Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть бюджетную политику и ее реализацию в субъектах РФ.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность бюджетной политики;
изучить задачи и цели бюджетной политики;
рассмтреть структуру и функции консолидированного бюджета субъекта федерации.
Введение 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 5
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5
2. Реализация бюджетной политики в субъектах РФ 11
2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ. 11
2.2 Сущность и функции консолидированного бюджета субъекта РФ. 15
2.3 Реализация бюджетной политика в Калининградской области. 17
Заключение 25
Список использованной литератцры 27
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований;
6) определение параметров дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения;
7) налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции и др.3
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Основными критериями
эффективности бюджетной
2. Реализация бюджетной политики в субъектах РФ.
Бюджет любого уровня – это основополагающий документ, определяющий систему взаимоотношений в сфере государственных или муниципальных финансов. По существу он является программой производства и перераспределения общественных благ.
Бюджеты субъектов Российской
Федерации входят во второй уровень
бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это
форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта РФ.
Следует отметить, что бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (рис. 1).4
Рисунок 1. Структура бюджетной системы РФ.
Региональные бюджеты –
Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих доходов.
Основные направления
использования средств
Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации проявляется в их функциях:
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
2.2. Сущность и функции консолидированного бюджета субъекта РФ
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов
муниципальных образований,
находящихся на его территории, составляют
консолидированный бюджет
субъекта РФ (рис. 2).
Рисунок 2. Консолидированный бюджет Российской Федерации.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации – это бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)»6. Однако такое понимание бюджета не отражает в полной мере его экономического содержания. Как экономическая категория бюджет субъекта Федерации – система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода на экономическое и социальное развитие субъекта Федерации.
Данное понятие выделяет
два существенных признака: во-первых,
консолидированный бюджет представляет собой совокупность
бюджетов определенной территории, то
есть бюджет соответствующего национально-государственного
или административно-
Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее к частному, а не наоборот.
Консолидированные бюджеты Российской
Федерации и субъектов
Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты
используются для расчетов минимальных
социальных и финансовых норм и нормативов,
необходимых при бюджетном
Консолидированный бюджет
субъекта федерации выполняет функцию
объединения бюджетных
2.3. Реализация бюджетной политики в Калининградской области.
Федеративное устройство России предполагает активное участие регионов и муниципальных образований в бюджетной деятельности.
Бюджетный процесс в Калининградской области осуществляется в соответствии с законом Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области».
Реализация стратегии
развития Калининградской области,
комплекс задач, определенных на федеральном
уровне, общественная значимость проблем,
требующих неотложных решений, а
также внешнеэкономические риск
Губернатор Николай Цуканов в своем бюджетном послании, адресованном Калининградской областной Думе, накануне внесения проекта бюджета на 2013 год называет 9 основных нерешенных проблем, касающихся бюджета Калининградской области. Текст послания опубликован на сайте регионального министерства финансов. 7
Во-первых, по-прежнему не удается обеспечить жесткое ограничение планового дефицита бюджета. Высокий уровень дефицита создает риски невыполнения бюджетных обязательств при ухудшении общеэкономической ситуации и не позволяет сформировать резервы для обеспечения устойчивости бюджета и маневра при управлении бюджетными расходами.
Во-вторых, бюджетные
ограничения и традиционные
В-третьих, не окончательно решены проблемы долговых обязательств. Сохраняются риски, связанные с обязательствами по государственным гарантиям. Не достаточно отработаны механизмы снижения государственного долга в среднесрочной перспективе и долгосрочного управления долговыми обязательствами.
В-четвертых, остаются
весьма актуальными проблемы
налоговой недоимки, легализации
предпринимательской
В-пятых, уровень
обоснованности бюджетных
В-шестых, на сегодняшний
день не отлажены процедуры
капитальных вложений в
В-седьмых, не в полной мере созданы условия и стимулы для оптимизации состава и повышения качества бюджетных услуг.
В-восьмых, требуют актуализации межбюджетные отношения с акцентом на стимулирование органов местного самоуправления к активному развитию налогового потенциала и оптимизацию расходов местных бюджетов. Необходимо развивать систему мониторинга и оценки муниципальных финансов.
И в-девятых, бюджет
и бюджетная политика на
В бюджетном послании Губернатора Калининградской области «О бюджетной политике в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов» Николая Цуканова, были указаны основные задачи, которые необходимо решить при реализации бюджетной политики в 2013 году и среднесрочной перспективе.8
1. Бюджетная политика должна обеспечивать эффективную реализацию стратегии социально-экономического развития области. Стратегические установки должны найти отражение в бюджетных приоритетах. Область сталкивается с жесткими бюджетными ограничениями.
Обновленная стратегия развития области требует актуализации отраслевых целей и задач. В этих условиях необходимо провести ревизию расходных обязательств и усилить приоритет расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие области. Должны быть сформированы механизмы проведения такой оценки расходов на регулярной основе. Соответствие расходов бюджета стратегическим целям и задачам развития и эффективность расходов должны быть постоянными критериями формирования бюджетных планов.
Меры и механизмы
реализации государственной
Если при полном
финансировании не
Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в субъектах РФ