Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения.
Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы прогнозирования экономического развития 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методология экономического прогнозирования 10
2 Прогнозирование развития российской экономики в кризисных условиях 17
2.1 Прогноз социально-экономического развития РФ в 2009 г. 17
2.2 Проект внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г. 23
3 Роль прогнозирования в формировании стратегии развития региона в условиях кризиса 27
Заключение 37
Библиографический список 38

Вложенные файлы: 1 файл

даши курсач.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Особенностью  современной модели управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в России является необходимость воздействия на международную предпринимательскую активность отечественных компаний и повышения роли субъектов Федерации и территорий на внешних рынках.

Для реализации внешнеэкономической политики требуется создание системы институтов, обеспечивающей национальные интересы России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски.

Такая система  институтов включает три крупных  блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование  доступа иностранных товаров  и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере [10, c. 17].

Для реализации приоритетных направлений внешнеэкономической  политики в условиях новой модели государственного регулирования ВЭД предусматривается внедрение новых инструментов и документов оперативного управления. В связи с этим: будут подготовлены краткосрочные программы продвижения промышленного экспорта, определяющие ключевые направления, с учетом приоритетности и специфики конкретных зарубежных рынков и потребностей отечественных экспортеров; по ключевым странам - партнерам Российской Федерации будут разработаны двусторонние планы торгово-экономического сотрудничества;указанные программы и планы будут реализовываться с привлечением потенциала торгпредств России за рубежом; ежегодно будут утверждаться «Основные направления таможенно-тарифной политики»; будут вноситься необходимые коррективы во внешнеэкономическую политику страны [5, с. 253].

Принятие  и реализация внешнеэкономической  стратегии Российской Федерации до 2020 г. позволит: определять первостепенные направления внешнеэкономической политики страны в долгосрочной перспективе; выделять приоритеты внешнеэкономической политики России по отношению к отдельным странам и регионам мира; выбирать адекватные инструменты реализации внешнеэкономической политики.

 

3 РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 

 

Управление региональным развитием, в том числе разработка региональной политики, опирается на систему региональных прогнозов, дифференцированных по направлениям, отраслям и срокам. Последнее время все большее внимание уделяется долгосрочным прогнозам (с горизонтом свыше 10 лет), что связано со сменой парадигмы национальной динамики - необходимостью перехода к новым технологическим укладам и усилению действия инновационных факторов.

Огромное разнообразие регионов Российской Федерации обусловливает  необходимость первоочередного учета региональной специфики не только при проведении реформ, но и в решении любых экономических и социальных проблем. Федеративное государственное устройство многократно усиливает эту необходимость, поскольку недостаточное внимание к региональным проблемам не только отрицательно сказывается на эффективности экономики и уровне жизни населения, но и может привести к усилению центробежных тенденций в государстве.

Поэтому при постановке и осуществлении национальных задач  в обязательном порядке должен прорабатываться их территориальный аспект, должны учитываться не только общероссийские, но и региональные интересы. Это означает, что экономические и социальные прогнозы развития страны должны, во-первых, содержать территориальный разрез; во-вторых, подкрепляться соответствующими региональными прогнозами, отражающими интересы и возможности субъектов РФ. При этом региональные прогнозы неправомерно сводить к той или иной разбивке макроэкономических показателей, они должны играть активную роль в формировании стратегических задач и составляющих государственной политики в той или иной сфере деятельности. Иными словами регионы должны ориентироваться на тенденции и вызовы всех уровней, оказывающие влияние на их развитие. При этом решающее значение приобретают сценарные подходы, основанные даже не столько на статистических, трендовых, сколько на экспертных методах, действенных в условиях высокой изменчивости процессов.

Проблема надежности прогнозов изменения внутренних условий и внешней среды для любой экономической системы (национальной, региональной, отраслевой) является ключевой при выработке долгосрочных стратегий и программ ее развития. При этом совершенно очевидно, что точно и однозначно предусмотреть характер изменения и степень влияния всех факторов в их взаимозависимости практически невозможно. Классическим примером являются современные процессы на мировых рынках, которые всего год назад очень туманно просматривались только в редких исследованиях отдельных экономистов. Во всяком случае, ни одна из национальных (отраслевых) или региональных концепций не предусматривала возможности такой драматической динамики. И сейчас стоит вопрос, в какой мере эти концепции подлежат корректировке и насколько основательной она должна быть. Такой вопрос возник и на завершающем этапе подготовки Стратегии социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 г., в том числе при рассмотрении ее в экспертной организации - Центре стратегических разработок «Северо-Запад».

Очевидно, что ответ  зависит от того, насколько длительным будет кризис и следующая за ним  рецессия, и каким будет их влияние. Необходимо отметить, что нестабильность - это нормальное состояние социально-экономических процессов, поскольку они постоянно находятся в динамике. Другой вопрос, какое отклонение от признанной нормы можно рассматривать как опасное, требующее того или иного вмешательства.

Противоречивы и сами процессы. Например, необходимым элементом рыночной экономики является наличие свободных ресурсов на рынке труда. Вместе с тем масштабная безработица является признаком нестабильности. Инфляция служит определенным «стимулятором» спроса, но вызывает и негативные тенденции, особенно если превышает некоторые пороговые значения. Поэтому, чтобы сделать выводы о необходимости корректировки прогнозов, следует остановиться на методических подходах к их разработке, характерных для последнего периода, на национальном и региональном уровнях.

Несмотря на повышение  устойчивости российской макроэкономики, прогнозирование перспектив ее развития остается актуальной проблемой как для отдельных специалистов и экспертов, исследовательских институтов, так и для ведомства, отвечающего за разработку официальных правительственных прогнозов - Министерства экономического развития РФ. И диапазон оценок даже краткосрочных тенденций весьма велик. Достаточно сказать, что в 2007 г. первоначальная оценка роста российской экономики - 6,2  % - была повышена вначале до 6,5  %, а затем до 7,3  %. Регулярными и достаточно значимыми были пересмотры прогнозов и в предыдущие годы.

Еще более существенны  несовпадения прогнозных оценок с фактически складывающейся динамикой при средне- и долгосрочных прогнозных построениях. Наиболее известный пример - предыдущая версия энергетической стратегии до 2015 г., принятая Правительством РФ в 2003 г. Тогда даже в верхнем варианте темпы экономического роста на долгосрочную перспективу оценивались менее чем в 5  %. В действительности в 2004-2007 гг. они составили около 7  %. Как сложится экономическая динамика в последующий (до 2020 г.) период, безусловно, точно не известно. Тем не менее ясно, что, по крайней мере, в прошедшем пятилетии предыдущая версия энергетической стратегии не смогла сыграть позитивную роль документа, предупреждающего о скором возникновении серьезных дефицитов в энергетической сфере и особенно в электрогенерации [7, с. 15].

Будущее не является безусловным, и представление о нем имеет  вариантный характер. Понимание содержательных сценариев, осмысление вероятных «развилок», альтернатив и причин их возникновения позволяют принимать эффективные решения. Следует подчеркнуть, что вовремя сформированное представление о вариантах будущего может предопределить сегодняшний стратегический выбор. Исследования будущего и использование их результатов как для разработки долгосрочной стратегии, так и в рамках текущей экономической политики, предполагают наличие в стране развитой системы социально-экономического и научно-технического прогнозирования. Это означает, что прогнозирование не должно, как это сложилось в последние годы, представлять собой лишь эпизодические и слабо связанные между собой исследования ограниченного числа ведомств и отдельных академических институтов.

Вообще говоря, задача разработки образа будущего - это задача обоснования приоритетов ограниченного набора целей, последовательная реализация которых и приведет к формированию самого этого образа будущего. Здесь важно отметить различие между сценарным прогнозированием и конструированием будущего. Сценарное прогнозирование всегда, по определению, вариантно. Что касается конструирования будущего, то оно жестче привязано к определенному, уже зафиксированному образу будущего.

Для долгосрочного плана  развития совершенно недостаточно одной цели, например, удвоения ВВП. Впрочем, и множество целей - если они не более чем декларация о намерениях - не сделает прогноз более реалистичным. Необходимо, чтобы эти цели превратились в систему обязательств исполнительной власти, в систему, порождающую движение материальных и финансовых потоков.

Стратегия социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 г. При разработке Стратегии  были обоснованы три главных сценария.

Инерционный - в целом  сохраняется структура экономики и промышленности, в отраслях останется низкий уровень технологических изменений. Темпы роста ВРП ниже среднероссийских: 1-2 % в год и не более 50 % в прогнозируемом периоде.

Энергосырьевой - активно  формируются нефтегазовый сектор промышленности и необходимая инфраструктура, однако Мурманская область остается транзитным регионом, перерабатывающие мощности не создаются. Темпы роста ВРП соответствуют среднероссийским, общий рост в прогнозируемом периоде в 2-2,5 раза.

Инновационный - нефтегазовый сектор формирует перерабатывающие предприятия в регионе и инфраструктуру высокого уровня. В традиционных отраслях (горно- и рыбопромышленном комплексах) отмечаются инновационные тенденции. Рост ВРП - в 3-3,5 раза и производительности труда - не менее чем в 3 раза, что превышает среднероссийские показатели.

Остановимся на последнем  варианте, учитывая, что именно он был  признан целевым. В инновационном сценарии динамика основных экономических показателей преимущественно будет определяться повышением технико-технологического уровня в сфере производства и услуг, появлением новых предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Вследствие острого  дефицита природного газа на Северо-Американском рынке и нарастания нестабильности в зоне Персидского залива корпорации и правительственные органы США уделяют повышенное внимание диверсификации поставок СПГ, в первую очередь из России. Месторождения Арктики осваиваются ускоренными темпами, первый газ со Штокмановского месторождения будет получен уже в 2015 г., а в 2020 г. завод по выпуску СПГ выйдет на проектную мощность (45 млн. т СПГ в год, полностью поставляемого на терминалы западного побережья США).

Строительство крупнейшего  в Европе завода послужит основой  для создания особой промышленно-производственной зоны по отработке и тиражированию новых (модернизированных) технологических и технических решений по сжижению газа. Мурманская область станет национальным центром (кластером) соответствующего профиля, базовым для данного направления в РФ, в частности, для строительства стратегического комплекса по производству сжиженного природного газа на Ямале мощностью до 80 млн. т в год, ориентированного уже не только на САР, но и на Азиатско-Тихоокеанский рынок. Крупномасштабные перевозки СПГ послужат главным фактором оживления грузопотоков как в западном, так и в восточном секторе Северного морского пути.

В 2015 г. завершается строительство  нефтеперерабатывающего завода модульного типа мощностью 3 млн. т, что обеспечивает теплоэнергетические мощности полуострова и корабли Северного флота мазутом по сниженным ценам. Повышается конкурентоспособность предприятий горно-промышленного комплекса, а в конечном счете и уровень жизни населения.

В целом динамично  развивается вся энергетика Мурманской области. В 2016 г. будет введен первый энергоблок Кольской АЭС-2 мощностью 1 млн. кВт, а в 2021 г. -второй, что не только полностью обеспечит формирующуюся нефтегазовую отрасль (с учетом выбывающих мощностей КАЭС-1), но и создаст условия для строительства второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода, который выходит на проектную мощность (200 тыс. т) в 2022 г.

Инновационные тенденции  в российской экономике обусловливают  повышение спроса на редкоземельные металлы и их соединения. В центральной части полуострова на базе предприятий Хибинского массива и Ловозерских тундр, институтов Кольского научного центра и высших учебных заведений г. Апатиты формируется опытно-внедренческая зона, а впоследствии на ее основе кластер по производству стратегических материалов для отечественной промышленности. На основе новых технологий создаются мощности по переработке нефелина, полностью удовлетворяющие потребность второй очереди КАЗа в глиноземе по приемлемым ценам. В результате добавленная стоимость продукции ОАО «Апатит» практически удвоится.

В рыбопромышленном комплексе  в развитие тенденций второго (энергосырьевого) варианта активно формируется рыбоводство. Перерабатывающие предприятия осваивают новейшие технологии по комплексной переработке морепро-дукции, в том числе для фармацевтической промышленности.

Значительно оживятся перевозки  генеральных грузов через Мурманский транспортный узел вследствие ускоренного  освоения арктических месторождений и увеличения транзита экспортных грузов. Их объем достигнет 9-11 млн. т в год, в том числе до 1 млн. TEU-контейнеров. Для совершенствования организационно-экономического и инновационного уровня услуг создается портовая особая экономическая зона, обеспечивающая использование современных технологий и экономичность переработки грузов, в том числе для поддержания национальных приоритетов при развитии транзита по Северному морскому пути. Объем перевалки насыпных грузов достигнет 30 млн. т в год, а нефти и нефтепродуктов - 45 млн. т.

Информация о работе Бюджетное планирование