Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития бюджетного права как самостоятельной отраслей законодательства. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм бюджетного законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства, проведению финансовых реформ в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие и основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства 6
2. Виды и меры бюджетно-правовой ответственности 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

Объект  бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением  бюджетов.

К объективной  стороне относятся вред, причиненный  правонарушением, противоправность поведения  правонарушителя и причинная  связь между его поведением и  вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК РФ, а также в иных его нормах и федеральных законах.

Субъектами  бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и  физических (должностных) лиц за нарушения  бюджетного законодательства установлена  в КоАП РФ и УК РФ, на что имеются  соответствующие ссылки в БК РФ4.

В Бюджетном  кодексе РФ содержится порядка 40 составов бюджетных правонарушений. В ст. 283 БК РФ «Основания применения мер  принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации», перечислены следующие виды бюджетных  правонарушений: 1) неисполнение закона (решения) о бюджете; 2) нецелевое  использование бюджетных средств; 3) неперечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств; 4) неполное перечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств; 5) несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям  бюджетных средств и многие другие.

В зависимости  от стадии бюджетного процесса, на которой  совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно  классифицировать на четыре группы:

- бюджетные  правонарушения, совершенные на  стадии составления проектов  бюджетов, относится несвоевременное  представление проектов бюджетов;

- бюджетные  правонарушения, совершенные на  стадии рассмотрения и утверждения  бюджетов совершается такое бюджетное  правонарушение, как несоблюдение  предельных размеров дефицитов  бюджетов, государственного или  муниципального долга и расходов  на обслуживание государственного  или муниципального долга, установленных  БК РФ;

- стадия  исполнения бюджета более всех  остальных подвержена бюджетным  посягательствам. На этой стадии  совершаются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое  использование бюджетных средств;  неперечисление бюджетных средств  их получателям; неполное перечисление  бюджетных средств их получателям;  несвоевременное перечисление бюджетных  средств получателям и др.;

- бюджетные  правонарушения, совершенные на  стадии подготовки, рассмотрения  и утверждения отчетов об исполнении  бюджетов бюджетным правонарушением  будет несвоевременное представление  отчетов об исполнении бюджетов.

Санкциями за совершение бюджетного правонарушения выступают меры бюджетно-правовой ответственности. Финансово-правовые санкции принято  подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные).

Большинство мер бюджетно-правовой ответственности  за совершение бюджетных правонарушений являются правовосстановительными. К  ним относятся:

1) предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного  процесса;

2) блокировка  расходов;

3) изъятие  бюджетных средств; 

4) приостановление  операций по счетам в кредитных  организациях;

5) сокращение  или прекращение финансовой помощи  из соответствующего бюджета.

К числу  карательных (штрафных) санкций, предусмотренных  Бюджетным кодексом Российской Федерации, можно отнести лишь начисление штрафа и пени.

Предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление  участника бюджетного процесса о  ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение  бюджетного законодательства.

Блокировка  расходов – это прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.

Изъятие бюджетных средств – это принудительное отчуждение у бюджетополучателя  денежных средств, предоставленных  ему на возвратной основе, путем  бесспорного списания этих средств  с его лицевого счета.

Бесспорное  списание бюджетных средств с  лицевых счетов получателей бюджетных  средств производится на основании  решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетам участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для  этого запрета.

Сокращение  или прекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы  бюджетных ассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).

Штраф –  это принудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.

Следует отметить, что ст. 282 БК РФ при перечислении мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, называет штрафы. Однако данная мера является не финансово-правовой (бюджетно-правовой), а административно-правовой, и применяется этот штраф в том случае, когда бюджетное правонарушение носит административно-правовой характер. Причем, наложение данного штрафа, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пеня  – это денежное взыскание, применяемое  при просрочке исполнения денежных обязательств перед бюджетом в размере  действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации  за каждый день просрочки.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает  взыскание пени в двух случаях:

1) за  несвоевременный возврат бюджетных  средств, предоставленных на возвратной  основе, просрочку уплаты процентов  за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной  основ; 

2) за  несвоевременное исполнение кредитными  организациями платежных документов  на зачисление или перечисление  бюджетных средств5.

Рассматривая  вопрос о порядке привлечения  к ответственности за нарушения  бюджетного законодательства, которые  связаны с бюджетами субъектов  Российской Федерации, необходимо отметить, что этот порядок зависит от того, какой вид правонарушения – бюджетно-правового  или административного – имеет  место в данном случае.

Если  данное нарушение является финансово-правовым (и речь, следовательно, идет о привлечении  к бюджетно-правовой ответственности), то в свою очередь данный порядок  зависит от того, какой орган исполняет  бюджет субъекта Российской Федерации: органы Федерального казначейства и  органы самого субъекта Российской Федерации.

Применительно к последней ситуации Бюджетный  кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если бюджеты субъектов  Российской Федерации исполняются  не органами Федерального казначейства, то руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом.

Следует сказать, что БК РФ не устанавливает  процедуры привлечения бюджетными органами (то есть органами Федерального казначейства или собственными органами субъекта Российской Федерации) к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства, что является существенным недостатком. Бюджетно-правовая ответственность  представляет собой разновидность  юридической ответственности и  ее применение должно быть четко отрегулировано законодательством, как это сделано, например, при привлечении к административной или же к уголовной ответственности.

Что же касается привлечения к административной ответственности за совершение бюджетного правонарушения, то привлечение к  этой ответственности могут осуществлять лишь те бюджетные органы, которые  являются ответственными за исполнение федерального бюджета, то есть бюджетные  органы лишь федерального уровня6.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская  Федерация находится на пути становления  рыночных отношений. Генезис новой  экономики проходит сложно, порой  противоречиво. Экономические реформы, проводимые в России за последнее  десятилетие, не только обусловили позитивные сдвиги в социально-экономической  ситуации в стране, но и привели  к ряду негативных тенденций. К числу  отрицательных издержек современных  реформ можно отнести рост правонарушений в целом и увеличение количества финансовых правонарушений, в частности, посягающих на основные стороны жизни  и деятельности государства.

В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствования бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки.

        На сегодняшний день вопросы, связанные с бюджетным процессом, бюджетным финансированием, бюджетным федерализмом и т.д., являются чрезвычайно важными, что подчеркивается в выступлениях высших должностных лиц государства, и в нормативных правовых актах государственных органов. Однако недостаточно только урегулировать отношения в бюджетной сфере, необходимо также определить ответственность за нарушение установленных законодательством правил поведения в данной сфере.

Злободневность  затронутых проблем определяется низкой эффективностью бюджетно-правового  регулирования, отсутствием четкого  механизма применения мер принуждения  за нарушения в сфере бюджетных  отношений. Необходимо устранить расхождения  в составах финансовых правонарушений федеральных кодексов и актов субъектов Российской Федерации.

Так, в  Бюджетном кодексе РФ имеет место  принципиальная несогласованность  норм с административным законодательством. Статья 283 БК РФ об ответственности  за нарушение бюджетного законодательства, устанавливая «основания применения мер  принуждения», не указывает на процедуры  реализации этих мер. В результате ответственность  принимает абстрактный характер.

Таким образом, возникают предпосылки для совершения большого числа бюджетных правонарушений, следствием чего является ответная реакция  государства, защищающего свои имущественные  интересы.

Желание государства сохранять и поддерживать установленный им правовой порядок  в бюджетной деятельности влечет необходимость правовой охраны этой сферы общественных отношений. Тем  самым объясняется необходимость  и возможность государственного принуждения, одной из форм которого является бюджетная ответственность, являющаяся разновидностью финансово-правовой, наличие которой как самостоятельного вида юридической ответственности  в настоящее время не вызывает сомнения.

Таким образом, государство, установив ответственность в  сфере финансовой деятельности, обеспечивает рациональное и эффективное денежное обращение в Российской Федерации.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативный материал

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009). // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823; Российская газета от 15.04.2009 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 26.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954; Российская газета от 03.07.2009 г.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; Российская газета от 01.07.2009 г.
  4. Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КоАП РФ». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).
  5. Письмо ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

 

 

 

 

 

Учебная и специальная литература

 

  1. Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 160.
  2. Балакина А.П. и Зайцев В.А. Ответственность в сфере бюджетного права. - М., 2006. – С. 112.
  3. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 304.
  4. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 2008. – С. 400.
  5. Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. // Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru
  6. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 320.
  7. Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008. – С. 720.
  8. Пашкевич Д.А. Бюджетное право. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2009. – С. 210.
  9. Петрова Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е. Целевое использование бюджетных средств.// Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru
  10. Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 424.

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства