Бюджетная система Российской Федерации и её развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство 5
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система 9
ГЛАВА 2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Бюджетная система дореволюционной России 16
2.2. Бюджетная система СССР 21
2.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46
3.1. Итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2011 года, основные проблемы, требующие решения 46
3.2.Направления совершенствования бюджетной системы РФ в среднесрочной перспективе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации

 

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Динамика доходов бюджета за 2000-2004 гг. приведена в табл. 1.3.2.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых  налогов в %:

                 налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета) - 100 %;

                 налог на добавленную стоимость - 100 %;

                 акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;

                 акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;

                 акцизы на табачную продукцию - 100 %;

                 акцизы на автомобильный бензин - 40 %;

                 акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;

                 налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;

                 сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;

                 сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;

                 водный налог - 100 %;

                 единый социальный налог (в части федерального бюджета) - 100 %;

                 государственная пошлина (в части федерального бюджета) - 100 %.

Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:

                 доходы от использования государственного имущества и платных  услуг в бюджетных организациях (после уплаты налогов и сборов) – 100%;

                 часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

                 лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 100 %;

                 прочие лицензионные сборы - 100 %;

                 таможенные пошлины и таможенные сборы - 100 %;

                 плата за пользование водными объектами - 100 %;

                 плата за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %;

                 консульские сборы - 100 %;

                 патентные пошлины - 100 %;

Таблица 1 - Динамика доходов Федерального бюджета за 2007-20011 гг. (в млн. рублей)      

Виды доходов

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые доходы

1131802

1460398

2035598

2394160

3154341

в том числе:

 

 

 

 

 

Налоги на прибыль

205 650

217 366

512 924

537 303

648 209

Налоги на товары и услуги

504 932

845 547

970 977

1135752

1188151

Таможенные пошлины

229 224

331 340

323 369

452 789

859 737

Платежи за природные ресурсы

18 569

49 693

214 237

249 508

434 253

Прочие налоги

6 407

16 452

14 091

18 808

23 991

Неналоговые доходы

74 104

119 069

153 123

176 724

221 996

в том числе:

 

 

 

 

 

Доходы от государственного имущества

31 274

56 991

79 624

112 687

169 394

Доходы от внешнеэкономической деятельности

37 406

51 506

65 423

52 924

38 470

Прочие неналоговые доходы

5 424

10 572

8 076

11 113

14 132

Доходы целевых бюджетных фондов

92 915

14 512

15 130

14 349

14 075

ВСЕГО ДОХОДОВ

1131 802

1593978

2204726

2586197

3426334

 

В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Таблица 2 - Структура доходов Федерального бюджета за 2007-20011 гг. (в процентах)

Виды доходов

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые доходы

85

92

92

92

92

в том числе:

 

 

 

 

 

Налоги на прибыль

18

14

23

21

19

Налоги на товары и услуги

44

53

43

43

35

Таможенные пошлины

20

21

15

18

24

Платежи за природные ресурсы

2

3

10

10

13

Прочие налоги

1

1

1

1

1

Неналоговые доходы

7

7

7

7

7

в том числе:

 

 

 

 

 

Доходы от государственного имущества

3

4

4

4

5

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3

3

3

3

1

Прочие неналоговые доходы

1

1

1

1

1

Доходы целевых бюджетных фондов

8

1

1

1

1

ВСЕГО ДОХОДОВ

100

100

100

100

100

 

Исходя из табл. 1.3.2 и 2.3.2, можно сделать следующие выводы: структура доходов бюджета по группам достаточно стабильна, основная доля платежей приходится на налоговые поступления. Наметилась слабая тенденция снижения доли налога на прибыль и налогов на товары и услуги.

Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.

В бюджетах субъектов в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из Федерального бюджета.

Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Законодательные органы субъектов Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Впервые с 2005 г. в Бюджетном кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты, например, %:

                 налога на прибыль организаций (региональная ставка налога) - 100%;

                 налог на доходы физических лиц - 70 %;

                 налог на наследование или дарение - 100 %;

                 акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;

                 акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;

                 акцизы на автомобильный бензин - 60 %;

                 акцизы на алкогольную продукцию - 100 %;

                 акцизы на пиво - 100 %;

                 налог на добычу полезных ископаемых - 100 %;

                 сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30 %;

                 сбор за пользование объектами животного мира - 100 %;

                 единый налог по упрощенной системе налогообложения - 90 %;

                 единый сельскохозяйственный налог - 30 %;

Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном ст. 58 Бюджетного кодекса. Виды неналоговых поступлений в региональный бюджет отражены в ст. 57 Бюджетного кодекса:

                 часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации (после уплаты налогов) - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;

                 плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 %;

                 платежи за пользование лесным фондом - 100 %.

Анализ динамики и структуры доходов позволяет сделать следующие выводы:

- за последние пять лет доля налоговых поступлений  в среднем составляет 52%. Из них основные платежи приходятся на налоги на прибыль, на товары и услуги, налог на имущество;

- доля неналоговых поступлений остается примерно на уровне 5 % от доходов областного бюджета;

- суммы безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в среднем составляют 33 %;

- доходы от предпринимательской деятельности остаются на одном уровне и составляют всего 2 % от общей суммы доходов бюджета.

Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, которые привели к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и её развитие