Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:39, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные способы и методы анализа затрат на производство на промышленном предприятии, а также вопросы и проблемы, возникающие в связи с этим анализом
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО 4
§1. Расходы, затраты и себестоимость 4
§2. Состав затрат на производство 6
§3. Группировки производственных затрат 10
§4. Классификация производственных затрат 12
ГЛАВА 2. СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ 17
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ 21
§1. Смета затрат на производство и реализацию продукции. 21
§2. Управление себестоимостью 24
§3. Основные показатели себестоимости 25
§4. Анализ структуры затрат на производство 27
§5. Анализ затрат в разрезе экономических элементов 28
§6. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции 30
§7. Анализ затрат на оплату труда 33
§8. Анализ затрат, связанных с использованием основных фондов 35
§9. Анализ комплексных затрат в себестоимости продукции 37
9.1. Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению 38
9.2. Анализ коммерческих расходов. 39
§10. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 44
Анализ заработной платы по 3-ему направлению – по калькуляциям конкретных изделий, - предусматривает наличие информации о трудоемкости изделия и средней заработной платы на единицу трудоемкости. При анализе заработной платы, относимой на конкретное изделие, необходимо учитывать, что изменение заработной платы основных производственных рабочих зависит от следующих факторов:
Если в калькуляции имеются сведения о затратах времени на единицу изделия и о среднечасовой оплате – можно определить влияние 2-х факторов на отклонение от плана суммы заработной платы производственных рабочих на 1 изделие.
При дальнейшем анализе необходимо выяснить причины изменения трудоемкости изделия и средней оплаты за 1 час работы. Например, уменьшение трудоемкости может быть результатом совершенствования технологического процесса или отказа от каких-либо технологических операций, что может привести к снижению качества продукции.
Увеличение оплаты за 1 час работы может быть связано с изменением состава работы (увеличением доли высокооплачиваемых работников), с увеличением тарифных ставок или разного рода доплат, например, за работу в сверхурочное время.
Влияние эффективности использования основных фондов на затраты коммерческой организации проявляется в экономическом элементе «Амортизация основных фондов». Анализ этого влияния можно провести в 2-х направлениях:
Коэффициенты удельной амортизации могут быть исчислены за несколько сравниваемых периодов времени по данным бизнес-планов, организаций-отраслевых лидеров, конкурентов и т.п.
Фактические показатели сопоставляются с базовыми и делаются выводы об их изменении.
Коэффициенты удельной амортизации рассчитываются в копейках (процентах) на 1 руб выручки-нетто от продаж.
сумма амортизационных отчислений за период, тыс.руб.
К уд.амортизации = _____________________________
выручка-нетто от продаж за период, тыс.руб.
В таблице 3 §5 главы 3 приведены показатели удельной амортизации за 2 года:
КУА0= 0,01
КУА1= 0,01
Отсюда видно, что в исследуемом периоде не произошло ни относительной экономии, ни относительного увеличения затрат на амортизацию основных фондов.
Если же в организации имело место существенное изменение стоимости основных фондов (продажа или ликвидация крупных объектов, приобретение, безвозмездная передача, ввод объектов в эксплуатацию), то можно рассчитать влияние движения объектов основных фондов на сумму начисленной амортизации и, как следствие, на издержки. Такие расчеты должны проводиться исходя из конкретных сроков снятия с учета (постановки на учет) отдельных объектов.
В составе себестоимости
При экономическом анализе каждая группа комплексных затрат изучается отдельно.
Общепроизводственные расходы (ОПР) и общехозяйственные расходы (ОХР) – это затраты по обслуживанию производства и управлению. Комплексный характер названных выше расходов означает, что каждая группа содержит несколько различных по экономическому содержанию элементов.
Одновременно названные группы расходов являются косвенными, т.е. распределяются между видами товаров (продукции, работ, услуг) пропорционально какой-либо базе, в соответствии с Приказом по учетной политике предприятия.
Задачи анализа комплексных затрат:
При составлении бизнес-планов необходимо составить смету ОПР по каждому подразделению, ОХР – в целом по предприятию. Сметы, как правило, разрабатываются на год с разбивкой по кварталам. Они служат базой для контроля этой группы затрат.
При экономическом анализе
Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению, как правило, начинается с изучения их динамики, которая определяется с помощью относительных показателей – коэффициентов затрат на 1 руб выручки от продаж.
Этот анализ позволяет в дальнейшем выявить тенденции изменения затрат по годам, кварталам и определить дальнейшие направления анализа.
Таблица 6
Анализ динамики расходов по обслуживанию производства и управлению
Показатели |
За пред. период |
За отч. период |
В%к пр.году | |
1. |
Выручка нетто |
5 122 835 |
10 893 097 |
212.64 |
2. |
Расходы по обслуживанию пр-ва, в т.ч. |
318 865 |
503 362 |
157.86 |
2.1. |
ОПР |
0 |
0 |
0.00 |
2.2. |
ОХР |
318 865 |
503 362 |
157.86 |
3. |
Расходы на 1 руб выручки, в т.ч. |
0.06 |
0.05 |
74.24 |
3.1. |
ОПР, коп. |
0 |
0 |
|
3.2. |
ОХР, коп |
0.06 |
0.05 |
74.24 |
Фактическая сумма расходов по обслуживанию производства и управлению в отчетном периоде выше по сравнению с предыдущим. Однако, в копейках на руб выручки эта сумма несколько ниже. Это объясняется тем, что темпы роста выручки (212,64%) опережают темпы роста расходов по обслуживанию производства и управлению (157,86%). Это подтверждает необходимость анализа данной группы расходов с помощью коэффициентов в копейках на руб выручки.
Данные таблицы 6 позволяют увидеть только общую картину изменения расходов. полученные результаты являются следствием взаимодействия множества факторов. Выявить резервы экономии затрат можно лишь на основе тщательного изучения каждой группы расходов в отдельности.
Реализация товаров (продукции, работ, услуг) вызывает ряд расходов. Они называются расходами на продажу (коммерческими расходами) и включаются в полную себестоимость продаж.
В состав расходов на продажу включаются:
Согласно Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета, расходы на тару и упаковку готовой продукции считаются прямыми, условно-переменными расходами. Все прочие виды коммерческих расходов считаются косвенными.
Коммерческая организация
При анализе по условно-переменным затратам рассчитывается относительные отклонения по смете. Для этого плановая себестоимость по каждой статье пересчитывается на процент выполнения плана по объему продаж, затем выявляются отклонения фактических сумм от пересчитанных плановых показателей.
В экономической литературе ведется дискуссия о том, каким образом рассчитать процент выполнения плана по объему продаж.
Iq = ∑q1p0 / ∑q0p0
Iq = ∑q1с0 / ∑q0с0
Более обстоятельно причины экономии и перерасхода можно выявит по данным бухгалтерского учета с привлечением плановых расчетов с покупателями и комиссионерами.
При анализе расходов на продажу необходимо иметь в виду, что расходы на рекламу нормируются в целях налогообложения16.
Все затраты организации, как уже было нами рассмотрено в §4 главы 1, можно разделить по отношению к объему производства на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-постоянным затратам, т.е. к затратам, величина которых не зависит напрямую от объема произведенной продукции, можно отнести:
Важной особенностью условно-постоянных затрат является то, что их нелегко снизить при сокращении объемов производства и продаж, особенно в случаях незапланированного сокращения. В связи с этим в экономической литературе встречается термин «ноша условно-постоянных затрат».
К условно-переменным затратам (к тем, которые изменяются пропорционально объему продукции) относятся следующие виды затрат:
Если в фирме имеются
При планировании и анализе выручки и прибыли от продаж используются такие показатели как:
Маржинальный анализ себестоимости и прибыли позволяет решить следующие практические задачи:
Проведем маржинальный анализ себестоимости и прибыли для ОАО «НТЦ «Ратэк» и рассмотрим перечисленные выше показатели на практическом примере. Для этого воспользуемся исходной информацией из таблицы 7.
Таблица 7
Исходная информация для определения порога рентабельности от продаж
Информация о работе Экономический анализ затрат на производство продукции