Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения.
Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы прогнозирования экономического развития 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методология экономического прогнозирования 10
2 Прогнозирование развития российской экономики в кризисных условиях 17
2.1 Прогноз социально-экономического развития РФ в 2009 г. 17
2.2 Проект внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г. 23
3 Роль прогнозирования в формировании стратегии развития региона в условиях кризиса 27
Заключение 37
Библиографический список 38

Вложенные файлы: 1 файл

даши курсач.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

В сценарии 2 (сценарий низких цен) рассматривается случай снижения среднегодовых цен на нефть до 32 долл. за баррель. С учетом предварительной оценки цен на нефть в первом квартале - 44 долл. за баррель - это соответствует снижению цен во втором - четвертом кварталах 2009 г. до 28 долл. за баррель. В остальном предпосылки аналогичны базовому варианту.

Сценарий 3 (сценарий кризиса  внешнего долга) предполагает обострение ситуации с выплатой внешнего долга российских компаний и банков. В данном сценарии оценены последствия для экономики от увеличения оттока капитала из страны, соответствующего начальному графику выплат (по данным ЦБ РФ) на 2009 г., т.е. в объеме около 120 млрд долларов США (в т.ч. 117,1 млрд долларов США - погашение основной суммы внешнего долга).

Сценарий 4 (бюджетной экспансии) соответствует варианту дополнительного (по сравнению с проектом федерального бюджета от 19.03.2009 г.) роста бюджетных расходов примерно на 2,5 % ВВП, т.е. на 1,0 трлн руб.

Результаты прогноза динамики основных показателей социально-экономического развития РФ по приведенным сценариям даны в таблице 1

Таблица 1 –  Прогноз динамики основных показателей социально-экономического развития РФ

Показатели

Квартал

2009 г.

1

2

3

4

Цены на нефть, сорт Urals, долларов за баррель:

         

сценарий 1, 3, 4

44

40

40

40

41

Сценарий 2

44

28

28

28

32

Реальный ВВП, в  % к соответствующему периоду предыдущего года:

         

Сценарий 1

-4,8

-4,1

-2,8

-0,5

-3,1

Сценарий 2

-4,8

-4,9

-3,2

-1,0

-3,5

Сценарий 3

-4,8

-4,1

-2,9

-0,7

-3,2

Сценарий 4

-4,8

-4,1

-2,9

-0,6

-3,2

Дефицит федерального бюджета ( % ВВП)

         

Сценарий 1

0,8

10,1

9,1

8,2

7,0

Сценарий 2

0,8

10,8

9,6

9,1

7,7

Сценарий 3

0,8

9,3

8,1

7,3

6,5

Сценарий 4

0,8

10,1

13,7

12,6

9,4

Международные резервы Банка России (млрд. долл.)

         

Сценарий 1

369,5

396,5

395,6

395,0

395,0

Сценарий 2

396,5

395,3

393,4

391,2

391,2

Сценарий 3

396,5

388,1

382,9

380,9

380,9

Сценарий 4

396,5

396,5

395,6

395,0

395,0

ИПЦ, %

         

Сценарий 1

5,2

2,7

1,0

1,9

11,2

Сценарий 2

5,2

5,5

3,9

3,2

18,4

Сценарий 3

5,2

7,1

2,6

2,4

18,4

Сценарий 4

5,2

2,7

2,2

3,4

18,4

Курс доллара к рублю (руб./USD)

         

Сценарий 1

35,26

35,3

35,3

35,4

35,32

Сценарий 2

35,26

40,7

45,0

45,0

41,49

Сценарий 3

35,26

46,2

46,5

46,5

43,62

Сценарий 4

35,26

35,3

35,9

36,4

35,72


 

Таким образом, согласно базовому сценарию реальный ВВП России в 2009 г. сократится на 3,1 %, номинальный объем ВВП составит 40828 млрд руб. Спад инвестиций в основной капитал в целом за год достигнет 5,8 %, падение реальных доходов населения - 3,8 %. При этом в четвертом квартале ожидается некоторая стабилизация снижения реальных доходов населения.

Согласно  нашим расчетам, дефицит федерального бюджета по итогам года составит 7 % ВВП. При этом суммарный объем доходов достигнет 6,82 трлн руб. (16,7 % ВВП), что несколько больше прогноза Минфина России (6,71 трлн руб.).

Ситуация с платежным  балансом РФ в рамках данного сценария предполагается достаточно спокойной. При условии сохранения тенденции к реструктуризации внешней задолженности российских частных компаний и банков, ограничения объема выплат по внешним долгам в 70 - 80 млрд долларов, положительное сальдо текущих операций позволяет российским денежным властям сохранить свои международные резервы, не прибегая к дальнейшему понижению курса рубля. Так, согласно нашему прогнозу, объем экспорта в 2009 г. достигнет примерно 248 млрд долл. (-47,5 % к уровню 2008 г.), импорта - 136,0 млрд долл. США (-53,5 % к уровню 2008 г.). Таким образом, положительно сальдо торгового баланса составит не менее 112 млрд долл. США.

Соответственно, Центральный банк РФ имеет возможность удержать объявленный коридор колебаний курса бивалютной корзины - не выше 41 рубля - до конца года, при этом международные резервы к концу года сохранятся на уровне 395,0 млрд долл. Таким образом, все сокращение резервов за год (около 32 млрд долл.) приходится на январь-февраль.

Стабилизация  обменного курса рубля, а также  достаточно умеренная денежно-кредитная политика (рублевая эмиссия осенью-зимой 2008/2009 годов, ограничение бюджетного дефицита 7 % ВВП, а также ограниченная поддержка банковской системы со стороны Банка России) позволяют рассчитывать на достаточно низкие темпы инфляции - 11,0-11,5 % за год. При этом почти половина прироста цен придется на I квартал - 5,0-5,5 %. В целом по итогам года прирост денежной базы ожидается в пределах 10 %, а денежная масса (М2) останется примерно на уровне конца 2008 г .

В случае же дальнейшего снижения цен на нефть до среднегодовой отметки в 32 доллара за баррель (сценарий 2) спад ВВП может достигнуть 3,5 % ВВП, снижение реальных объемов инвестиций - 6,6 %, реальных доходов населения - 4,7 %. При этом, вследствие сокращения объемов экспорта (-29 млрд долл. по сравнению с базовым сценарием) Банк России будет вынужден вновь опустить курс рубля к бивалютной корзине, ориентировочно, до уровня 52 рубля к концу года (26 % по отношению к текущей верхней границе). Курс доллара к рублю в этом случае достигнет 45 рублей за доллар. Соответственно, инфляция на потребительском рынке ускорится до 18,4 %.

Следствием  более высокой инфляции и обесценения  рубля станет увеличение номинального объема ВВП (до 41,98 трлн руб.), а также относительно небольшое снижение номинальных доходов федерального бюджета (6,5 трлн руб.). Таким образом, дефицит федерального бюджета увеличится лишь на 0,7 п.п. ВВП, до 7,7 %.

Не менее  тяжелые последствия для экономики  РФ будет иметь и возобновление оттока капитала из страны, например, в случае, если российские компании и банки не смогут в дальнейшем договариваться о реструктуризации своей внешней задолженности, как это было в феврале-марте. Согласно Сценарию 3, ускорится спад реального ВВП (до 3,2 %) и реальных инвестиций (6,7 %). Для обеспечения стабильности платежного баланса РФ Банк России должен будет пойти на снижение курса рубля к бивалют-ной корзине до 53,5-54,0 рублей, что соответствует курсу доллара к рублю 46,5 рубля за доллар. Инфляция также, как и в сценарии низких цен на нефть, возрастет до 18,4 %. Положительным» моментом данного сценария является сокращение дефицита федерального бюджета до 6,5 % вследствие роста номинальных объемов ВВП и доходов федерального бюджета.

В Сценарии 4 была проведена оценка последствия  бюджетной экспансии в третьем-четвертом квартале 2009 г. В результате роста расходов бюджета до 10,7 трлн руб. за год дефицит увеличивается до 9,4 % ВВП. Дополнительная эмиссия вызывает рост не только инфляции (до 15,4 %), но и новый виток обесценения рубля, в результате чего объявленная верхняя граница курса бивалютной корзины не может быть удержана Центробанком РФ без дополнительной потери резервов. При проведении политики сохранения резервов на текущем уровне, курс рубля должен опуститься примерно на 5 % к текущему уровню - до 42-42,5 рублей по отношению к бивалютной корзине, или 36,5 рублей за доллар США.

Приведенные выше результаты сценарных прогнозных расчетов динамики основных макроэкономических показателей РФ показывают, что в рамках наиболее вероятного сценария (базовый сценарий) у России есть шанс пройти текущий год с минимальными макроэкономическими потрясениями, что подготавливает хорошие стартовые позиции для выхода из кризиса.

2.1 Проект внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г.

В Минэкономразвития  России подготовлен проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г., определяющей ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики страны в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики.

Этот документ базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее - КДР-2020), «Основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года», Концепции внешней политики Российской Федерации, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов и т.д. [15]

Необходимость разработки этого документа обусловлена  тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в сфере внешнеэкономических связей России, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы проявляются прежде всего в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов. Внутренние причины связаны в первую очередь с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития. Эти факторы в целом определяют необходимость подготовки и последующей реализации внешнеэкономической стратегии на долгосрочную перспективу.

В настоящее  время мировая экономика испытывает воздействие глубокого финансового кризиса. Наряду с большинством развитых экономик влияние кризиса ощущают и развивающиеся страны. В долгосрочной перспективе вероятно восстановление роста мировой экономики, но по сравнению с докризисным периодом ее динамика будет более подвержена циклическим колебаниям.

При благоприятном  сценарии среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2010-2015 гг. составят 4,0-4,2 %, за 2016-2010 гг. - 2,7 % по сравнению с 3,9 % в 2001- 2006 гг. и 3,3 % в 1991-2000 гг. В то же время нынешний кризис мировой экономики может открыть долгий период замедленного развития, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми международными центрами сил, странами - экспортерами сырья и постиндустриальными экономиками.

Внешнеэкономическая политика является продолжением внутренней экономической и социальной политики государства, направленной на укрепление экономики и улучшение качества жизни населения. В документе определяются ключевые приоритеты, цели и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации с учетом долгосрочных целей и задач ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития. При его разработке были учтены основные тенденции развития глобальной экономики и современное состояние внешнеэкономических связей России.

Долговременной  целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны как одной из ведущих мировых экономических держав XXI в. В связи с этим внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России .

Основными целевыми индикаторами внешнеэкономической  стратегии являются: повышение доли России в мировой экономике с 3,2 % мирового ВВП в 2007 г. (по паритету покупательной способности) до 3,8 % в 2015 г. и 4,3 % в 2020 г.; увеличение российского экспорта с 354 млрд долл. в 2007 г. до 630-650 млрд долл. в 2015 г. и более 900 млрд долл. в 2020 г. (при условии колебания мировых цен на нефть в ценах 2007 г. в пределах 80-90 долл. за баррель); рост экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд долл.); увеличение экспорта транспортных услуг почти в 4 раза (до 45 млрд долл. ) к 2020 г. по сравнению с 2007 г.; достижение доли не менее 5-10 % на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям [15].

Внешнеэкономическая стратегия призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. В этой связи важными задачами являются: комплексная поддержка российских компаний со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, создание системы идентификации и снятия барьеров по доступу на внешние рынки, а также применение Россией качественно новых внешнеэкономических инструментов [10, c. 16].

Достижение  стратегической цели внешнеэкономической  политики обеспечивается путем реализации ее приоритетных направлений с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики, которые включают: обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере; содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг; интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики; повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов; интеграция евразийского экономического пространства с центром в России; прогнозирование прогнозная модель; создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту; усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.

При этом достижение стратегических целей предусматривает  реализацию региональных и страновых  приоритетов внешнеэкономической  политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Географическая диверсификация и углубление внешнеэкономических связей страны будут способствовать снижению рисков, связанных с постоянными изменениями баланса сил в мире.

Важнейшими  партнерами Российской Федерации в экономической и политической сферах являются страны СНГ, Евросоюза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта, освоения новых рынков и реализации транзитного транспортного потенциала страны.

В то же время  для России все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки. Предусматривается активизация деятельности Российской Федерации в международных экономических организациях (АТЭС, ШОС ).

Информация о работе Бюджетное планирование