СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава І. Современное
состояние пенсионной системы
России
1.1. Общая характеристика
пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы
пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции
развития пенсионной системы
в России
2.1.Направления совершенствования
пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования
пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
С января 2002 года началась
реформа системы социального
обеспечения. Многочисленные дискуссии
учёных, представителей законодательной
и исполнительной ветвей власти
завершены. Национальный совет
при Президенте России по пенсионной
реформе во главе с премьер-министром
Михаилом Касьяновым одобрил
основные её положения, а парламент
принял соответствующие законы.
Касающаяся одной из
наименее социально защищённых
групп – престарелых граждан,
тем или иным образом влияющая
на жизнь каждого члена общества,
пенсионная реформа должна проводиться
государством с особой тщательностью,
ибо цена неудачи очень высока.
«От эффективности системы пенсионного
обеспечения зависит моральное
состояние всего общества» - это
слова Президента Владимира Владимировича
Путина.
При всей важности
морального аспекта стоит отметить,
что и экономическое состояние
общества зависит от эффективности
функционирования системы пенсионного
обеспечения. Вопросы пенсионной
реформы затрагивают финансы
предприятий и организаций, доходы
населения, бюджетную сферу, инвестиционные
процессы. В настоящее время реформирование
пенсионной системы может и
должно стать неотъемлемым звеном
реформы всей экономики и финансов
России.
Регулирование государством
пенсионного обеспечения защищает
пенсионера от катаклизмов нашей
экономики в неустойчивое время,
привлекает другие формы пенсионного
обеспечения через имеющиеся
ресурсы предприятий и самих
граждан и, самое главное, строит
очень чёткую систему взаимоотношений
между гражданином, субъектом
Федерации и государством в
целом.
ГЛАВА І. Современное
состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика
пенсионной системы России
Пенсионеров в Российской
Федерации почти 39 млн.1. Большинство
из них (примерно 95%) получают «страховую»
пенсию. Пенсия почти для всех
из них является основным, а
зачастую и единственным источником
средств к существованию. Всё
это предопределяет повышенную
значимость пенсионной системы.
С 1990 г. законодательство
о пенсионном обеспечении в
России полностью обновилось. Эта
часть социального законодательства
претерпела кардинальные изменения,
как по существу, так и по
форме.
Новая пенсионная система
состоит из двух подсистем:
страховой и бюджетной. Они
подразделяются в зависимости
от тех источников, за счёт
которых выплачиваются пенсии. Первая
из них финансируется за счёт
обособленного страхового пенсионного
фонда, в орбите её действия
находятся главным образом наёмные
работники и некоторые другие
категории занятого населения,
охваченные обязательным пенсионным
страхованием, и их семьи. Вторая
финансируется за счёт бюджета
страны, ею охватываются в основном
отдельные категории государственных
служащих (кадровые военные и
некоторые другие), их семьи, а
также те граждане, которые по
каким-либо причинам не заработали
пенсию своим трудом, службой.
Бюджетная пенсионная система
слагается, таким образом, как
бы из двух неравнозначных
частей: одна часть – «возвышается»
над всеми, она для тех, кто
служит власти, другая часть подсистемы,
наоборот, для тех, кто вообще
не трудился.
Иногда эти две подсистемы
переплетаются – к страховой
пенсии производится бюджетная
доплата.
Обновление пенсионного
законодательства началось в
конце 1990 г., когда в России, находившейся
в то время ещё в лоне
СССР, был принят Закон «О государственных
пенсиях в РСФСР». Этим законом
вводилась подлинная система
пенсионного обеспечения на основе
обязательного пенсионного страхования
наёмных работников.
Что побудило тогда
Россию приступить к формированию
своей пенсионной системы, с
собственной независимой финансовой
базой, обособленной от государственного
бюджета, - с российским пенсионном
страховым фондом? Причин было
несколько. Отмечу две главные,
не потерявшие до сих пор
значения, а, наоборот, ставшие ещё
более актуальными.
Первая причина состояла
в объективной потребности пересмотреть
укоренившуюся в обществе идеологию
самой природы обязательного
пенсионного страхования трудящихся,
возродить и, главное, реализовать
на практике истинную его сущность.
При этом учитывалось, что уже
в то время постепенно, хотя
и медленно, складывалась многоукладная
система экономических отношений,
менялось представление властных
структур о целях общественного
производства и распределении
богатства, создаваемого трудом
народа, в частности наметилась
тенденция к паритетному смягчению
военного противостояния двух
мировых политических систем
и использованию высвобождаемых
ресурсов, в прошлом пожираемых
гонкой вооружений, в интересах
населения страны.
В недалёком прошлом
в течение десятилетий нашим
соотечественникам навязывался
постулат в том, что государственное
социальное страхование (а пенсионное
– часть его) осуществляется
якобы за счёт государства.
Внедрённая в сознание людей,
эта идея использовалась при
формировании управленческих решенй
и получила даже законодательное выражение.
Определяя в централизованном порядке
крайне низкую оплату труда практически
для всех работников, изымая львиную долю
того, что создавалось их трудом, государство
вместе с тем декларировало полное освобождение
трудящихся от уплаты страховых взносов
из их заработка, выдавая это за одно из
величайших завоеваний. Средства социального
страхования практически слились с налоговыми
платежами и аккумулировались в государственном
бюджете вместе с иными бюджетными доходами.
Расходы на выплату пенсий ввиду низких
страховых взносов финансировались в
основном за счёт государственной дотации.
Всё это приводило к искажению реальной
стоимости рабочей силы, создавало иллюзию,
что пенсионеров содержит государство,
а не те, кто трудится и создаёт богатства
общества.
Первая основополагающая
идея российского пенсионного
Закона 1990г.1состояла в том, чтобы
в стране укоренилась подлинная
система обязательного пенсионного
страхования. Суть такой системы,
представляющей одно из выдающихся
изобретений человечества в эпоху
появления наёмных работников
и развития общества, проста, она
практически воплощена во всех
развитых странах и вполне
приемлема в период становления
и развтия многоукладных экономических
отношений на основе различых форм собственности.
Её принципиальное содержание определяется
следующими основными критериями, хотя
конкретное их проявление в разных странах
может несколько различаться.
Экономический критерий обязательного
пенсионного страхования, определяющий
его сущность, коренится в производственных
отношениях, реальной стоимости рабочей
силы. Вполне очевидно, что стоимость
рабочей силы не может определяться
и в развитых странах давно
уже не определяется ценой «живого»
труда непосредственно в процессе
производства. Она включает в себя
и другие оплачиваемые периоды, прежде
всего пенсионный период жизни человека,
когда ему выплачивается заработанная
им пенсия.
Социальный критерий обязательного
пенсионного страхования, определяющий
его сущность, заключается в солидарности
всех застрахованных и работодателей,
работающих в различных регионах,
в разных отраслях и организациях
и, главное, в солидарности поколений,
трудоспособных и нетрудоспособных
людей.
Реализуются эти сущностные
критерии через систему соответствующих
страховых платежей, которые в
обязательном порядке уплачиваются
работодателями (независимо от формы
собственности) и наёмными работниками,
независимо от их желания. Другими
словами, эта система принудительная.
Принуждение осуществляется государством,
в связи с чем в отдельных
странах, в том числе и в
России, подобная система называется
государственной.
Обычно страховые взносы
уплачиваются примерно в равных
долях (в процентах к заработку)
или в несколько большем объёме
работодателем. Однако надо иметь
в виду, что, в конечном счете,
страхование осуществляется за
счёт самих работников, поскольку
доходы работодателя образуются
в основном в результате труда
застрахованных. В связи с этим
распределение платежей между
работниками и работодателями
не имеет существенного значения.
Страховые взносы аккумулируются
в централизованном фонде, который
обычно именуется фондом обязательного
пенсионного страхования (в России
– это Пенсионный фонд РФ). Его
средства не должны сливаться с государственным
бюджетом, они предназначены только
на пенсионное обеспечение застрахованных,
их семей и ни при каких обстоятельствах
не могут изыматься на иные цели.
Управление таким фондом осуществляется
застрахованными и работодателями
(их представителями) под контролем
государства.
Все условия и нормы
уплаты страховых пенсионных
взносов, а также нормы пенсионного
обеспечения (уровень пенсий в
процентах к заработку, требуемый
для получения пенсии стаж, порядок
подсчёта стажа и заработка,
минимальные и предельные размеры
пенсии и т. д.) определяются
законом.
Уровень страхового пенсионного
обеспечения, в конечном счете, определяется,
во-первых, тем, сколько лет трудился
человек, или, иначе говоря, сколько
лет им и его работодателями уплачивались
в эти годы страховые взносы. Эти
два показателя определяют в основном
уровень пенсионного обеспечения
конкретного наёмного работника
и дифференциацию в размерах пенсий
застрахованных, их семей.1
Уровень пенсионного
обеспечения – один из существенных
показателей, характеризующих пенсионную
систему и её состояние в
каждый период времени. Необходимо
различать относительный и абсолютный
уровень пенсионного обеспечения,
которые неразрывно связаны между
собой.
Относительный уровень –
это отношение пенсии пенсионера
к его среднемесячному заработку,
из которого она исчислена. Иногда этот
показатель именуют коэффициентом
замещения. Обычно он рассчитывается по
стране в целом и по отдельным
регионам. Для этого средняя пенсия
делится на средний заработок, из
которого она исчислена (соответственно
в стране или в регионе). Относительный
показатель характеризует уровень
жизни (достаток, потребление) пенсионеров
– бывших наёмных работников, живущих
на пенсию, по сравнению с уровнем
жизни наёмных работников, продолжающих
трудиться и живущих на заработок.
Чем выше соотношение, тем меньше
разрыв в уровне жизни указанных
двух групп граждан, составляющих в
развитых странах большинство населения.
Как это ни парадоксально
на первый взгляд, но в странах,
где высокая реальная оплата
труда, относительный уровень
пенсионного обеспечения обычно
сравнительно невысок и, наоборот,
в тех странах, где низкая
оплата труда, он повыше. Объясняется
это просто: при уровне пенсионного
обеспечения в первых странах,
допустим, в 40-45%, человек, живущий
на пенсию, вполне может за
счёт такой пенсии удовлетворять
свои обычные потребности (в
пище, одежде, оплате соответствующих
услуг и т. д.), поскольку работающий
член общества затрачивает на
эти цели не более той же
части своего заработка. Что
касается других стран, то в
них на удовлетворение обычных
потребностей человека расходуется
значительно большая часть заработка,
следовательно, относительный уровень
пенсионного обеспечения должен
быть существенно выше. В противном
случае пенсионер оказывается
за чертой бедности или на
её грани.
Абсолютный уровень пенсионного
обеспечения – это потребительская
стоимость пенсии – от минимальной
до максимальной. Другими словами, данный
показатель определяет, в каком объёме
пенсионер может приобретать
необходимые ему потребительские
товары, и, в частности, услуги, достаточны
ли они для того, чтобы обеспечить
ему достойный уровень и качество
жизни.