Сущность планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:58, реферат

Краткое описание

При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

Содержание

Введение

1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
2. Система планов на предприятии

3. Принципы и методы планирования
4. Функции и структура плановых служб предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность планирования на предприятии.docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

Сущность планирования на предприятии

 

Содержание

 

 

 Введение

 

1. Основные понятия. Предмет,  метод и задачи планирования

2. Система планов на  предприятии

 

3. Принципы и методы  планирования

4. Функции и структура  плановых служб предприятия

 

Заключение

 

Список использованной литературы

Приложение 1

 

 

Введение

 

 

 При переходе в России  к рыночным отношениям планирование  оказалось практически полузабытым.  А между тем оно является  одной из важнейших функций  управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается  как создание, так и функционирование  коммерческой организации.

 

 Многолетний опыт зарубежных  фирм и российских предприятий  показывает, что недооценка планирования  предпринимательской деятельности  в условиях рынка, сведение  его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное осуществление  зачастую приводят к большим,  ничем не оправданным экономическим  потерям и, в конечном счете,  к банкротству.

 

 На предприятиях, как  правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и  детальная разработка оперативных  (текущих) планов по каждому  подразделению и даже рабочему  месту.

 

 В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых)  детально конкретизируются цели  и задачи, поставленные перспективным  и среднесрочным планом. Календарные  планы производства включают  сведения о заказах, обеспеченности  их материальными ресурсами, степени  загрузки производственных мощностей  и их использовании с учетом  сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются  расходы на реконструкцию имеющихся  мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.

 

 В рыночных условиях  предприятия широко используют  преимущества планирования в  конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься  предпринимательской деятельностью  и получать прибыль, должен  иметь хорошо продуманный и  всесторонне обоснованный план  – документ, определяющий стратегию  и тактику ведения бизнеса,  выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации  продукции. Наличие детально разработанного  плана позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать  инвесторов, партнеров и кредитные  ресурсы. Он дает также возможность:

 

 Максимально использовать  конкурентные преимущества, предотвращать  возможные ошибки;

 

 Отслеживать новые  тенденции и использовать их  в своей деятельности;

 

 Смягчить влияние слабых  сторон деятельности предприятия;

 

 Своевременно принять  защитные меры против разного  рода рисков;

 

 Оценить результаты  производственной и коммерческой  деятельности предприятия.

 

 В свое время Питер  Дракер сказал: «План – не догма,  а руководство к действию…»  Он используется для обоснования  идей, целей, для управления предприятием  и прогнозирования результатов  деятельности. По мере реализации  и изменения обстоятельств, план  может уточняться путем корректировок  соответствующих показателей.

 

 План необходим не  только крупным и средним, но  и малым предприятиям. Во всех  случаях стратегическое планирование  осуществляется высшим руководством  предприятия, а в разработке  годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют  все его службы.

 

 

Основные понятия. Предмет, методы и задачи планирования

 

 

 В данной главе изложены  сущность планирования, основные  понятия, задачи, методы и ожидаемые  результаты планирования фирмы.

 

 В условиях рыночной  экономики устойчивость и успех  любого хозяйствующего субъекта  может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование  деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и  приемов регулирования рыночного  механизма в области использования  ограниченных ресурсов с целью  повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.1

 

 Сущность планирования  в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих  экономических целей, их развития  и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их  осуществления, на основе наиболее  полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков  выпуска товаров, выполнения работ  и оказания услуг и установления  таких показателей их производства, распределения и потребления,  которые при полном использовании  ограниченных производственных  ресурсов могут привести к  достижению прогнозируемых в  будущем качественных и количественных  результатов. На нынешнем этапе  развития для большинства российских  предприятий главной целью планирования  является получение максимальной  прибыли. С помощью планирования  руководители предприятий обеспечивают  направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной  деятельности, на достижение поставленных  целей.2

 

 Рыночное планирование  на предприятии служит основой  современного маркетинга, производственного  менеджмента и в целом всей  экономической системы хозяйствования.3

 

 План - это документ, отражающий  систему взаимосвязанных решений,  направленных на достижение желаемого  результата.

 

 План содержит такие  этапы, как: цели и задачи; пути  и средства их реализации; ресурсы,  необходимые для выполнения поставленных  задач; пропорции, т.е. поддержание  пропорциональности между отдельными  элементами производства; организацию  выполнения плана и контроль.4

 

 Планирование внутрипроизводственной  деятельности является на предприятии  важной функцией управления производством.  Общие функции управления непосредственно  относятся к плановой деятельности  предприятий, а они в свою  очередь служат их основой.  Это обоснование цели, формирование  стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация  процессов планирования, координация  планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов,  изменение планов и т.п.5

 

 Основные экономические,  организационные, управленческие  и социальные функции предприятия  должны быть в процессе планирования  его развития тесно связаны  с избранной хозяйственной деятельностью  и достаточно полно отражаться  как в краткосрочных, так и  в долгосрочных планах.6

 

 Рыночное планирование  на предприятии должно служить  основой организации и управления  производством, являться нормативной  базой для выработки и принятия  рациональных организационных и  управленческих решений. Во внутрипроизводственном  плане, как и в любом другом, отдельные части или функции  объединяются в единую комплексную  систему социально-экономического  развития предприятия.7

 

 Планирование на предприятии  - это взаимосвязанная научная  и практическая деятельность  людей, предметом изучения которой  выступает система свободных  рыночных отношений между трудом  и капиталом в ходе производства, распределения и потребления  материальных и духовных ценностей.8

 

 В современном отечественном  производстве функции планирования  на предприятиях определяют не  только основной предмет планово-экономической  деятельности, но и главным образом  объект этого планирования.9

 

 Методология планирования  на предприятиях охватывает совокупность  теоретических выводов, общих  закономерностей, научных принципов,  экономических положений, современных  требований рынка и признанных  передовой практикой методов  разработки планов.

 

 Методика планирования  характеризует состав применяемых  на том или ином предприятии  методов, способов и приемов  обоснования конкретных плановых  показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок  разработки плана.10

 

 Процесс разработки  комплексного плана социально-экономического  развития является для каждого  предприятия весьма сложным и  трудоемким предметом деятельности  и поэтому должен осуществляться  в соответствии с принятой  технологией планирования. Она регламентирует  общепризнанный порядок, установленные  сроки, необходимое содержание, требуемую  последовательность процедур составления  различных разделов плана и  обоснование его показателей,  а также регулирует механизм  взаимодействия производственных  подразделений, функциональных органов  и плановых служб и совместной  повседневной деятельности.11

 

 Методология, методика  и технология плановой деятельности  на предприятиях в наиболее  полной мере определяют в целом  предмет планирования.12

 

 Общим или итоговым  предметом плановой деятельности  на предприятиях служат проекты  планов, которые носят различные  названия: комплексный план, заказ-наряд,  бизнес-план и другие.13

 

 К задачам планирования  как к процессу практической  деятельности относятся:

 

формулирование состава  предстоящих плановых проблем, определение  системы ожидаемых опасностей или  предполагаемых возможностей развития предприятия;

 

обоснование выдвигаемых  стратегий, целей и задач, которые  планирует осуществить предприятие  в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

 

планирование основных средств  достижения поставленных целей и  задач, выбор или создание необходимых  средств для приближения к  желаемому будущему;

 

определение потребности  ресурсов, планирование объемов и  структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

 

проектирование внедрения  разработанных планов и контроль за их выполнением.

 

 В планировании обоснование  принимаемых решений и прогноз  ожидаемых результатов опираются  на теоретические положения и  принципы, а также практические  данные и факты. Теория планирования  использует такое предположение,  что каждое предприятие будет  стремиться к повышению совокупной  прибыли, обоснованию планов предприятия  по выбору вида выпускаемой  продукции, набору требуемой рабочей  силы, закупках необходимых ресурсов  для организации производства  определенного количества товаров  и получению максимальной прибыли.

 

 В изучении экономического  поведения производителей и потребителей  находят свое применение два  взаимосвязанных метода научных  исследований. Первый называется  индуктивным и предполагает создание  экономических теорий и принципов  на основе сбора и анализа  фактов. Второй - дедуктивный, или  гипотетический, он означает формирование  новых экономических принципов,  положений, начиная с уровня  теории, которая затем с помощью  фактов подтверждается или опровергается.  В рыночном планировании дедукция  и индукция - не противостоящие, а  взаимодополняющие методы экономических  исследований, которые являются  ориентиром при сборе и систематизации  эмпирических данных. Следовательно,  современные экономическая теория  и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования  на предприятии и перспективного  прогнозирования развития предприятий.

 

 Плановая научная и  практическая деятельность на  предприятиях тесно связана с  экономическими целями и действиями  и естественно со многими учебными  дисциплинами цикла подготовки  экономистов-менеджеров. Это, прежде  всего, такие дисциплины, как маркетинг,  менеджмент, экономика предприятия,  организация производства, нормирование  труда, технология отрасли, управление  затратами, бухгалтерский учет, статистика  и другие.

 

 Конечным результатом  планирования является ожидаемый  экономический эффект, определяющий  в общем виде степень достижения  заданных плановых показателей,  социально-экономических и других  целей. Сравнение планируемого  и фактического эффекта является  основанием для оценки достигнутых  конечных результатов, но и  степени научной разработанности  применяемых методов планирования  на предприятии.

 

 

Система планов на предприятии

 

 

 В данной главе представлены  виды планирования, системы планов  на предприятии, технологии составления  планов, этапы или стадии планирования.

 

 В хозяйственной практике  отечественных предприятий общепризнано  выделяют следующие системы или  виды рыночного планирования: стратегические, тактические и оперативные.

 

 Стратегические – содержат  описание стратегических целей  предприятия и общие этапы  их достижения. Срок планирования  от 5 до 10 лет. Стратегические планы  формируются на уровне высшего  руководства и являются высшей  основой для формирования тактических  планов.

Информация о работе Сущность планирования на предприятии