Процесс исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Исполнение бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня - федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:
исполнения бюджета по доходам, задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Исполнение бюджета
1.1. Казначейское исполнение бюджета………………………………………………………..4
1.2.Исполнение бюджетов по доходам…………………………………………………………5
1.3.Исполнение бюджетов по расходам………………………………………………………..6
1.4.Кассовое исполнение бюджета……………………………………………………………..8
2.Процесс исполнения бюджета
2.1.Корректировка бюджета в процессе его исполнения……………………………………..9
2.2.Отчет об исполнении бюджета…………………………………………………………….11
2.3.Заверение бюджетного года………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 40.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Исполнение бюджета

1.1. Казначейское исполнение бюджета………………………………………………………..4

1.2.Исполнение бюджетов  по доходам…………………………………………………………5

1.3.Исполнение бюджетов  по расходам………………………………………………………..6

1.4.Кассовое исполнение  бюджета……………………………………………………………..8

2.Процесс исполнения бюджета

2.1.Корректировка бюджета в процессе его исполнения……………………………………..9

2.2.Отчет об исполнении бюджета…………………………………………………………….11

2.3.Заверение бюджетного  года………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исполнение бюджета - это  этап бюджетного процесса, который  начинается с момента утверждения  закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового  года. Его содержание заключается  в выполнении доходной и расходной  части бюджета соответствующего уровня - федерального, регионального  или местного. Можно выделить две  стороны этого процесса:

  1. исполнения бюджета по доходам, задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
  2. исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение  средств, составляется детальный оперативный  план поступления доходов и осуществления  расходов по отдельным статьям бюджетной  классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью.

 Бюджетная роспись  - это документ о поквартальном  распределении доходов и расходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования дефицита бюджета,  устанавливающий распределение  бюджетных ассигнований между  получателями бюджетных средств  и составляемый в соответствии  с бюджетной классификацией. Она  является основой для исполнения  бюджетов всех уровней.

Исполнение бюджета находится  в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти.

 Основная его заключается  в реализации закона о бюджете,  принятого парламентом. Исполнение  отдельных статей бюджета должно  осуществляться в соответствии  с утвержденным планом, и исполнительная  власть не вправе вносить существенных  изменений в его структуру.  Однако, при этом существует определенная  свобода действий правительства.  Она необходима для того, чтобы  государство могло оперативно  реагировать на изменения ситуации  в экономике, социальной сфере,  внешней политике страны. В процессе  исполнения бюджета органы исполнительной  власти могут вносить изменения  по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться  в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы  государства ограничены, на практике  используется так называемое  лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных  расходных статей осуществляется  в пределах установленных лимитов,  превышать которые не допускается.

Существует определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется многими нормативно-правовыми  документами. Это позволяет исполнять  бюджет в значительной степени в  автоматическом режиме. Например, поступление  налоговых доходов в бюджет государства  определяется действующим законодательством, которое устанавливает базу обложения, ставки налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, распределение  по уровням бюджетной системы  и др. В развитие законодательства принимаются методики, инструкции и  другие документы, которые четко  регламентируют работу налоговых органов. Многие виды расходов бюджета также  жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и  межбюджетным трансфертом. Если бюджетная  система страны функционирует стабильно, в автоматическом режиме может исполняться  большая часть ее доходов и  расходов.

 

 

 

 

1. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

1.1 Казначейское  исполнение бюджета

Казначейский метод имеет  ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди  развитых стран, в которых он нашел  свое применение, в первую очередь  можно назвать США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается  не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего  времени применялся и в России. Качество управления финансами при  неказначейской системе зависит  от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также  насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных  счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических  реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы  исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано  с поэтапным переходом от банковского  к казначейскому исполнению бюджета.

Казначейство - это орган  исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Казначейства существуют в большинстве  стран мира. К их полномочиям относится  ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления  расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени  бюджетных учреждений. Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-х  годов в целях повышения эффективности  управления доходами и расходами, оперативности  финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных  средств и их рациональным использованием. Основными документами, заложившими  правовые основы данной системы, стали  Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и  Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.

К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:

- организация, осуществление  и контроль за исполнением  государственного бюджета, управление  доходами и расходами бюджета  на счетах казначейства;

- регулирование финансовых  отношений между бюджетом и  государственными внебюджетными  фондами, финансовое исполнение  этих фондов, контроль за поступлением  и использованием внебюджетных  средств;

- краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых  ресурсов, оперативное управление  ими;

- сбор, обработка и анализ  информации о состоянии государственных  финансов; составление отчетности  о финансовых операциях по  бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным  и исполнительным органам власти;

- управление и обслуживание  совместно с Центральным банком  и другими уполномоченными банками  внутреннего и внешнего долга  РФ;

- разработка методологических  материалов и инструкций, порядка  ведения учетных операций по  вопросам, относящимся к компетенции  казначейства; подготовка проекта  бюджетной классификации, учет  государственной казны РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Исполнение бюджетов по доходам

Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его  доходной части в соответствии с  утвержденным планом. Участниками этого  процесса являются:

- налогоплательщики и  плательщики сборов (юридические  и физические лица), которые перечисляют  в бюджет установленные налоги  и другие обязательные платежи;

- учреждения Центрального  банка и коммерческие банки,  производящие безналичные расчеты  между плательщиками и получателем  средств;

- органы Федерального  казначейства, которые получают  перечисленные в бюджет средства  и ведут их учет;

- налоговые органы (Министерство  РФ по налогам и сборам), ведущие  учет налогоплательщиков, контролирующие  правильность исполнения ими  своих налоговых обязательств, а  также регулирующие отношения  по возврату и зачету уплаченных  налогов.

Источниками доходной части  государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между  уровнями бюджетной системы - законом  о бюджете. Получателями налогов  являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета  в банках. Налоговый орган, в котором  зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным  органом казначейства, решая с  ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного  казначейского органа плательщик и  должен перечислить свои обязательные платежи.

Исполнение бюджетов по доходам  предусматривает выполнение следующих  операций:

- перечисление и зачисление  доходов на единый бюджетный  счет;

- учет доходов в соответствии  с бюджетной классификацией и  составление отчетности о доходах  бюджета;

- распределение регулирующих  доходов между бюджетами различных  уровней в порядке, предусмотренном  законом о бюджете;

- возврат сумм налогов,  излишне уплаченных в бюджет.

На лицевые счета органов  казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных  документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает  вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений  систематизированы на основе бюджетной  классификации, им присвоены соответствующие  коды. Учет налогов и неналоговых  доходов ведется согласно присвоенным  кодам. Регулирующие налоги, требующие  распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются  отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой  отчетности определяет вышестоящий  орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются  нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные  и годовые отчеты.

Правильность исчисления налогов, полноту и своевременность  их уплаты каждым налогоплательщиком контролируют налоговые органы. Они  уполномочены принять решение о  возврате суммы налога, излишне уплаченной в бюджет, или о зачете налоговые  платежей, если переплата одного вида налога сопровождается недоимкой по другому. Для этого налоговый  орган оформляет заключение, которое  затем передается казначейству. На этой основе орган казначейства оформляется  документы на возврат или зачет  налога.

 

 

 

 

1.3 Исполнение бюджета по расходам

Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что  эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином бюджетном  счете. При этом обязательно соблюдаются  две последовательные процедуры - санкционирование и финансирование. Финансирование заключается  в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается  в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов  и заимствований. Порядок и правила  санкционирования расходов устанавливаются  Федеральным казначейством. Основными  этапами санкционирования являются:

- составление и утверждение  бюджетной росписи;

- утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и получателей  бюджетных средств, утверждение  смет доходов и расходов распорядителям  средств и бюджетным учреждениям;

- утверждение и доведение  уведомлений о лимитах бюджетных  обязательств до распорядителей  и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств  получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка  исполнения денежных обязательств.

Основой для осуществления  расходов государства является закон  о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. В общем  виде процесс расходования средств  бюджета выглядит следующим образом. На основе росписи для каждого  бюджетного учреждения определяется объем  бюджетных ассигнований. Получив  уведомление о нем, учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств  и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются  лимиты бюджетных обязательств - предельный объем расходов, который может  быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные  документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более  подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения  сводной бюджетной росписи казначейство доводит ее показатели до всех нижестоящих  распорядителей и получателей бюджетных  средств, направляя им уведомления  о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления  еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных  расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределение  ассигнований из федерального бюджета  вправе вносить министр финансов и главные распорядители средств  федерального бюджета. Если такое решение  было принято, в течение 15 дней уведомления  об изменении должны быть доведены до распорядителей средств и бюджетополучателей.

Информация о работе Процесс исполнения бюджета