Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита; рассмотреть мероприятия по его сокращению;
Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:
где I - инвестиции,
G - государственные закупки,
Ex - экспорт,
S - сбережения,
T - чистые налоги,
Im - импорт.
Перегруппируем:
Из этого
равенства следует, что при росте
дефицита государственного бюджета
должны либо увеличиваться сбережения,
либо сокращаться инвестиции, либо
увеличиваться дефицит
Достоинства и недостатки финансирование государственного бюджета за счет внешнего долга: в этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.) т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Таблица 2.3 - Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внешнего долга.
Достоинства |
Недостатки |
Возможность получения крупных сумм. |
Необходимость
возвращения долга и |
Неинфляционный характер |
Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга |
Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике | |
При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны |
Составлено автором по [6,с.94]
2.2 Мероприятия по сокращению бюджетного дефицита
Сокращать бюджетный
дефицит достаточно сложно в силу
ряда причин. Объем обязательств по
осуществлению расходов, которые
принимает на себя государство, очень
велик. Эти обязательства
В целях сбалансированности
бюджетов правительства могут
Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие – при его исполнении. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью:
Помимо этого, в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.
Согласно законодательства,
для финансирования дефицита бюджета
предусматриваются источники
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти. Согласно ст. 48. Главы 8 Кодекса РБ [4].
Глава 3 Анализ, характеризующий финансовое положение Республики Беларусь
3.1 Динамика финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
Бюджетные ресурсы в Республике Беларусь распределяются через несколько каналов, включая:
1) Республиканский и местный бюджеты (далее - консолидированный бюджет);
2) Фонд социальной защиты населения (ФСЗН, выплачивающий трудовые пенсии и другие пособия по социальному страхованию);
3) Кредитные линии по проектам государственных программ, финансируемым из депозитов Правительства через государственные коммерческие банки.
При этом через систему Казначейства Министерства финансов отслеживаются финансовые потоки только по доходам и расходам консолидированного бюджета, тогда как квази-фискальные операции, включая кредитование государственных программ и государственные гарантии, связанные с данным видом государственной поддержки, остаются за рамками бюджета.
Основные параметры бюджета сектора государственного управления, включающего в себя консолидированный бюджет и ФСЗН, представлены в Таблице 3.1
Таблица 3.1 - Бюджет сектора органов государственного управления РБ, 2007 – 2010гг.
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Консолидированный бюджет |
||||
Доходы |
37,8 |
39,3 |
34,2 |
29,9 |
Расходы |
38,0 |
39,1 |
35,8 |
32,5 |
Сальдо |
-0,2 |
0,3 |
-1,6 |
-12,6 |
ФСЗН |
||||
Доходы |
11,7 |
11,3 |
11,8 |
12,0 |
Расходы |
10,8 |
10,0 |
10,7 |
11,2 |
Сальдо |
1,0 |
1,3 |
1,1 |
0,8 |
Всего доходы сектора государственного управления |
49,5 |
50,7 |
46,0 |
41,9 |
Всего расходы сектора государственного управления |
48,8 |
49,1 |
46,5 |
43,7 |
Дефицит |
0,8 |
1,6 |
-0,5 |
-1,8 |
Источник: [8]
Данные таблицы показывают, что благодаря высоким темпам роста экономики и соответствующе высоким доходам, бюджет сектора государственного управления был профицитным вплоть до кризиса 2009 года. Однако, политика стимулирования роста экономики, активно проводившаяся в 2009-10 годах на фоне уже сформировавшихся дисбалансов, негативно отразилась на состоянии государственных финансов. В 2009 году дефицит бюджета составил 0,5% ВВП (в том числе консолидированного бюджета – 1,6%), а в 2010 году он расширился до 1,8% ВВП. Для стабилизации макроэкономической ситуации и сокращения внешних дисбалансов, Правительство РБ приняло решение о сокращении дефицита бюджета сектора государственного управления в 2011 году с 3,4% ВВП, утвержденных ранее, до 1,4% ВВП за счет сокращения ряда расходов.
Таблица 3.2 - Исполнение консолидированного бюджета РБ
Доходы |
Из них |
Расходы |
Профицит(+), дефицит (-) | ||
налоговые |
неналоговые | ||||
2010 год |
48 754,2 |
44 874,9 |
3 769,6 |
52 980,3 |
-4 226,1 |
2011 год |
85 608,3 |
73 445,9 |
12 000,5 |
79 106,1 |
6 502,2 |
Источник: [1]
На основании Таблицы 3.2 делаем вывод, что в 2011 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 85,6 трлн. рублей доходов, что в 1,8 раза больше, чем за 2010 год (или 31,2 процента к ВВП против 29,6 процента в 2010 году). В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) они увеличились на 11,1 процента.
Динамика доходов, расходов и сальдо консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011 год нарастающим итогом представлены на Рисунке 3.1
Рисунок 3.1 - Показатели исполнения консолидированного бюджета РБ в 2011 году.
Источник: [1]
По Рисунку 3.1 можно сделать вывод, что 2011 год был профицитным т.е. доходы превышали расходы.
Доходная часть
3.2 Перспективы формирования бюджетного дефицита на 2012 год.
Бюджет 2012 года, будет бездефицитным за счет прогнозируемого роста доходов в 2,8 раза и увеличения расходов в 2,3 раза в сравнении с показателями, установленными на 2011 г. Таким образом, инфляционный потенциал ушедшего года обеспечивает динамику года текущего, усиленную намерениями поддержать высокие темпы роста экономики [12].