Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 12:15, шпаргалка
Бухучет, его роль и значение в системе управления. Взаимосвязь оперативного, статистического и бухучета. Налоговый учет.
4
Определение основных средств, их классификация и оценка. Учет НДС по приобретенным, основным средствам. Учет ремонта основных средств.
Информационная, контрольная и аналитическая функции БУ. Задачи БУ. Предмет и метод БУ. Элементы метода БУ.
Учет износа основных средств. Особенности учета арендуемых и сданных в аренду основных средств.
Отвлеченные средства | ||
Отвлеченные средства за счет прибыли |
Убытки |
Финансовые вложения |
Рис. 2.5. Группировка отвлеченных средств
Отвлеченные средства за счет прибыли - суммы, перечисленные в доход бюджета в виде налогов, а также направленные на образование специальных фондов предприятия.
Убытки - это потеря средств из-за нерационального ведения хозяйства, стихийных бедствий.
Финансовые вложения - долгосрочные и краткосрочные вложения денежных средств или имущества в другие предприятия с целью получения дохода,
Классификацию имущества хозяйства по сферам нахождения можно представить в следующем виде (рис. 2.6).
Имущество | |||
Сфера производства |
Сфера обращения |
Внепроизвод-ственная сфера |
Отвлеченные средства |
Предметы труда |
Основные средства |
Основные средства |
Убытки |
Малоценные и быстроизнашивающи |
Оборотные средства |
Отвлеченные средства за счет прибыли | |
Основные средства и нематериальные активы |
Финансовые вложения |
Рис. 2.6. Группировка имущества хозяйства по сферам нахождения
Группировка имущества по источникам образования показывает, за счет каких источников средства образованы и для каких целей предназначены (рис. 2.7).
Источники | |
Собственные |
Привлеченные |
Уставный капитал |
Обязательства по распределению валового внутреннего продукта |
Целевые финансирование и поступления |
|
Прибыль |
Займы и кредиты |
Амортизационный фонд |
Кредиторская задолженность |
Резервный капитал |
|
Фонды |
Рис. 2.7. Группировка имущества хозяйства по источникам образования
Все источники образования
средств хозяйства
К собственным источникам образования относятся уставный капитал, прибыль, резервы, фонды, целевые финансирование и поступления, амортизация.
Уставный капитал - стоимость имущества, которым владеет предприятие на момент его создания (вклады учредителей в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов и др.) для обеспечения его деятельности. Уставный капитал может изменяться.
Прибыль -сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до конца отчетного периода от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств и др. Однако не вся прибыль является источником образования имущества, так как часть
ее уплачивается государству в виде налогов, а часть остается на предприятии для возобновления производства.
На предприятии создаются из прибыли специальные фонды, которые имеют строго целевое назначение (фонды накопления, фонд потребления, резервный фонд).
Резервы - собственные источники образования средств предприятия. Они создаются в ходе производственно-хозяйственной деятельности и используются по целевому назначению (резерв по сомнительным долгам, резерв на ремонт основных средств, резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет и т.д.).
Целевые финансирование и поступления - средства, поступившие от государства, других предприятий и физических лиц для осуществления целевых мероприятий.
Амортизационный фонд - аккумулированные средства предприятия на простое воспроизводство основных средств.
К заемным (привлеченным) источникам образования средств относятся: займы, кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.
Кредиты и займы - долги предприятия другим организациям. К займам относятся суммы выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, облигаций. Различают краткосрочные и долгосрочные займы.
Кредиты банка - сумма полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка. Краткосрочные (срокам до одного года) кредиты банк выдает предприятию на оплату купленных товарно-материальных ценностей, на выплату заработной платы и т.д. Долгосрочные (сроком более одного года) кредиты используются предприятием на финансирование капитальных вложений в основные средства и технологии.
Кредиторская задолженность - сумма задолженности поставщикам за товары и услуги по выданным векселям, по авансам полученным и др.
Обязательства по распределению валового внутреннего продукта - это задолженность предприятия своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате, возникающая в результате несовпадения во времени момента ее начисления и выплаты. К таким же источникам относятся долги органам социального страхования и обеспечения, бюджету по налогам.
5. Учёт выбытия НМА.
Выбытие НМА оформляется актом приёма-передачи, протоколом заседания правления АО и актами по списанию НМА. Выбытие отражается на счёте 48. Выявляется финансовый результат по операции. Разница между кредитовым и дебитовым оборотом по счёту списывается на финансовый результат.
1) Безвозмездная передача. Д48-К04 - на перв. ст-ть, Д05-К48 - на величину начисленного износа. Финансовый результат списывается на Д87 (по НМА произв. назнач.), Д88 (непроизв. назнач.).
2) Операции по вкладам
НМА в УК других предпр. отражаются
на счёте 06, разницу между остаточной
стоимостью НМА и суммой фин. в
3) При реализации НМА продавец перечисляет в доход бюджета сумму НДС, расчит. с продажной цены: Д48-К04 - на перв. ст-ть, Д05-К48 - на сумму начисленного износа, Д76-К48 - на сумму полученной от покупателя выручки, Д48-К68 - на сумму НДС, получ. от покупателя, финансовый результат списывается на прибыль.
Под организацией бухгалтерского учета понимается совокупность условий построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности и контроля за рациональным использованием всех ресурсов.
Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на ряде общих принципов (рис. 8.1).
Принципы построения учета | ||
Государственное регулирование |
Повышение роли учета | |
Широкие права предприятия |
Аналитичность данных | |
Общие принципы управления |
Динамичность организации |
Рис. 8.1. Принципы построения бухгалтерского учета в Российской Федерации
Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Правительством РФ, Министерством финансов РФ и другими ведомствами. Оно заключается в разработке общих принципов организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности предприятий и организаций, ведущих бухгалтерский учет.
Постоянно повышается роль и значение бухгалтерского учета в информационном обеспечении как внешних, так и внутренних пользователей в контроле за рациональным использованием ресурсов.
Принцип аналитичности информации позволяет выявить влияние разных факторов на показатели хозяйственной деятельности.
Динамичность организации бухгалтерского учета делает его гибким и приспособленным к резко изменяющимся условиям работы. Она направлена на совершенствование как методов и техники ведения учета, так и на совершенствование организации труда работников учета.
Применение общих принципов управления в бухгалтерском учете (системный подход, экономико-математические методы и т.д.) значительно расширяют исследовательский аппарат бухгалтерского учета, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии.
Бухгалтерский учет в Российской Федерации отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности. В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Первый уровень системы документов - законодательные акты. В них отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляют Закон о бухгалтерском учете и указы, Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Второй уровень - документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время утверждены и действуют стандарты:
-положение по бухгалтерскому
учету "Учетная политика
-положение по бухгалтерскому
учету "Учет договоров (
-положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95),
-положение по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская
-положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97).
Таким образом, система документов первых двух уровней составляет законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.
Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета на предприятиях исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить.
Примером документов третьего уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов СССР 1 ноября 1991 г.с изменениями и дополнениями, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ 13 июня 1995 г. и др.
Четвертый уровень - совокупность документов предприятия, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются им на основе документов первых трех уровней (рабочий план счетов, формы первичных документов, учетных регистров).
Исходя из организационно-технических особенностей каждая организация разрабатывает и утверждает для себя учетную политику, под которой понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика должна быть неизменной в течение длительного времени, своевременно доведена до налоговых органов и отвечать ряду требований (рис. 8.3).
Совокупность требований учетной политики | ||||
Полнота |
Осмотрительность |
Приоритет содержания над формой |
Рациональность |
Непротиворечивость |
Под полнотой учетной политики понимается обеспечение отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций.
Осмотрительность означает применение способов учета, обеспечивающих большую готовность отражения в бухгалтерском учете потерь и пассивов, чем доходов и активов.
Приоритет содержания над формой предполагает при отражении хозяйственных операций ориентирование не только на правовую основу, но и экономическое содержание.
Рациональность - экономное ведение учета исходя из размеров хозяйствующего субъекта и масштабов его деятельности.