Бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производиться направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Финансы.docx

— 82.44 Кб (Скачать файл)

В состав бюджетной системы  РФ входят также бюджеты государственных внебюджетных фондов, предназначенные в соответствии со ст. 13 БК, как и федеральный бюджет, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.  
 При этом расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Средства бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.  
БК определен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также порядок их составления, представления и утверждения. Так, в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.  
          Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:  
 
1) бюджет Пенсионного фонда РФ;  
 
2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 
 
3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.  
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.  
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период.  
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.  
           

 
2. Основные направления его совершенствования бюджета РФ в среднесрочной перспективе.

 

Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить  на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые  определяются федеративным устройством  нашей страны: вопросы совершенствования  межбюджетных отношений и необходимости  формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать  и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует  как повышения качества государственных  прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений  по формированию расходной части  бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы  роста экономики. Необходим комплексный  учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике  и социальной сфере. В противном  случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

Новые тенденции в развитии системы источников позитивного  финансового права Российской Федерации:

1. Реформа федеративного  устройства: совершенствование взаимоотношений  «федерация-регион».

2. Административная реформа:  перераспределение полномочий между  федеральными органами исполнительной  власти, концентрация нормотворческих  полномочий у федеральных министерств  (федеральные службы и федеральные  агентства, по общему правилу,  лишаются нормотворческих полномочий).

3. Муниципальная реформа:  уточнение финансовых полномочий  муниципальных образований, унификация  форм нормотворческой деятельности  на местном уровне.

4. Появление «наднационального» (конфедеративного, союзного) уровня  финансового права (нормативные  акты, регулирующие Союзный бюджет  России и Белоруссии).

5. Формирование суботраслевых (подотраслевых) законодательств в сфере публичных финансов: бюджетного законодательства (на базе Бюджетного кодекса РФ), законодательство о налогах и сборах (на базе Налогового кодекса РФ), валютного законодательства (на базе ФЗ (О валютном регулировании и валютном контроле») и т.д.

6. Принятие модельных  кодексов (законов) в целях унификации  и гармонизации финансового таможенного  права в рамках СНГ и других  интеграционных группировок (объединений)  на постсоветском пространстве.

7. Формирование так называемого  судебного финансового права  заметная активизация органов  правосудия (прежде всего на федеральном  уровне) в регламентации финансовых  отношений.

8. Принятие законов, которыми  регламентируется порядок проведения  экспериментов в области публичных  финансов.

На современном этапе  развития бюджетной системы РФ существует ряд проблем.

Во-первых, сохраняется значительный нефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура бюджетных  расходов не является оптимальной для  стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств  на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования  и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое  обоснование решений, приводящих к  новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия  будет иметь принятие новых обязательств, для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства, и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных  на те или иные цели средств.

В-пятых , межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной  власти в этой сфере должным образом  не раскрываются.

В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных  изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения  для ведения предпринимательской  деятельности это обусловливает  необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив  в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и  среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости  налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической  политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального  повышения качества стратегического  управления экономикой и общественными  финансами. Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную  перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

1. Бюджетная политика  должна стать более эффективным  инструментом реализации государственной  социально-экономической политики.

Механизмы государственной  социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для  достижения конкретных количественно  определенных целей государственной  социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно - итоги реализации мер социально-экономической  политики.

В целях повышения эффективности  расходов необходимо разработать и  внедрить систему ежегодного анализа  эффективности расходов по каждому  направлению, в том числе анализа  динамики показателей эффективности.

2. Для достижения целей  социально-экономической политики  и обеспечения общественного  контроля, за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

Переход к «программному  бюджету» в полном объеме необходимо осуществить, начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Для правового обеспечения  этих процессов необходимо внесение в 2012 году комплексных поправок в  бюджетное законодательство Российской Федерации.

Кроме того, переход к  формированию и исполнению «программного  бюджета» должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной  информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая должна позволить  перейти на качественно новый  уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов.

3. Особое внимание должно  быть уделено продуманности и  обоснованности механизмов реализации  и ресурсного обеспечения государственных  программ, их корреляции с долгосрочными  целями социально-экономической  политики государства.

4. Необходимо повысить  качество предоставляемых населению  государственных и муниципальных  услуг. Прежде всего, это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

5. Обеспечение макроэкономической  стабильности и бюджетной устойчивости.

Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие  факторам нестабильности - высокой  инфляции и бюджетному дефициту. Без  этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

6. Необходимо определиться  с параметрами дальнейшего развития  пенсионной системы, которые должны  обеспечить ее надежность и  долгосрочную сбалансированность  с учетом демографических изменений  в структуре населения.

7. Налоговая система должна  быть настроена на улучшение  качества инвестиционного климата,  повышение предпринимательской  активности, совершенствование структуры  экономики, повышение ее конкурентоспособности,  прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

8. Требуется реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и  ответственности регионов, в частности  закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации  определять категории граждан, которым  необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

9. Важными задачами Правительства  Российской Федерации являются  обеспечение постоянного доступа  России на долговые рынки на  приемлемых условиях, снижение стоимости  заимствований и расходов по  долговым обязательствам, получение  дополнительных доходов от управления  средствами, накопленными в Резервном  фонде и Фонде национального  благосостояния.

10. Необходимо обеспечить  прозрачность и открытость бюджета  и бюджетного процесса для  общества.

 
3.Основные приоритеты социально-экономического развития

Российской Федерации  в 2014 - 2016 годах       

  
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2014 - 2016 гг.) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

В ближайшие годы наряду с решением задач бюджетной консолидации необходимо сделать задел для  реализации долгосрочных интересов  России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое  экономическое пространство.

Основными приоритетами экономической  политики в прогнозный период являются:

Информация о работе Бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе