Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:34, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении теоретических и практических основ учета расходов на оплату труда.
Для достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность заработной платы; её виды и принципы начисления;
- ознакомиться с нормативной базой по учету оплаты труда;
- рассмотреть особенность документального оформления расчетов с персоналом по оплате труда;
Зарплата начислена, и, естественно, все хотят получить ее в срок. Но существует обязанность по уплате налогов. Часто на практике руководители идут на то, чтобы зарплату выдать в срок, а налоги уплатить потом, когда будут деньги. К их радости, сегодня не надо указывать на чеке «Задолженности по налогам в бюджет нет», а банки не отслеживают уплату налогов предприятиями, хотя это требование действовало совсем недавно. Отсутствие денег на расчетном счете – одна из причин того, что бюджет не получит в срок платежи. Но существует еще одна: в платежные документы закрадывается ошибка. Ошибка бухгалтера при заполнении платежных документов на перечисление налогов влечет несвоевременное отражение в карточках лицевых счетов оплаченных налогов, и возникает недоимка, а затем осуществляются мероприятия, направленные на ее взыскание, то есть выставляются требования об уплате налогов на расчетный счет.
Кроме того, за их несвоевременное перечисление в бюджет организацию ждут пени в размере 1/ 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае внесения причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Они также могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 – 48 НК РФ. Данные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Безналичные расчеты между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов устанавливаются ЦБ РФ Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П (далее – Положение ЦБ РФ № 2-П). Заплатить налоги в бюджет организация может только через расчетный счет в банке, открытый на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета. Только физические лица могут заплатить налоги наличными деньгами.
Согласно п. 2.3Положения ЦБ РФ № 2-П при осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться в том числе перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Описание полей платежного поручения содержится в Положении ЦБ РФ № 2-П.
Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н (далее – Правила).
Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов РФ. В одном расчетном документе по одному коду бюджетной классификации РФ не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа. Наличие в платежке незаполненных полей не допускается.
Глава III. Аудит расчётов по оплате труда
3.1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
Для осуществления аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда применяется следующая группа документов:
Гражданский Кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, некоторые статьи которого напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового характера, как в юридической, так и в экономической части (ст. 746, 735, 781 и т.д.).
Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, содержащие законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Трудовой кодекс Российской Федерации, основными целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений непосредственно связанных с ними отношений по:
-организации труда и управлению трудом;
-трудоустройству у данного работодателя;
-профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
-социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
-участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
-материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
-надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
-разрешению трудовых споров;
-обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Выполнение в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников Российской федерации независимо от форм собственности и вида деятельности. Нарушение любой статьи Трудового Кодекса Российской Федерации является серьезным противозаконным действием и карается в административном и уголовном порядке.
Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера (утверждена Постановлением Госкомстата России № 116 от 24 ноября 2000г. по согласованию с Минэкономразвития России, Минтрудом России и Банком России (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 19.09.2002 № 179).
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н)).
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утверждены Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004г. № 1).
3.2. Цели проверки и источники информации
Целью аудита, при проверке расчетов по оплате труда, является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.
Основные задачи аудиторской проверки расчетов по оплате труда:
-оценка существующей в
-соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
-оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
-оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
-проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
-проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
В качестве основной нормативной базы используются Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Источниками информации служат документы по зачислению,
увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.
Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются:
-приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1);
-личная карточка (ф. № Т-2);
-учетная карточка научного работника (ф. № Т-4);
-приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5);
-приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);
-приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются:
-табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12);
-расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49);
-расчетная ведомость (ф. № Т-53);
-лицевой счет (ф. № Т-54).
Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся:
-сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.);
-регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате;
-журналы-ордера;
-Главная книга;
-баланс (ф. № 1).
3.3. Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся:
- соблюдение положений
внутреннего контроля по трудовым отношениям;
- учет и контроль выработки и начисления заработной платы
рабочим-сдельщикам;
- учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
- расчеты удержаний из
- аналитический учет по
и удержаний);
- сводные расчеты по заработной плате;
- расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет
логов и платежей с ФОТ;
- расчеты по депонированной заработной плате.
Представленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач. Вопросы для проверки данного предприятия представлены в таблице 3.3. По данным заполненного справочника (вопросника) можно дать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень и т.д.), бухгалтерского учета этого раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности, достоверности).
Таблица 3.3.
Вопросы для проверки
Содержание вопроса |
Вариант ответа |
Примечание | ||
Да |
Нет |
Нет ответа | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I Соблюдение положений | ||||
Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава: |
||||
Личные карточки на работающих (ф. № Т-2) |
||||
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6) |
||||
Приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5) |
||||
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8) |
||||
Ведутся ли на работников трудовые книжки |
||||
Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании |
||||
Ведутся ли в цехах (отделах) табели учета рабочего времени |
||||
Применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ |
||||
Используются ли типовые формы первичных документов |
||||
Организовано ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов |
||||
Применяется ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда |
||||
Применяются ли наряды на бригаду |
||||
II Учет и начисление повременных и других видов оплат | ||||
Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю учета рабочего времени |
||||
Проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов выплат |
||||
Применяется ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы |
||||
III Расчет удержаний из заработной платы физических лиц | ||||
Проставлены ли в лицевых ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного начисления удержаний: |
||||
Налога на доходы физических лиц |
||||
Удержаний по исполнительным листам |
||||
Прочих удержаний |
||||
Применяется ли ПК для учета удержаний |
|
|||
Проверяли ли органы социального страхования и налоговых служб расчеты по налогу физических лиц |
||||
IV Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний) | ||||
Продолжение таблицы 3.3. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ведутся ли расчетно-платежные ведомости |
| |||
Ведутся ли расчетно-платежные ведомости и лицевые счета на работающих |
||||
Применяется ли ПК для ведения аналитического учета |
||||
Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими |
||||
V Сводные расчеты по зарплате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ | ||||
Имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости |
| |||
Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными по единому социальному налогу (социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду) |
||||
Проверяет ли бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда |
||||
Применяется ли ПК для сводных расчетов по оплате труда |
||||
Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда |
||||
VI Расчеты по депонированной | ||||
Ведутся ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате |
||||
Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 91 «прочие доходы и расходы» по истечении срока исковой давности |
||||
Применяется ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате |