Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Настоящая работа содержит результаты, полученные в ходе процесса исследования бюджетно-налоговой системы РФ. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что данная тематика разрабатывается различными министерствами, межведомственными образованиями и авторскими коллективами столь активно и со столь различных позиций, как, пожалуй, никакой другой компонент экономических преобразований.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………………...……4
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации…………...…..4
Инструменты бюджетно-налоговой политики……………………………………..……..8
Виды фискальной политики……………………………………………………..…………9
Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России…………...10
Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства…………………………...10
Анализ поступлений основных налогов бюджетную систему РФ за последние пять лет……………………………………………………………………………………………14
Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства……………..…….21
Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику………………………...21
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...22
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………………………….26
Однако сам по себе бюджетный дефицит не всегда выступает как безусловное зло, с которым надо бороться любыми средствами, поскольку его формальное устранение путем денежной эмиссии или чрезмерного сокращения государственных расходов без учета реальных потребностей экономики чревато отрицательными последствиями. В то же время сбалансированный бюджет или бюджет, сформированный и выполняемый с профицитом, не всегда являются признаком здоровой, динамично развивающейся на основе внутренних резервов экономики, а могут быть результатом действия внешних факторов.
Для сильной экономики, успешно реализующей потенции к росту, допустимо в определенных пределах наличие бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При таком его размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, снижение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса, сокращение темпов инфляции.
Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой, создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.
В 2011 г. налоговая нагрузка выросла на 12%, что стало как результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и, соответственно, роста нефтегазовых доходов, так и следствием улучшения деловой активности и роста потребления в российской экономике, что привело по сравнению с прошлым годом к приросту поступлений по налогу на прибыль, НДС.
Таблица1.
Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства РФ в 2007-2011гг.,%ВВП.
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение 2011г. относительно 2010г. | |
в п.п. ВВП |
в ценах 2011г.,% | ||||||
Уровень налоговой нагрузки |
36,1 |
35,7 |
30,8 |
31,9 |
35,8 |
3,9 |
16,9 |
Налог на прибыль |
6,6 |
6,1 |
3,3 |
3,9 |
4,2 |
0,3 |
10,9 |
НДФЛ |
3,8 |
4,0 |
4,3 |
4,0 |
3,7 |
-0,3 |
-3,4 |
ЕСН/страховые взносы |
5,1 |
5,1 |
5,5 |
5,0 |
6,5 |
1,4 |
34,2 |
НДС |
6,9 |
5,1 |
5,3 |
5,5 |
6,0 |
0,4 |
12,8 |
Акцизы |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
0,2 |
24,8 |
НДПИ |
3,6 |
4,1 |
2,7 |
3,1 |
3,8 |
0,7 |
29,1 |
Таможенные пошлины и сборы |
7,3 |
8,6 |
6,8 |
7,0 |
8,5 |
1,5 |
27,1 |
Источник: Министерство финансов РФ, Росстат, расчеты ИЭП им. Е.Т. Гайдара.
Из представленных в табл. 1 данных видно, что уровень совокупной налоговой нагрузки на экономику в России в 2011 г. практически вернулся к докризисному. В то же время в разрезе поступлений отдельных налогов можно видеть, что сборы по налогу на прибыль и по НДС так и остались заметно ниже уровня 2007 г., по НДФЛ и НДПИ ситуация близка к уровню 2007 г., а страховые взносы (ранее ЕСН) в силу увеличения ставок хотя и обеспечили поступления в размере 6,5% ВВП в 2011 г. против 5,1% ВВП в 2007 г., но все же выросли непропорционально меньше по сравнению с повышением ставки. Рассмотрим подробнее ситуацию с поступлениями основных налогов.
Структура налоговых доходов бюджета расширенного правительства представлена на рис. 1. Единственным налогом, по которому в 2011 г. имела место выраженная отрицательная динамика сборов, стал НДФЛ.
Рис.1. Доля налоговых поступлений в суммарных доходах бюджета расширенного правительства в 2007-2011гг., % (Источник: ФНС РФ)
Данное падение
обусловлено снижением его
денежные доходы населения за вычетом социальных выплат
Рис.2. Динамика поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ и денежных доходов населения за вычетом социальных выплат в 2007-2011гг.,%ВВП
(Источник: ФНС РФ, Росстат)
Основным фактором, приведшим к падению налоговой базы по НДФЛ в 2011 г., стало повышение ставок социальных взносов, в частности базовой ставки с 26% до 34%. Согласно опросам «ОПОРА России», в 2011 г. представители малого и среднего предпринимательства прореагировали на это обстоятельство:
1) использованием различных
механизмов в целях уплаты
сумм страховых взносов в
2) отказом от ранее
запланированного повышения
3) отказом от планов
по расширению бизнеса (
Как итог, фонд
оплаты труда за вычетом
Рис.3 Динамика фонда оплаты труда без социальных взносов в 2007-2011гг.,% ВВП
(Источник: ФНС РФ, Росстат)
Рис.4 Динамика поступлений ЕСН/социальных взносов 2007-2011гг.,%ВВП
(Источник: ФНС РФ, Росстат)
Для закрытого перечня категорий налогоплательщиков были предусмотрены льготные ставки страховых взносов, что снизило эффективную ставку обложения в целом:
1) для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов - 31,1%;
2) для российских организаций
и индивидуальных
3) для организаций, деятельность
которых связана с
По данным Минфина России, общий объем выпадающих доходов по льготам составил порядка 300 млрд. руб., что составляет около 9% от общего объема поступлений по страховым взносам в 2011 г.
Что касается нефтегазовых доходов бюджета, то они заметно выросли по сравнению с 2010 г. (табл. 2). В частности, в 2011 г. имел место рост налоговых поступлений по НДПИ на 0,7 п.п. ВВП, что было вызвано как заметным увеличением ставки налога в отношении природного газа, так и благоприятной конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей (средняя цена на нефть марки Urals в 2011 г. составила 109,6 долл./барр. против 78,1 в 2010 г.).
Тем не менее, несмотря на рост натуральных показателей добычи и значительное повышение цен на нефть, уровень изъятий по НДПИ в 2011 г. оказался ниже уровня 2008 г. Связано это с тем, что, во-первых, с 2009 г. был повышен необлагаемый НДПИ минимум с 9 до 15 долл./барр., а во-вторых, введен с 2009 г. понижающий коэффициент к ставке НДПИ на месторождениях с высокой степенью выработанности запасов.
Таблица 2.
Объем поступлений нефтегазовых доходов и НДПИ в2008-2011гг.
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Нефтегазовые доходы,% к ВВП |
10,6 |
7,7 |
8,6 |
11,0 |
НДПИ, в% к ВВП |
4,1 |
2,7 |
3,1 |
3,8 |
Добыча нефти, вкл. Газовый конденсат, млн. т. |
488 |
194 |
507,2 |
509,4 |
Среднегодовой уровень цен нефти марки Urals, долл./барр. |
94,0 |
60,7 |
78,1 |
109,6 |
Источник: Росстат, ФНС России, расчеты ИЭП им. Е.Т. Гайдара.
Рост цен
на энергоносители и
Таблица 3.
Поступления таможенных пошлин в 2008-2011гг., % ВВП.
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Вывозные пошлины на: | ||||
- нефть сырую |
4,3 |
3,1 |
3,7 |
4,3 |
- газ природный |
1,2 |
1,1 |
0,4 |
0,7 |
- товары, выработанные из нефти |
1,3 |
1,0 |
1,3 |
1,7 |
Таможенные пошлины и сборы - всего |
8,6 |
6,8 |
7,0 |
8,5 |
Источник: Росстат, данные Федерального казначейства России, расчеты ИЭП им. Е.Т. Гайдара.
Что касается не нефтегазовых поступлений, то доходы от налога на прибыль росли преимущественно вследствие повышения деловой активности в России. В частности, упал удельный вес убыточных организаций в российской экономике, а чистый сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства) в долях ВВП вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуя о расширении базы налога на прибыль организаций (рис. 5).
В результате за 2011 г. поступления от налога на прибыль составили 4,2% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП выше уровня предыдущего года.
Оживление
российской экономики также
По-прежнему почти половину (46%) в структуре поступлений НДС обеспечивает об-ложение импортируемых товаров, и эта доля осталась на уровне прошлого года, что сви-детельствует о совпадении динамики поступлений НДС на товары, ввозимые на террито-рию РФ, с динамикой ввоза товаров.
Рис.5 Динамика поступлений налога
на прибыль организаций в
Таблица 4
Динамика конечного
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы от НДС |
6,17 |
5,62 |
6,13 |
5,17 |
5,28 |
5,53 |
5,98 |
НДС на товары, реализуемые на терр. РФ |
4,11 |
3,44 |
3,51 |
2,42 |
3,03 |
2,94 |
3,23 |
НДС на товары, ввозимые на терр. РФ |
2,06 |
2,18 |
2,62 |
2,75 |
2,25 |
2,59 |
2,75 |
Коэффициент собираемости налога,% |
57,0 |
51,5 |
56,7 |
46,6 |
42,3 |
47,0 |
53,0 |
Импорт* |
12,9 |
13,9 |
15,3 |
16,1 |
13,7 |
15,4 |
16,5 |
* Доля импорта в ВВП определялась как отношение значений импорта по данным таможенной статистики и ВВП, оцененного в долларах, на основании значений среднего номинального курса доллара к рублю за соответствующий год.
Источник: Росстат, Министерство финансов РФ, расчеты ИЭП им. Е.Т. Гайдара.
В 2011 г. увеличились поступления в бюджетную систему от акцизов – с 501,5 до 650,5 млрд руб. в текущих ценах, что в относительном выражении обеспечило 0,2 п.п. ВВП прироста. Важно отметить, что, как видно на рис.6, этот прирост определяется увеличением поступлений по акцизам на нефтепродукты (с 0,37% ВВП в 2010 г. до 0,52% в 2011 г.). Сборы от алкогольной продукции сократились в относительном выражении (с 0,46% ВВП в 2010 г. до 0,37% в 2011 г.), а поступления от обложения реализации двух других подакцизных категорий товаров стабилизировались на уровне 2010 г.: по табачной продукции рост был небольшим (с 0,24% до 0,26% ВВП), то же самое можно сказать и об акцизных доходах от продажи легковых автомоилей и мотоциклов (рост с 0,03% до 0,05% ВВП).