материальных ценностей, оформление операций и хранение материалов. С такими лицами необходимо заключать письменные договоры о материальной ответственности.
Цель данной работы рассмотреть вопросы организации учета материально-производственных запасов.
Введение 4
1. Материалы, их классификация и оценка 6
2. Методы учёта заготовления материалов 15
3. Учёт неотфактурованных поставок и материалов в пути 19
4. Учёт расчётов с бюджетом по налогу на добавленную
стоимость (НДС) по материалам 22
5. Учёт отпуска материалов 25
6. Аналитический учёт материалов на складах и в бухгалтерии 29
7. Инвентаризация материально-производственных запасов,
учёт её результатов 35
Практическая часть 39
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Метод раскроя по партиям
применяется при отпуске
Аналогично ведётся контроль в отношении отходов.
Метод инвентаризации применяется для определения фактического расхода материалов и выявления отклонений от норм в случае невозможности использования других способов контроля. Данный метод основан на проведении инвентаризации остатков неизрасходованных материалов за смену, декаду или месяц. Сроки проведения инвентаризации остатков материалов зависят от специфики производства, характера используемой продукции, периода изготовления и других условий.
Фактический расход материалов определяется расчётным путём: к остаткам неизрасходованных материалов на начало периода прибавляется количество отпущенных в производство материалов и вычитаются остатки неизрасходованных материалов на конец периода. Данные об остатках определяются инвентаризацией, а об отпущенных материалах – по первичным документам. Полученный фактический расход материалов за сопутствующий период сопоставляется с нормативным и выявляется экономия или перерасход. Нормативный расход материалов определяется умножением фактического количества изготовленной продукции за смену, декаду или месяц на действующую норму расхода.
Материалы, отпущенные в обслуживающие производства и хозяйства, относят с кредита счёта 10 «Материалы» в дебет счёта 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Материалы, проданные на сторону, а также переданные в совместную деятельность и в уставные капиталы других организаций, списываются с кредита счёта 10 «Материалы» в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы». При этом по проданным материалам начисляется налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет, который отражается по дебету счёта 91«Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» или 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» (в зависимости от принятого организацией варианта налогообложения по НДС). Оценочная стоимость материалов, переданных в совместную деятельность и в уставные капиталы других организаций, учитывается записью:
Дебет 58 «Финансовые вложения» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»
При организации учёта
производственных запасов по фактической
себестоимости приобретения (заготовления)
стоимость материалов, списанных
в течение отчётного месяца по
покупным ценам, доводится до фактической
себестоимости путём отнесения
в конце месяца суммы
расходов по заготовке и доставке,
приходящаяся на израсходованные материалы,
списывается с кредита счёта 10
«Материалы» в дебет тех
Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29, 91 и Кредит счёта 10
При организации учёта
производственных запасов по учётным
ценам по окончании месяца определяется
разница между фактической
Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29, 91 и Кредит счёта 16.
При этом превышение фактической себестоимости над стоимостью материалов по учётным ценам отражается обычной дополнительной записью. Превышение стоимости материалов по учётным ценам над фактической себестоимостью отражается сторнировочной записью (красным цветом).
6 Аналитический учёт материалов на складах и в бухгалтерии
Для обеспечения производственной
программы соответствующими материальными
ресурсами на предприятиях создаются
специализированные склады для хранения
основных и вспомогательных материалов,
топлива, запасных частей и других материалов.
Кроме центральных заводских
складов в различных
На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приёмку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).
Учёт материалов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме договор о полной материальной ответственности.
Если в штатном расписании
организации отсутствует
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.
Учёт движения и
остатков материалов
Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учётную цену и лимит. После этого карточки передаются на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.
Запись в карточках
кладовщик делает на основании первичных
документов в день совершения операции.
После каждой записи выводят остаток
материалов. Благодаря этому склад
располагает оперативными сведениями
о состоянии запасов
Ведение учёта материалов допускается также в книгах учёта материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учёта.
В условиях автоматизации
учётных работ и
Первичные документы после записи их данных в карточки учёта передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые,
а также в подотчётных
При использовании материальных отчётов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учёт материалов в подотчёте, поскольку в качестве регистров аналитического учёта используются отчёты материально ответственных лиц.
Все первичные документы
по движению материалов со складов
и подразделений организации
поступают в бухгалтерию, где
они после соответствующего контроля
формируются в пачки и
Первичные документы по движению материалов могут передаваться сразу в вычислительный центр, минуя бухгалтерию. В этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками в вычислительном центре.
Аналитический учёт материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.
При использовании оборотных ведомостей применяют два варианта учёта материалов.
При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учёта, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учёта лишь тем, что учёт материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно-суммовые оборотные ведомости материалов по каждому складу и подразделению. В каждой оборотной ведомости выводят итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу или подразделению.
На основе указанных оборотных
ведомостей составляют сводную оборотную
ведомость, в которую переносят
итоги указанных оборотных
При втором варианте все
приходные и расходные
Более прогрессивен сальдовый метод учёта материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учёт ни в отдельных карточках аналитического учёта, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учёта карточки складского учёта материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно или в другие
установленные сроки (как правило,
не реже одного раза в неделю) работник
бухгалтерии проверяет
На основании указанных
сальдовых ведомостей составляют сводную
сальдовую ведомость, в которую
переносят итоги сальдовых
Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяют с данными синтетического учёта материалов.
Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу (подразделению) отдельно по приходу и расходу материалов, и учёт в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учётным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу и подразделению.
Информация о работе Учёт материально-производственных запасов