Бюджетный дефицит и меры его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, необходимого для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Содержание

Введение
I. Понятие бюджетного дефицита: концептуальные подходы
1.1 Теоретические основы формирования сбалансированного бюджета
Причины и факторы роста бюджетного дефицита
1.3 Бюджетный дефицит и государственный долг
II. Теоретические основы политики стабилизации бюджетного дефицита
Стратегия фискальной политики
Автоматические стабилизаторы
III. Федеральный бюджет и его дефицит в Российской Федерации
3.1 Дефицит бюджета в условиях плановой экономики СССР
3.2 Проблемы формирования бюджета и особенности бюджетного
дефицита в Российской Федерации на современном этапе
3.3 Перспективы уменьшения дефицита бюджета в России в настоящее время
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный-дефицит-и-меры-его-регулирования.-Реферат.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Это привело к тому, что проблема государственного долга  все более остро давала о себе знать. Существовало мнение, что в 1998-1999 годах Россия уже во многом была зависима от своих кредиторов. Основывалось оно на том, что после августа 1998 г. Россия перешла рубеж, за которым страна утрачивает способность к разработке своей независимой экономической политики.

В условиях достаточно резкого падения  доходов федерального бюджета Министерство финансов прибегало к все более активной экспансии финансового рынка за счет выпуска государственных облигаций для покрытия бюджетного дефицита. Поскольку возможность увеличения финансовых ресурсов в стране практически была исчерпана, то гипертрофированный рынок ценных бумаг, обслуживающих государственный долг, вел не только к возникновению кризисных явлений, повышающих степень риска всего рынка, но и к сужению кредитного и валютного рынков.

 

3.3 Перспективы уменьшения дефицита бюджета в России в настоящее время

 

Программа действий, планируемых правительством для сокращения федерального бюджета на 1998-2000 годы, была нацелена на ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания государственного долга и  на воздействие государства на финансовый рынок.

Таблица 3

Динамика дефицита бюджета в 90-х  годах

 

 

1996 год (отчет)

1997 год (оценка)

1998 год (проект)

1999 год (проект)

2000 год (проект)

Дефицит федерального бюджета

6,8

5,4

4,6

4,4

3,5

Первичный дефицит

1

0,4

0,2

-

-0,5


 

Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являлись:

—повышение уровня поступления  доходов федерального бюджета с 12,7 процента валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового внутреннего  продукта в 2000 году за счет совершенствования  налоговой политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации;

внесение структурных изменений  в расходы федерального бюджета  исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.

Реализация Программы  позволила:

—оптимизировать объем государственных  заимствований и, соответственно, ограничить расходы федерального бюджета  по  обслуживанию государственного долга  Российской  Федерации  до 4  процентов  валового внутреннего продукта в 2000 году (против 5 процентов валового внутреннего продукта в 1997 году);

—сократить долю участия государства  на финансовом рынке и  обеспечить уже в 1998 году снижение доходности по государственным ценным бумагам  до 13-15 процентов, что приведет к  дальнейшему  сокращению  учетной  ставки Центрального банка  Российской  Федерации.  В  среднесрочной  перспективе номинальные процентные ставки составят в 1999  году  12-13  процентов,  в 2000 году - 10-11 процентов;

—обеспечить достижение реального  роста валового внутреннего продукта к 2000 году в размере 5 процентов за счет  стимулирования инвестирования финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

—сократить объем связанных иностранных кредитов. Привлечение  внешних заимствований будет базироваться в  основном  на  использовании  кредитов международных финансовых организаций (Международного  валютного  фонда  и Международного банка реконструкции и развития).

Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу (первичный дефицит).

2000 год стал первым  годом, когда и федеральный  и консолидированный бюджеты  были исполнены без дефицита и существенного сокращения расходов. Резкое и существенное увеличение доходов позволило правительству финансировать расходы и погашение долга. в I квартале 2000 г. положительное сальдо баланса федерального бюджета составило 4,4% ВВП. Важно и то, что структура внутреннего заимствования принципиально изменилась по сравнению с 1999 годом. Доля неденежного заимствования увеличилась в 3 раза и достигла 63% валового финансирования.

В I квартале 2000 г объём погашения долга составил 7,4% ВВП. Общие выплаты по внешнему долгу составили 2,1 млрд. дол.

Внутреннее финансирование имело источниками краткосрочные  кредиты, полученные от крупных коммерческих банков, продажу государственных  активов и выпуск государственных ценных бумаг. Снижение процентной ставки и оптимистические перспективы грядущего финансового положения позволили возобновить выпуск ГКО.

Таблица 4

Структура финансирования дефицита федерального бюджета согласно

закону о бюджете на 2000г. и проекту закона

о бюджете на 2001 г. (млрд. руб.)

 

2000 г.

2001 г.

Внутреннее финансирование

39,1

11,5

Чистое заимствование

19,1

-9,5

Валовое заимствование

81,9

89,3

в том числе: кредиты ЦРБ

32,0

0,0

Погашение

-62,8

-98,9

Другие виды чистого  финансирования

20,0

21,0

 

Внешнее финансирование

18,7

-11,5

Валовое заимствование

187,9

143,9

в том числе: финансовые кредиты

135,1

118,4

Погашение

-169,2

-153,3


 

В проекте закона бюджет на 2001 г. являлся  сбалансированным—впервые за период начиная с 1992 г. По графику платежи  по основной части внешнего долга  в 2001 г. составляют 5,2 млрд. дол., при этом запланированы иностранные заимствования в размере 4,8 млрд. дол. Закон Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2001 год” составлен в расчете на следующие макроэкономические параметры: объем ВВП предполагается быть в сумме 2727,0 трлн. руб. (рост ВВП на уровне 101% его величины в 2000 году), при этом ожидается рекордно низкая за последние годы инфляция - 0,8% в месяц и рост валютного курса рубля на уровне 4 - 5%, что в реальном выражении должно составить 5560 руб. за доллар США в среднем за год.

Отрицательное сальдо баланса  по иностранному финансированию предполагается покрывать из внутренних источников. Однако, несмотря на то, что правительство планирует возобновить выпуск ГКО, чистое внутреннее финансирование в итоге составит отрицательную величину в размере 9,5 млрд. руб. Следовательно, погашение как внутреннего, так и внешнего долга будет финансироваться за счёт поступлений от приватизации и продажи золота.

Согласно прогнозам, по состоянию на 1 января 2002 г., объём внешнего долга составит 156 млрд. дол., а внутреннего долга—575,7 млрд. руб.

 

Заключение

 

Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются;

  1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
  2. циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
  3. сокращение налогов в целях стимулирования экономики.

Если бюджетный дефицит сохраняется  на протяжении длительного времени, неуклонно увеличивая размер государственного долга, то возможности правительства при проведении стабилизационной политики ограничиваются. По государственному долгу необходимо выплачивать проценты. Эти выплаты являются первоочередной статьёй расходов госбюджета и могут стать главной или даже единственной причиной дефицита бюджета, замыкая порочный круг: дефицит госбюджета—рост государственного долга.

В то же время, можно сделать вывод, что ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита; реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Бюджетный дефицит на сегодняшний  день является актуальнейшей проблемой российской экономики, потому что корни всех экономических проблем ведут именно к нему. Одной из главных причин сохраняющегося тяжелого экономического положения в нашей стране является отсутствие существенных позитивных сдвигов в структуре самой экономики. В первую очередь это отражает недостаточную эффективность проводимой политики финансовой стабилизации народного хозяйства, непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и населения. Однако положение нашей страны не безнадёжно. В 2000 году улучшилась динамика поступлений доходов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы; достигнуты высокие объёмы сальдо внешнеторгового баланса. Но всё равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита остаётся открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики на длительный период. Перед российской экономикой ставится задача избавиться от зависимости от своих кредиторов. Однако, бюджетная политика России ещё не стала действенным инструментом экономических реформ, ведь мощным экономическим инструментом государственного регулирования она становится тогда, когда опирается на чёткие социально-экономические ориентиры, которые пока в Росси не определены.

Литература

 

  1. Абалкин Л.А. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России// Экономист.—1999.—№8.—С.3-9.
  2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие.—М.: Гуманитарное издательство центр-ВЛАДОС, 1998.—296с.
  3. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики.—1996.—№6.—С. 100-109.
  4. Большаков С. Финансовая политика в условиях кризиса// Финансы.—1993.—№2.—С. 12-15.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. М.В. Романовского.—М.: Юрайт, 1999.—621 с.
  6. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления// Российский экономический журнал.—1996.—№10.—С. 23-33.
  7. Загладин Н. «Новый мировой беспорядок» и внешняя  политика России 2000 года// Мировая экономика и международные отношения.—2000.—№1.—С.14-26.
  8. Исполнение федерального бюджета 2000 г.// Обзор экономики России.—2000.—т. IV.—С.134-136.
  9. Крылов Т.З. Бюджетный процесс и бюджетный календарь в США // Финансы. - 1996. - №11.—С. 56-66.
  10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т..—М.: Республика, 1992.—399 с.
  11. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. - 1994. - №4.—С.71-76.
  12. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1003 "Об утверждении Программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы"
  13. Соколин Б. Плата за выбор. Каковы цена возможных экономических сценариев развития России// Санкт-Петербургские ведомости.—2000.—14 марта.
  14. Степанов Ю., Еремина Т. Проблемы финансовой стабилизации, неплатежи // Экономист. - 1996. - №9.—С. 23-31.
  15. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. Изд. 3-е—СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.—656с.
  16. Финансирование дефицита бюджета// Обзор экономики России.—2000.—т. II.—С.170-171.

Информация о работе Бюджетный дефицит и меры его регулирования