Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:14, курсовая работа
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления. Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии. Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Глава 1. Теоритические аспекты учета товарных операций в оптовой и розничной торговле……………………….....4
1.1 Задачи и принципы организации бухгалтерского учета товарных операций в оптовой и розничной торговле.…..4
1.2 Учет выполнения договоров с поставщиками в оптовой и розничной торговле…………………………………....10
1.3 Документальное оформление поступления товаров в оптовой и розничной торговле………………………….….11
1.4 Документальное оформление реализации и отпуска товаров в оптовой и розничной торговле…………………...13
1.5 Учет товаров в местах хранения и в бухгалтерии……………………………………………………………………..16
Глава 2. Особенности учета товарных операций в оптовой и розничной торговле………………………………….....17
2.1 Учет товарных потерь завеса тары и переоценки товаров, тары……………………………………………………..17
2.2 Отчетность материально ответственных лиц по товарам и таре в оптовой и розничной торговле………………..19
2.3 Инвентаризация товаров и тары на предприятиях оптовой и розничной торговли………………………………...20
2.4 Синтетический и аналитический учет……………………………………………………………………………….....22
Глава 3. Зачача…………………………………………………………………………………………………………….....24
3.1 Условие задачи………………………………………………………………………………………………………...…24
3.2 Решение задачи………………………………………………………………………………………………………..…24
Заключение………………………………………………………………………………………
По мере освобождения тары, требующей завеса, на торговом предприятии создается комиссия в составе директора магазина, представителя общественности, материально ответственного лица, а в случаях расхождения в массе тары - представителя поставщика или другого лица, предусмотренного договором поставки. Перевешивание порожней тары может быть сплошным и выборочным (по договору с поставщиком), что оформляется актом о завесе тары в одном экземпляре, который материально ответственное лицо передает в бухгалтерию с товарным отчетом. Если же фактическая масса тары превышает массу, указанную по трафарету, то акт составляют в двух экземплярах. Второй экземпляр направляют поставщику с претензионным письмом о возмещении суммы завеса тары. Завес тары определяют в количественно - суммовом выражении и списывают с материально ответственного лица после утверждения акта руководителем предприятия за счет поставщика, которому предъявляется претензия по покупной стоимости недостающего товара. Во избежание повторного определения и списания завеса тары комиссия несмываемой краской указывает на таре дату и номер акта. Акты о завесе из - под рыбы и рыботоваров (кроме икры) не составляют. Завес тары по этим товарам списывают за счет дополнительной скидки, предоставляемой поставщиком под завес тары, на день инвентаризации и пределах выявленной недостачи товаров сверх нормы естественной убыли.
Необходимость в переоценке
товаров возникает при изменении розничных
цен. Цены могут быть изменены как в сторону
снижения (уценка), так и повышения (дооценка).
Распоряжение о проведении переоценки
дается правительственными и местными
органами власти, которым предоставлено
право вносить изменения в действующие
прейскуранты розничных цен. Переоценка
проводится в следующих ценах:
Для проведения переоценки распоряжением вышестоящей организации создается комиссией, в состав которой входят: руководитель торгового предприятия или его заместитель (председатель комиссии); специалисты (товароведы, бухгалтеры), материально ответственное лицо. Комиссия в ходе переоценки определяет фактическое наличие товаров и сразу же их перемаркировывает , зачеркивает старые цены и указывают новые, удостоверяя их подписью председателя комиссии. Результаты переоценки, проведенной комиссией, оформляют составлением инвентаризационной описи - акта товаров и других материальных ценностей, подлежащих переоценке в связи с изменением розничных цен, и акта о переоценке товаров при переоценке по другим причинам. Описи - акты составляют отдельно по местам хранения товаров и материально ответственным лицам в трех экземплярах. В них указывают старые и новые цены со ссылками на номера прейскурантов и позиций в них, артикулы, сорта, полное наименование и количество товаров, стоимость товаров до и после переоценки, сумму разницы от переоценки. Все члены комиссии и материально ответственное лицо после взаимной сверки описи - акта и исправления обнаруженных расхождении подписывают каждую ее страницу. В конце описи - акта делают запись о правильности указанных в ней цен согласно товарным ярлыкам и новым прейскурантам. В остальном порядок оформления описи - акта по переоценке товаров такой же, как при обычной инвентаризации. Опись - акт передают в вышестоящую организацию, в бухгалтерию предприятия, материально ответственному лицу.
В процессе движения и хранения товаров на оптовых предприятиях возможны нормируемые и ненормируемые товарные потери. К нормируемым относятся потери, образующиеся при транспортировке, фасовке, хранении и реализации товаров. К ненормируемым относятся потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям, списанные на уменьшение доходов предприятия в связи с отказом суда за необоснованностью иска. Такие потери являются результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому они не нормируются и, как правило, возмещаются виновным лицами.
На предприятиях нормы естественной убыли установлены в зависимости от зоны, условий, сроков и сезона хранения товаров. Естественная убыль списывается на день инвентаризации в пределах фактически выявленной недостачи товара.
Каждое торговое предприятие
располагает большим количеством тары
и несет значительные расходы, связанные
с ней, причем нередко в результате бесхозяйственности,
недооценки ее роли в товарообороте, особенно
при переходе на хозрасчет. Расходы по
содержанию тары увеличивают издержки,
а потери тары относятся непосредственно
в уменьшение хозрасчетного дохода предприятия.
Приемка, оприходование, возврат и внутреннее
перемещение тары осуществляется одновременно
с товарами на основании одних и тех же
документов, (счет - фактур, товарно - транспортных
накладных, расходных накладных, актов
и т.д.), в которые ее вписывают отдельной
строкой. При приемке тары материально
ответственные лица должны проверять
соответствие фактического количества
и качества тары, правильность ее маркировки
данным, указанным в документах поставщика.
Тару ветхую и испорченную (кроме мешков)
списывают в присутствии товароведа по
таре по акту, составляемую в двух экземплярах:
первый передают руководителю предприятия
на утверждение, второй - материально ответственному
лицу для списания на издержки или в уменьшение
дохода предприятия. Тару, используемую
многократно, называют многооборотной.
Многооборотную тару, принадлежащую торговому
предприятию, учитывают по инвентарной
стоимости в составе основных средств.
2.2 Отчетность материально ответственных лиц по товарам и таре в оптовой и розничной торговле
Все документы, отражающие движение товаров и тары на торговом предприятии, материально ответственные лица прикладывают к своим товарным (товарно - кассовым) отчетам и в строго установленные сроки по графику сдают в бухгалтерию предприятия или в учётно - контрольную группу. Важное значение в учете имеет качественное и своевременное составление отчетности материально ответственными лицами. Отчетность используется администрацией для контроля за их деятельностью, сохранностью товарно - материальных ценностей, ходом выполнения плана поставки товаров и состояния товарных запасов.
Материально ответственные лица складов на основании приходных и расходных документов составляют товарные отчеты или сопроводительные реестры сдачи документов. Форма отчетности зависит от специализации оптового предприятия, ассортимента товаров, объема документооборота и организации аналитического учета товаров в бухгалтерии. Там, где используется оперативно - бухгалтерский (сальдовый) метод аналитического учета товаров, материально ответственные лица составляют товарные отчеты. На предприятиях, применяющих количественно - суммовой метод учета, имеющих большой документооборот, составляются сопроводительные реестры, представляющие собой простой перечень документов с указанием их наименования, номеров и количества (отдельно по приходу и расходу). Отчеты материально ответственных лиц используют для отражения товарных операций в учете, контроля за сохранностью, своевременностью оприходования и списания товаров и тары, ходом выполнения плана товарооборота, соблюдением лимита товарных запасов и других целей. Срок сдачи отчетности материально ответственными лицами утверждает руководитель торговой организации. Этот срок в зависимости от размеров и специализации предприятия, объема документооборота и других конкретных условий составляет от 1 до 10 дней. Сроки предоставления отчетности в бухгалтерию устанавливают руководитель и главный бухгалтер в зависимости от размера предприятия и других конкретных условий. Товарные отчеты и сопроводительные реестры составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр с первичными документами передают в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально ответственного лица. Материально ответственные лица розничных торговых предприятий составляют товарные отчеты единой типовой формы. Перед составлением товарного отчета все приходные и расходные документы должны быть тщательно проверены (цены, таксировка, подсчет итогов, правильность оформления), подобраны по датам, видам операции, поставщикам и вписаны в отчет в определенной последовательности, удобной для дальнейшей бухгалтерской обработки. Вначале в отчет вписывают документы промышленных, затем оптовых предприятий по внутренней переработке и прочему поступлению (излишки при инвентаризациях, суммы от дооценки товаров и др.). Последовательность записей в расходной части товарных отчетов такова: вначале отражается выручка за реализованные товары за наличный расчет и в кредит, мелким оптом, затем возврат товаров и тары промышленным и оптовым предприятиям, отпуск в порядке внутренней переброски и прочее выбытие (списание завеса тары, боя, брака и порчи, уценки и др.). В товарных отчетах указываются лимит товарных запасов и остатки товаров и тары на начало дня (эти данные берут из предыдущего отчета). Затем в приходную и расходную его части последовательно вписывают соответствующие документы с указанием, от кого поступили или кому отпущены товары, номера и даты документов, стоимость товаров и тары (по каждому документу в отдельности). Подсчитываются итоги по приходной и расходной части отчета и выводится остаток на конец дня по формуле товарного баланса:
Он+ П = Р+ Ок
Он+ П - Р= Ок,
где Он - остаток на начало отчетного периода; П- поступление товаров и тары за этот период; Р- расход за отчетный период; Ок- остаток на конец отчетного периода.
К товарному отчету прилагают все документы в той последовательности, в какой они внесены в отчет. В конце отчета указывают общее число приложенных к нему документов. Отчет подписывают материально ответственное лицо и один из членов бригады. На оборотной стороне товарного отчета (или отдельно) составляют отчет о движении тары в натурально-стоимостном выражении. Товарные отчеты составляют в двух экземплярах: первый с приложенными к нему документами передают в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально ответственного лица. Бухгалтер должен проверить отчет по форме, по существу и арифметически в присутствии материально ответственного лица, сверить документы по сумме выручки с кассовыми отчетами, по поступлению и выбытию товаров с документами складов торговых организаций, поставщиков и других магазинов. Обнаруженные в ходе проверки ошибки бухгалтер исправляет в обоих экземплярах отчета и доводит до сведения материально ответственного лица под расписку в отчете. Небольшие торговые предприятия, а также в мелкорозничной сети составляют товарно - кассовые отчеты, где выручку отражают отдельно по каждому расходному документу, подтверждающему сдачу выручки или использование ее части на месте.
Одновременно с товарным отчетом материально ответственные лица составляют отчет о движении тары в количественно- стоимостном выражении. Итоговая строка данного отчета должна быть сверена с суммами остатков, прихода и расхода тары, отраженными в графе «Тара» товарного отчета (суммы должны совпадать). Проверенные и принятые к учету товарные отчеты проходят бухгалтерскую обработку, отражают на счетах бухгалтерского учета и регистрируют в журнале ордере по счету «Товары на складах». Сальдо, полученное по данным бухгалтерского учета, сверяют с остатком товаров и тары по товарному отчету.
2.3 Инвентаризация товаров и тары на складах оптовых и розничных предприятиях
Инвентаризации в розничной
торговле проводится в сроки, установленные
руководителем торгового предприятия,
но не реже двух раз в год.
Инвентаризация включает три этапа: проверку фактического наличия товаров, ее документальное оформление и определение результатов инвентаризации. В оптовой торговле плановая инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса на холодильниках проводится не менее одного раза в год, остальных продовольственных товаров- не менее двух раз в год также и в розничной торговле. Внеплановая инвентаризация проводится по распоряжению руководителя вышестоящей организации (предприятия) при смене материально ответственных лиц, немедленно при установлении фактов краж, ограблении, хищений, порчи ценностей, а также при переоценке товаров. Срок проведения инвентаризации должен быть минимальным, чтобы не допустить значительной потери товарооборота. Инвентаризация на розничных торговых предприятиях начинается с проверки наличия денежных средств в кассе, а при ее отсутствии- на руках у продавцов. Такую проверку оформляют актом снятия остатков кассы в магазине и фиксируют на титульном листе инвентаризационной описи. Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчет и передает его для проверки и визирования документов председателю комиссии. По кассе определяют результат (недостача, излишек), который отражают в акте.
Председатель комиссии и счетный работник проверяют и визируют товарный отчет и все приходные и расходные документы, приложенные к нему, и ставят штамп "До инвентаризации". С материально ответственного лица берут подписку №1. Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений магазина. В это время в торговом зале члены бригады материально ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, артикулам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчета, перемеривания. Подготовка товара к пересчету и перевешиванию проводится в присутствии членов комиссии, которые перевешивают, пересчитывают, перемеривают все товары. Не распакованные товары распаковывают. Если распаковка товара может вызывать понижению его качества, то массу товара определяют по трафарету (и массе брутто) с выборочной проверкой ряда товарных мест. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвентаризационной описи - акте. Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару. Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации товаров , материалов, тары и денежных средств в торговле (в мелкорозничной сети не позднее следующего дня после ее окончания; по магазинам - в трехдневный срок).
Инвентаризация товарных запасов
Информация о работе Учёт товарных операций в оптовой и розничной торговле