Регулирование деятельности коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет реализовывать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Содержание

Введение.
1. Сущность, правовые основы организации и деятельности коммерческих банков. 3-13 стр.
2. Банковские гарантии в коммерческих банках. 13-16 стр.

3. Регулирование деятельности коммерческих банков. 16-21 стр.
Заключение. 21 стр.
Литература. 22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское право.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

- осуществлении банком  операций, выходящих за пределы  предоставленной ему лицензии;

- признании банка неплатежеспособным (банкротом).

 

 2. Банковские гарантии в коммерческих банках.

 

 Одним из важнейших  направлений деятельности банков  является выдача банковских гарантий (гарантийные операции банков). Высокий  уровень абстрактности, однотипность и массовость таких операций создают объективные предпосылки для унификации их правового регулирования.

 И хотя внутреннее  законодательство различных государств  содержит нормы, регулирующие  данный вид деятельности, наряду  с этим применяются обычно-правовые нормы международного характера, сложившиеся в межбанковской практике, которые получили одобрение международных деловых кругов в лице Международной торговой палаты (в дальнейшем — МТП) и используются в международных коммерческих операциях. В силу наличия как национально-правового, так и международно-правового регулирования деятельности банков по выдаче гарантий можно говорить о комплексном характере такого регулирования и, следовательно, об отнесении соответствующих норм к области международного частного права.В гарантийных операциях, обслуживающих международный коммерческий оборот, участвуют банки различных государств, тем самым создаются предпосылки для применения не только внутригосударственных норм, но и норм международного характера, т.е. международного частного права.

 

 По юридической  природе гарантия является одним  из средств обеспечения исполнения  обязательств. При недостаточности  средств у должника поручитель  несет ответственность по его  обязательствам перед кредитором, если законодательством или договором не предусмотрена солидарная ответственность поручителя и должника. К поручителю, исполнившему обязательство, переходят все права кредитора по этому обязательству. Таким образом, по общему правилу российского законодательства ответственность гаранта носит субсидиарный характер по отношению к ответственности должника.

 

  Типы гарантий, применяемых  в банковской практике.

 

1. Гарантия исполнения  контракта - банк-гарант берет  обязательство перед бенефициаром (импортером, заказчиком) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны принципала (экспортера, подрядчика) выплатить гарантийную сумму. Цель данной гарантии - компенсация ущерба, понесенного бенефициаром в результате неисполнения контракта принципалом. Этот тип гарантий является наиболее распространенным по строительным и торговым контрактам.

 

2. Тендерная гарантия (гарантия по участию в торгах - тендере) - банк- гарант берет обязательство  перед бенефициаром выплатить  гарантийную сумму в случае, если  принципал, выиграв тендер, в дальнейшем откажется от заключения контракта. Цель - компенсация расходов бенефициара на проведение нового тендера. Данная гарантия применяется по строительным контрактам, контрактам на проведение геологоразведочных и изыскательских работ.

 

3. Гарантия по возврату  платежей - банк-гарант берет обязательство  перед бенефициаром выплатить  гарантийную сумму, если принципал  не выполнит своих контрактных  обязательств и бенефициар расторгнет  контракт. В этом случае банковская  гарантия компенсирует авансированную бенефициаром и не возвращенную принципалом сумму.

 

4. Гарантия надлежащего  технического обслуживания - банк-гарант  берет обязательство перед бенефициаром  выплатить гарантийную сумму,  если принципал не осуществит  надлежащим образом техническое обслуживание смонтированного им оборудования в обусловленный сторонами период времени. Данный тип гарантий широко используется в контрактах на строительство крупных объектов, введение которых в эксплуатацию возможно лишь по истечении длительного периода строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Он дает возможность застраховать апробацию таких объектов в период гарантийного срока, позволяющую обеспечить их нормальную эксплуатацию в дальнейшем.

 

5. "Резервный аккредитив" - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае неисполнения принципалом своих контрактных обязательств при представлении определенных документов, не являющихся товарораспорядительными. "Резервные аккредитивы" подчинены Унифицированным правилам и обычаям МТП для документарных аккредитивов в редакции 1983 г. Однако, если в соответствии с документарным аккредитивом выплаты производятся в результате надлежащего исполнения обязательство, то по "резервному аккредитиву" банк- гарант осуществляет платеж при неисполнении принципалом своих обязательств, несмотря на представление определенных документов: арбитражного решения о компенсации ущерба, понесенного бенефициаром; судебного решения о банкротстве принципала; заключения двусторонней комиссии о неисполнении контракта и т.д. Отличие

"резервного аккредитива"  от гарантии исполнения контракта  заключается в том, что выплаты  по нему осуществляются только  при наличии перечисленных документов, в то время как доя гарантии  исполнения контракта достаточно лишь одного требования бенефициара.

 

 Механизм выплаты  гарантийной суммы составляет  сердцевину любой гарантии. Именно  он позволяет объединить различные  виды гарантий в две большие  группы:

 

1. условные гарантии;

 

2. гарантии по первому  требованию.

 

 Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия  вступает в силу с момента  ее выдачи, однако в ней может  быть предусмотрен и более  поздний срок. Требование об уплате  гарантийной суммы должно быть  заявлено гаранту в период  действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи; для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6 месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения сторон по гарантийному обязательству.

 Коллизионно-правовые  нормы сформулированы применительно  к выбору применимого права  и юрисдикционным вопросам.

 

 Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком- гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.

 

3. Регулирование деятельности коммерческих банков.

 

  Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.

 

 Одной из важнейших  задач Центрального банка России  в условиях двухуровневой банковской  системы является организация  процессов управления операциями  банков на макроэкономическом  уровне, координация деятельности  банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей.

 

 Регулирующая деятельность  Центрального банка России основана  на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.

 

  Используються административные методы воздействия:

- квотирование отдельных  видов пассивных и активных операций;

- введение потолков (или  лимитов) на выдачу различных  категорий ссуд и на привлечение  кредитных ресурсов;

- ограничение на открытие  филиалов и отделений;

- лимитирование размеров  комиссионного вознаграждения, тарифов  за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

- определение номенклатуры  операций, видов обеспечения, а  также перечня банков, допущенных  к отдельным видам операций (так  называемое контингентирование).

 Три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие:

 - использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

- к нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива;

- к корректирующим - учетная политика.

 

 В новых условиях  основными инструментами реализации  установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком  России, должны является:

- установление минимальных  резервных требований;

- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);

- официальные операции  Центрального банка России по  купле-продаже ценных бумаг в  банковской системе.

 

  Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.

 

 Для обеспечения  экономических условий устойчивого  функционирования банковской системы  РФ Центральный банк РФ устанавливает  следующие экономические нормативы  деятельности коммерческих банков:

- нормативы достаточности  капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности  баланса коммерческого банка;

- минимальный размер  обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ;

- максимальный размер  риска на одного заемщика.

 

  Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.

 

 Контроль и надзор  в банковской практике представляет  собой комплекс мероприятий, направленных  на обеспечение регулярного наблюдения  и периодических проверок финансово-хозяйственной  деятельности и реорганизации  работы в банке и его учреждениях.

 

 Контроль и надзор  за операциями банков осуществляется  в следующих основных формах:

- межгосударственный  контроль;

- государственный контроль;

- аудиторский контроль;

 - учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).

 

 Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:

- внутриведомственный  контроль;

- межведомственный контроль;

- региональный контроль;

- вневедомственный контроль.

 

 Для реализации  каждого из видов государственного  контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:

-Центральным банком  России, являющимся основным субъектом  государственного контроля и  надзора в банковской системе;

-Министерством финансов  России и его региональными  учреждениями.

 

 Среди целей организации  государственного контроля и  надзора за банковской деятельностью  можно выделить:

- проверку соответствия  деятельности банковских учреждений действующему законодательству;

- оценку степени риска  операций отдельных банков, их  группировок, секторов;

- проверку состояния  ликвидности баланса, ликвидности  активов и ликвидности контролируемого  банка;

- контроль и анализ  прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;

- проверку фискальной  и социальной защиты работников  банка.

 

 В банковском законодательстве  фиксируются следующие основные  моменты организации государственного банковского контроля:

- банковские учреждения  и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган;

Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков