Шпаргалка по дисциплине "Управленческий учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управленческий учет".

Вложенные файлы: 1 файл

uchet.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

1. Управ. учет, его сущность, основные принципы и задачи.

Управ. учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).Основными задачами управленческого учета являются: - своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию продукции; - исчисление показателей себестоимости продукции (плановых, нормативных, фактических); - контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - получение оценочных данных по различным моделям хозяйствования; - определение финансовых результатов деятельности структурных подразделений. На основе данных управленческого учета принимаются управленческие решения о внедрении современной техники и технологии, применении новых форм организации труда, выявлении резервов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности.

Управ.учет  характеризуется: 
1) отсутствием стандартизации — способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;

2) конфиденциальностью — информация  управленческого учета предназначена исключительно для внутреннего потребления;

3) плановым характером — управ. учет призван давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.);

4) измерением показателей как  в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, например, измерение количества производственных запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.д. Подобное измерение применяется и в аналитическом учете;

5) актуальностью предоставленной  информации (за счет использования  приблизительных оценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции;

6) гибко определяемой, индивидуальной  периодичностью отчетов;

7) расширенным составом объектов  учета — в качестве объектов  учета могут выступать отдельные  изделия, виды деятельности, центры ответственности.

2. Классификация и поведение затрат в управленческом учете.

Решению каждой из задач управленческого учета соответствует своя классификация затрат. Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

1) входящие и истекшие;2) прямые и косвенные;

3) основные и накладные;4) входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические, или затраты периода);

5) одноэлементные и комплексные;

6)текущие и единовременные.

Для принятия решения и планирования различают:1) постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;2) затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;3) безвозвратные затраты;4) вмененные затраты;5) предельные и приростные затраты;6) планируемые и непланируемые.

Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.

3. Классификация и поведение доходов в управленческом учете.В современных условиях хозяйствования значительно усилилась роль прибыли. Она стала главным обобщающим и оценочным показателем деятельности предприятия и основным источником его самообеспечения и самофинансирования. Одним из основных показателей, формирующих прибыль предприятия, является «доход». Этот показатель используется как в управленческом, так и финансовом учете. Коммерческие организации в процессе хозяйственной деятельности используют различные виды доходов, которые классифицируются по разным признакам.1. По отраслям деятельности доход может быть от: • производственной деятельности;• торговой деятельности;• оказания услуг и т.д. 2. По видам деятельности доход поступает от:• основной деятельности;• инвестиционной деятельности;• финансовой деятельности.3. По источникам формирования доход может быть от: • продажи продукции (работ, услуг);• прочих поступлений.К прочим поступлениям относятся доходы, включающие в себя:  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;• поступления в возмещение причиненных организации убытков;• доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году;• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;• курсовые разницы;• сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) и др.4. По характеру налогообложения доход бывает двух видов:• подлежащий налогообложению;• не подлежащий налогообложению.Такое деление дохода играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций их конечного эффекта. 5. По влиянию инфляционного процесса доход делится на:• номинальный;• реальный. Реальный доход характеризует размер номинально полученного дохода, скорректированного на темп инфляции в соответствующем периоде. 6. По периоду формирования выделяют доход:• предшествующего периода;• отчетного периода;• планового периода (планируемый доход).

 

4. Организация управленческого  учета по центрам ответственности.

Применяя концепцию учета по центрам ответственности, необходимо различать два понятия – центр затрат и центр ответственности.Центр затрат – это сегмент торговой организации (или область деятельности), по которому целесообразно аккумулировать затраты и руководитель которого может контролировать только затраты. Обычно это структурные подразделения низшего уровня. Центр ответственности – это сегмент торговой организации, по которому контролируются как произведенные затраты, так и полученный доход или процесс его инвестирования. Причем руководитель «центра ответственности» несет ответственность за процесс формирования этих показателей. Другое дело, что центр затрат может совпадать с центром ответственности, а может быть частью его.Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных об издержках обращения и результатах деятельности по каждому центру ответственности, с тем чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо. С позиции управления деление торговой организации на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой торговой организации;во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо – менеджер;в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат;необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности. Менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности;менеджеры центра ответственности должны принять участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.

5. Организация управленческого учета по центрам затрат Центры ответственности исходя из объема полномочий и ответственности необходимо подразделять на центры затрат, продаж, прибыли и инвестиций.Центр затрат — это структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т.п. рабочие места, участки, бригады, цехи, отделы предприятия, например конструкторское бюро, отдел технического контроля и контроля качества, инструментальная мастерская, отдел рекламы, плановый, финансовый отделы и т.п. Каждому такому участку присваивается свой регистрационный номер, который фиксируется в номенклатуре мест возникновения издержек на предприятии.Для центра затрат в управленческом учете устанавливаются единицы измерения, на которые приходятся издержки (базы распределения издержек). Они необходимы для последующего калькулирования себестоимости продукции.Центры затрат необходимо подразделять на центры регулируемых и произвольных затрат.Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между затратами и объемом выпуска продукции. Например, у производственного цеха существуют нормы расхода материалов, нормативная трудоемкость единицы продукции и т.д., а суммарные затраты на материалы и оплату труда определяются путем умножения нормативных затрат на единицу продукции и на запланированный объем выпуска. Управление затратами таких центров осуществляют с помощью заранее составленных гибких бюджетов. Руководитель центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, а его деятельность оценивается путем сопоставления плановых (нормативных) и фактических затрат на единицу продукции.Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности не существует. Руководство организации практически не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает ее как заданную величину. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, лаборатория химико-технического контроля и т.д.Учет затрат по их центрам  позволяет руководству предприятия обеспечить:- действенный и всесторонний контроль эффективности работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;- распределение накладных издержек между отдельными видами продукции, что необходимо при калькулировании себестоимости продукции.А также: децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления, использовать специфические методы контроля расходов с учетом особенностей деятельности каждого подразделения, выявлять виновников непроизводительных затрат и, в конечном итоге, существенно повысить экономическую эффективность хозяйствования.

14.Нормативный метод  учета затрат на производство

Основными задачами нормативного метода учета затрат на производство являются: • своевременное предупреждение нерационального расходования всех видов ресурсов на изготовление продукции; • содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и в разработке мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов предприятия.

Основанием нормативного метода учета являются нормативные калькуляции, т.е. калькуляции изделий, исчисленные по действующим на начало отчетного периода нормам.

При нормативном методе учета отдельно выявляются:

• затраты по действующим нормам - нормы, по которым в данное время осуществляется отпуск материалов на рабочие места и производится оплата рабочим за выполненную работу.

• отклонения от действующих норм - отступления от норм при расходовании материалов в производстве. Дополнительный отпуск материалов обычно осуществляется по специальным требованиям с сигнальной красной диагональной полосой.

6. Организация УПУЧ по  центрам продаж.Разновидностью центра ответственности является центр продаж – подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку, но не за затраты, например отдел сбыта, экспедиция, магазин, склад. Взаимосвязи между затратами на функционирование такого центра и значением выручки практически нет, в связи с чем основным контролируемым показателем является выручка от продаж, а также определяющие ее показатели: объем сбыта, структура реализации и цена. Центр ответственности за сбыт продукции (центр продаж) планирует, учитывает и контролирует затраты по продаже продукций (работ, услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку от продажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов.Центр доходов – это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не за затраты. Деятельность руководителей подобных подразделений в системе управления затратами оценивается на основе полученной выручки или суммы внутренних доходов, поэтому задачей учета в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе. Это не означает, что в подразделениях отсутствуют расходы, но затраты на их содержание несопоставимы с объемами доходов, которые они контролируют. Центр доходов обычно формируется в сбытовых подразделениях, ответственных за доходы от продаж по своим подразделениям или даже участкам рынка.Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например, за обеспечение конкуренции на тех рынках, где фирма занимает первую или вторую позиции по продажам. Некоторые центры доходов контролируют цены, ассортимент строительной продукции и деятельность по стимулированию сбыта. Поскольку эффективность работы строительной организации можно определить только размером прибыли, которая не является целью менеджеров центров затрат и доходов, в системах управления затратами организаций часто встречаются центры прибыли и инвестиций. Центры доходов и прибыли различаются, как часть и целое. Менеджеры центров прибыли (в отличие от руководителей центров затрат) не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сократит их доходы, а следовательно, и прибыль, по которой оценивается эффективность их работы. Цель данного центра – получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания определяющих ее элементов: объема продаж, продажных цен, переменных и постоянных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Организация УПУЧ по  центрам прибыли.Центрами прибыли могут быть цехи, производства, отделы сбыта (маркетинга) и другие подразделения организации, руководители которых являются ответственными и обладают полномочиями как по затратам, так и по доходам. В качестве центра прибыли выступает также организация в целом. Отчетным документом по затратам центра прибыли являются рассмотренные ранее отчеты об исполнении сметы центров затрат высших уровней (обычно начиная с цехового уровня). Основным же отчетным документом центра прибыли является I отчет по прибыли, содержание которого зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, от обычной деятельности, до налогообложения, чистой или маржинального дохода. Если центр прибыли отчитывается по валовой прибыли, то в отчете отражают стоимость произведенной продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции данного центра, составляющие ее производственную себестоимость, и исчисляемую величину валовой прибыли. При составлении отчета по валовой прибыли следует учитывать, что организации могут в соответствии с принятой учетной политикой включать общехозяйственные расходы в состав производственной себестоимости или списывать их на счет 90 «Продажи»; в первом случае показатель производственной себестоимости в отчете определяется с учетом общехозяйственных расходов, а во втором случае - без указанных расходов. Общехозяйственные расходы во втором случае будут учтены при составлении отчета по прибыли от продаж. В том случае, когда центр прибыли отчитывается по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительно данные о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и соответствующей части общехозяйственных расходов (если они не включаются в производственную себестоимость), позволяющие исчислить полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации. При составлении отчета по прибыли от обычной деятельности в отчет включают данные об операционных и внереализационных доходах и расходах и сумме налога на прибыль. Сумму прибыли до налогообложения определяют прибавлением к прибыли от продаж операционных и внереализационных доходов и вычитанием из полученной суммы операционных и внереализационных расходов. Прибыль или убыток от обычной деятельности определяют вычитанием из суммы налогооблагаемой прибыли суммы налога на прибыль При решении вопроса о целесообразности включения операционных и внереализационных доходов и расходов в отчет по прибыли нужно иметь в виду, что лишь небольшая часть указанных доходов и расходов имеет прямое отношение к центрам прибыли и может быть отнесена на центры прямым путем. Основная часть операционных доходов и расходов носит централизованный характер и распределяется по центрам прибыли косвенными способами. При неудачно выбранной базе распределения таких операционных доходов и расходов они могут существенно исказить показатели прибыли соответствующих центров.  Вместе с тем включение в отчетность центров по прибыли неконтролируемых менеджерами центров операционных доходов и расходов может иметь и положительное значение, поскольку у них возникает заинтересованность в оценке обоснованности операционных и внереализационных расходов. В качестве одного из вариантов составления отчета по центру прибыли можно рекомендовать включение в него только тех операционных и внереализационных доходов и расходов, которые имеют непосредственное отношение к соответствующему центру.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управленческий учет"